Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Различные техники законодательной социологии
Социологическое законодательное исследование бывает различной степени сложности. Наиболее элементарную его форму можно назвать суггестивным изучением. Здесь речь идет о социологическом исследовании, результаты которого могут быть ис- пользованы законодателем. Подчеркнем еще раз, что закск нодатель именно может, а не обязан использовать эти результаты. Так, например, результаты социологического исследования показали, что в простонародной среде, особенно среди жителей больших пригородов, соседи по квартирам охотно общаются между собой, особенно когда речь идет об их детях40. Отсюда нетрудно сделать вывод, что соседей целесообразно включать в комиссии по попечительству, цель которых состоит в защите интересов малолетних, определении дальнейшей судьбы осиротевших детей. В данном случае социологический вывод говорит сам за себя. Можно оласаться лишь того, что он может быть опровергнут последующими социологическими исследованиями. Пока же этого нет, данный вывод может быть положен в основу законодательного решения, в результате которого па свет появится гибкая норма, дающая судье возможность при формировании комиссии по попечительству учесть констатацию социологов. Законодательная социология может воспользоваться и более сложными техническими процедурами, действенность которых не столь непосредственна. Таких процедур две, и они очень непохожи друг на друга. Это моделирование и опрос мнений. Накоплен уже достаточный опыт, чтобы попытаться кратко теоретически их охарактеризовать. Создавая законодательную модель, социолог условно полагает, что эта модель—предположение de lege fereuda— уже является законом, и исследует, какие последствия мог бы иметь такой закон. Эти модели по необходимости сложны, поскольку они должны отражать не только первичные следствия, но также и последующие, возможные противодействия, переплетения последствий и т. д. Лучшие возможности для моделирования открывают те сферы законодательства, где регламентируемые юридические явления легко допускают квантификацию. Таковы хозяйственное право, финансовое право, а также семейное право (в той части, где оно сопряжено с демографией) 41. Представим себе, например, проект налогового закона, заменяющего систему деклараций о доходах системой внешних показателей благосостояния. Это повлекло бы многочисленные последствия в структуре потребления, в сфере производства средств потребления, в размещении капиталовложений, в организации и составе налоговых служб и т. д. V 333 Возьмем другой пример, на этот раз из сферы гражданского права. Предположим, что законодатель уравнял в наследственных правах законных и внебрачных детей. Это тотчас отразилось бы на завещаниях и дарениях, уменьшило бы количество добровольных признаний отцовства, сократило бы число превращений внебрачной семьи в законную, а также — внебрачную рождаемость. Законодательную модель можно почти бесконечно уточнять умозрительным путем; логическая конструкция может сопровождаться математическим уточнением, в том, конечно, случае, когда в каждое звено схемы могут быть включены достоверные величины, выведенные из имеющихся цифровых данных. Сторонников моделей следует предостеречь от излишне восторженного к ним отношения. Особенно серьезную проблему создает специфика юридических явлений, но не тех, которые сами служат объектом модели, а явлений родовых, скрытых, стоящих за другими социальными явлениями. Здесь возникает вопрос: какова эффективность нормы права, включенной в социальную модель? Так, например, специалисты по налогообложению и экономисты оказываются вынужденными включить в свои модели в качестве возможных последствий обман, поскольку это характерно для данной сферы отношений. Но при этом из их поля зрения ускользает то, что может быть названо пассивной неэффективностью нормы. А эта категория существенна. Когда норма призвана оказывать стимулирующее действие, полагают, что ее реальное применение именно таково. Здесь, однако, можно сильно ошибиться. Полагать так — все равно что говорить о функционировании какой-то машины, не учитывая при этом трения. Другой источник ошибок кроется в том, что создавая модель, ее авторы обычно предлагают изменения закона, который взят сам по себе, без учета того, что он включен в определенную систему норм и институтов. Последствия этого включения нельзя игнорировать. Так, например, сосуществование двух законов по аналогичным проблемам может привести к ослаблению действия каждого из них. Подчинение, которого требуют законодательные императивы, меняется в зависимости от того, направлены ли эти императивы в сферу, уже насыщенную законами, или же такую, которая регламентирована весьма умеренно. Когда законодатель не заботится о стабильности законов, это порождает у тех, к кому они адресованы, скептически-вы- жидательное отношение. С другой стороны, существует опасность, что если в модели будет слишком большое количество возможных переменных, то она расширится и станет значительно менее ясной. 17. ОПРОСЫ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В распоряжении законодателя всегда есть еще один способ обратиться к социологии. Речь идет о том, чтобы выяснить с помощью опроса, что думает население о проекте предполагаемого закона. Во Франции, как мы видели выше, законодательная социология не раз использовалась подобным образом. Исходный принцип таков: надо законодательствовать в соответствии с общественным мнением. И дело не только в том, что это демократично. Далеко не все демократы, и многие считают, что законодательство — особенно в области гражданского права — это такая специальная, технико-юридическая сфера, которая не должна додвергаться оценке всего населения. Тем более что для такой оценки существует парламентская процедура, удовлетворяющая требованиям демократии. Если же кто-то предпочитает прямую демократию, то оценка может быть произведена путем референдума. Но к политическому аргументу в пользу опроса общественного мнения следует добавить практический довод, а именно: соответствуя общественному мнению, закон имеет наибольшие шансы стать