Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Прикладная социология и действие договора
Можно попытаться соотнести договорные отношения с так называемыми «паблик релейшенз», которые в настоящее время являются важным направлением психосоциологических исследований. «Паблик релейшенз» — это отношения предприятия со своими служащими, клиента- ми, акционерами, а также система специальных мер по налаживанию этих отношений. До сих пор оставалось в тени, что эти отношения по сути являются юридическими, а тогда, когда речь идет о предприятии частного права, — договорными. Почему же потерян из виду этот юридический аспект? Произошло это по той причине, что первые шаги в изучении «паблик релейшенз» предприняла индустриальная социология, для которой стало уже обычным рассматривать трудовое отношение как чисто фактическое, игнорируя стоящее за ним право. Что же касается тех публичных отношений, с которыми сталкивалась государственная администрация, — отношения со служащими, пользователями, гражданами, — то они хотя и правовые, но не договорные. Но от всего этого не становится менее правильным утверждение, что когда речь идет о частных предприятиях, то рационально построить «публичные отношения» можно, лишь основываясь на знании психосоциологических аспектов договора. Юристами давно замечено, что длительное действие договора наталкивается на трудности психологического плана. В момент заключения договора стороны обычно весьма тепло относятся друг к другу. Но по прошествии определенного периода наступает момент сомнения, а затем длительная полоса охлаждения и даже вражды, что нередко приводит к неисполнению договора и к судебному процессу. Специалисты-психологи ищут причины этого явления и соответственно возможности воздействия на него. Почему снижается договорный тонус? Откуда возникает напряжение? Предлагались различные средства воздействия, из которых наиболее приемлемое — обеспечение сторон надлежащей информацией, а наименее удачное — психодрама по модели Морено. Если практика и знает примеры терапевтического воздействия, то главным образом применительно к трудовому договору. Договор купли или поставки открывает возможности иного рода. Мы имеем в виду, в частности, психосоциологию платежа. Длительное время крупные предприятия и национализированные общества в своих договорных отношениях с клиентами не.отличались дипломатическим тактом. Их требования оплаты счетов были выдержаны почти в том же стиле, в каком фискальные органы требуют уплаты налогов. Это травмировало потребителя. В этой связи полезно вспомнить психологические советы, которые еще в XVII веке Ж. Савари адресовал тем, кто учился стать 20 Заказ № 1161 коммерсантом. Он рекомендовал терпение, которое весьма важно в искусстве требовать платежи 17. Идея «публичных отношений» имеет как приверженцев, так и отрицателей. Предприниматели все чаще прибегают к ней, полагая, что она, как и искусство паблисити' (с которым она имеет много общего), приносит ощутимые выгоды. И именно такое отношение предпринимателей сразу же порождает подозрение тех, у кого эта идея призвана, наоборот, порождать доверие, и прежде всего — у рабочих. Марксисты критикуют «паблнк релейшенз» за наивно-оптимистический подход, согласно которому причины договорных конфликтов лежат в психологических, легко-устранимых факторах, в то время как в действительности речь должна идти о соотношении экономических сил, которое зависит от действий класса. Другие критики этой идеи, избегая политизированной аргументации, полагают технически недостаточными процедуры, основанные лишь. на индивидуальной и даже межличностной психологии, поскольку понятие «публичные отношения» предполагает существование коллективного образования. Во многом расходятся и моральные оценки; если одни приветствуют попытки придать договору — массовым договорам, договорам присоединения — менее безличностный и тем самым более гуманный облик, то другие задают вопрос, не является ли все это пусканием пыли в глаза, пропагандистским трюком, придуманным прикладной социологией. Между брачным союзом и обществом в смысле Гражданского и Торгового кодексов (договор товарищества) имеется по меньшей мере аналогия. Правда, многие современные юристы полагают, что образование такого общества — это не договор, а особое явление — создание группы. Это, разумеется, не мешает социологическому обследованию, а, наоборот, способствует ему. Известна техника социограммы, с помощью которой Морено пытался составить схему притяжений и отталкиваний между индивидами. Применение такой техники к грулпе в стадии ее возникновения, позволяет сделать ее структуру более гармоничной. Эта же техника может быть широко использована пра-вом, регламентирующим проблемы урбанизации, и прежде всего для того, чтобы при планировании новых территориальных общностей учитывать не только экономиче- ские или градостроительные факторы, но и правовую психосоциологию. Мы подчеркиваем понятие «правовую». Памятуя о правовом плюрализме, необходимо выяснить, окажется ли удачным соединение отношениями соседства людей (и семей), правосознание которых различно (особенно в том, что касается права собственности). Это трудная задача, но она очевидна. Техника социограммы не менее полезна, когда дроисходит укрупнение городских или сельских административных единиц. Администрация, профилактически заботящаяся о том, чтобы такое укрупнение не привело к росту числа судебных дел, не должна допустить столкновения потенциально противоположных юридических установок. Наконец, техника социограммы — это способ выявить наиболее гармоническое (почти как в фаланстере) сочетание кандидатов на проживание в кооперативном доме или по совместному найму. Было бы неверно полагать, что применение психосоциологических процедур бесполезно, когда речь идет о' сторонах имущественного договора. При любом договоре, связанном с предоставлением кредита, важнейший вопрос — это платежеспособность должника. Специальные агентства коммерческой информации занимаются этой проблемой, но руководствуются они главным образом экономическими критериями. Однако даже поверхностные социально-психологические исследования отношений кредиторов и должников дают основание полагать, что для добросовестного исполнения договора волевая установка уплатить нередко более значима, чем экономическая платежеспособность. Существуют ли, однако, технические приемы, позволяющие объективно исследовать эту волевую установку? Изучение того, как часто до этого участник договора вступал в тяжбы или насколько широко они распространены в его среде, может помочь прогнозировать, хотя и с осторожностью, возможность конфликтов в будущем. Однако проверка верности договору ждет еще появления необходимых для этого тестов 18. Date: 2015-05-08; view: 570; Нарушение авторских прав |