Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Использование социологических исследований в законодательном процессеПовторим еще раз, что, хотя социологические исследования и снабжают законодателя данными, тем не менее социология права не может диктовать ему законы. В этой связи, используя терминологию конституционного права, можно было бы говорить о принципе разделения властей — социологической и законодательной. Мы ограничимся практическим доводом: социологические данные, даже тогда, когда они богаты нормативными выводами, не могут как таковые превратиться в текст закона. Оговорим на всякий случай, что речь идет не о неспособности фактов путем спонтанных изменений стать правом. Примеры такого превращения мы привели выше. Речь идет о другом, о том, как с помощью фактов создаются законы. Здесь должен участвовать законодатель, на обязанности которого лежит принять решение и формулировать его должным образом. Редакция и решение, соответственно форма и содержание, — те две необходимые стороны законодательного процесса, которые лишают социологическое исследование всякого шанса на непосредственную результативность. Социологические документы •— статистические анализы, выводы по материалам опросов — в языковом плане выдержаны в дискурсивном стиле. Уже этим они решительно отличаются даже от законов de lege ferenda, всегда выдержанных в предписывающем стиле. С этой точки зрения социологии было бы гораздо легче провозглашать прямым путем моральные правила, которые не требуют строгих формулировок. Мораль способна заставить подчиняться своим предписаниям даже тогда, когда они сформулированы весьма расплывчато; ее императивам, даже не имеющим четких очертаний, интуитивно подчиняются. Очевидно, это справедливо и в отношении обычного пра- ва, особенно в его ранних, примитивных формах, когда оно еще переплеталось с моралью. Но в развитых обществах норма права и прежде всего закон немыслимы без. определенной формы и четких предписаний. Законодательство — это не только определенная форма выражения, оно также рациональное умение решать. Законодательное мышление — необходимый компонент законодательного процесса. Оно представляет собой сложную операцию, ибо законодателю, как правило, лриходится выбирать одно из многих возможных решений. Одно и то* же социологически изученное явление может дать основание для своего различного законодательного осмысления. Так, например, если статистические данные говорят, что> суды отклоняют лишь 5 процентов исков о расторжении-брака, то возможны два равнозначных вывода. Первый: органы регистрации актов гражданского состояния работают хорошо; второй: необходимо усилить судебный контроль за расторжением браков. Даже в тех случаях, когда уже имеется принципиальное решение вопроса, в рамках этого решения возможны-разные законодательные варианты. Во Франции феодальные права были отменены без какой-либо компенсации,, а в Англии такая компенсация была. Законодатель должен подумать также и о том, следует ли вообще в данном-случае принимать решение, не целесообразнее ли оставить данную проблему без законодательной регламентации. Теоретически можно предположить, что социология,, достигнув высокого научного потенциала, овладев секретом учитывать все стороны любой законодательной проблемы, окажется способной определить, какое из различных суждений по определенному вопросу объективно является единственно верным. Но это чисто теоретическое предположение. Пока еще место социологического исследования в начальной стадии законотворческой деятельности,, до момента свободного выбора решения законодателем.
|