эффективным. Вентам в свое время заметил, что даже деспоты чувствительны к такому доводу. Еще до того, как в дело вступили социологи, законодатели пытались с помощью примитивных способов прислушиваться к общественному мнению. Разумеется, для этого они не прогуливались по ночам по улицам, как Гарун-аль-Рашид, и не просили, чтобы им присылали наказы третьего сословия. Однако они следили за прессой, контактировали с лобби. Это были отдельные примитивные каналы информации, причем информации пристрастной, исходившей от тех, чей голос звучал громче. Все это носило в конечном итоге элитарный характер. В отличие от этого опрос общественного мнения, проводимый в национальном масштабе, равнозначен выявлению той общей воли, которая призвана создавать закон. Конечно, настоящий, официально проведенный референдум более точно выразит общественное мнение, чем опрос референдарного типа, представляющий собой уменьшенную модель настоящего референдума. Очевидно и психологическое различие. Респондент общается с лицом, проводящим опрос, а не находится наедине с собой в избирательной кабине, как происходит лри референдуме. Разъяснения «за» и «против», которые респондент получает при опросе, не оказывают на него такого воздействия, как избирательная кампания. Наконец, в ответы на вопросы не приходится вкладывать столько решимости и воли, как в избирательный бюллетень. Ведь при опросе реформа позитивного права, о которой идет речь, еще достаточно далека. Опрос общественного мнения лишь подобие референдума. Но ведь конституционный референдум не может быть использован для предварительного изучения законодательной проблемы. На данной лредварительной стадии полезен эксперимент, призванный выяснить, каково будет избирательное поведение населения при различных вариантах решения этой проблемы. Опрос общественного мнения — наиболее подходящая форма такого эксперимента. Чем больше опрос будет походить на реальное голосование, тем достовернее он окажется. Поэтому при подготовке анкеты следует отдавать предпочтение наиболее просто сформулированным вопросам, на которые можно ответить только «да» или «нет». При определении выборочной совокупности нужно исходить из того, что генеральной совокупностью является все взрослое население, ибо выборка должна репрезентативно представлять избирательный корпус страны. Здесь обнаруживаются и некоторые научные преимущества опроса в сравнении с референдумом. Опрос позволяет проверить установки различных категорий населения, уделить больше внимания наиболее динамичным категориям — молодежи, городскому населению, работающим, — то есть тем, в отношении кого будет в будущем применяться закон, являющийся сегодня лишь проектом. Если бы проводился настоящий референдум, то голоса всех слоев населения смешались, ибо при референдуме каждый голос равен другому. Против опросов мнений о законодательстве выдвигают то же самое обвинение, что и против практики референдумов в Швейцарии, а именно то, что они способствуют консерватизму. Это обвинение недемократично, во-лервых, и необоснованно, во-вторых. Опрос в Небраске о родитель- ской власти, французские опросы о режиме семейного имущества, о наследовании, о разводе отнюдь не показали •безусловной привязанности общественного мнения к законодательному статус-кво. Любая аналогия опасна, если вывести ее за реальные пределы. Опрос общественного мнения имитирует референдум. Но было бы ошибочно, если бы на этом основании он претендовал на тот авторитет, который свойственен референдуму. Авторитет референдума зиждется на политическом признании правила большинства. Авторитет опроса зависит от тех положительных представлений о нем, которые он может вызвать у публики. Во Франции любой закон, который собрал 51 процент голосов, обязателен для каждого. Опрос, для того чтобы поддержать какой-то проект, должен, несомненно, собрать значительно больший процент голосов. Однако на вопрос, какой должна быть соответствующая цифра, не так-то просто ответить. Очевидно, что для того, чтобы она выглядела убедительно, к простому большинству должен прибавиться убедительный привесок. При этом несостоятельно требование единогласия или подобия единогласия. Консенсус — вот слово, обозначающее результат, который мог бы приветствовать законодатель. К определению консенсуса подходят по-разному. Одни считают, что здесь пригодна оценка «на глазок». Другие предлагают в качестве ориентира определенное количество положительных ответов, например «приблизительно две трети». При этом исходят из того, что с этим числом — две трети — традиционно связывается понятие квалифицированного большинства. Эта традиция достаточно разумна. Вспомним древнее изречение «трое составляют коллегию». Трое — это самая элементарная малая группа, где решение может быть принято большинством голосов. Дигесты говорят о законе, который устанавливал, что решения принимаются двумя из трех. После третьего Латранского собора 1179 года правило двух третей стало обязательным при выборах римского папы. Разве все это не выглядит убедительным? Подчеркнем еще раз, что результаты опроса ни в какой мере не обязывают законодателя. Он свободен в своем решении, и имеется немало примеров, когда законодатель занимал позицию, обратную мнению большинства опрошенных. Опрос о режиме семейного имущества показал, что все социальные классы, в том числе имущие, считают, 22 Заказ № 1161 что муж должен быть лишен права отчуждать ценные бумаги без согласия жены. За такое решение высказалось. 88 процентов опрошенных. Однако закон 1965 года не посчитался с этим, ибо, до мнению банков, такое решение-повлекло бы практические неудобства (требование двойной подписи мешало бы быстрому заключению сделок). Экономические интересы перевесили эгалитарные установки населения. В 1969 году английский законодатель отме-' нпл смертную казнь, хотя опросы показывали, что значительное большинство (до 85 процентов опрошенных) высказывалось за ее частичное сохранение. Итак, достигнув пределов того, что она может сделать, законодательная социология видит, что ее путь кончается свободой действия законодателя, но она нисколько не огорчена этим. Date: 2015-05-08; view: 553; Нарушение авторских прав |