Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Процедуры классической логики
Из четырех основных методов исследования причинной зависимости, предложенных Д. С. Миллем, Дюркгейм отказался от одного — метода остатков, лишенного, по его мнению, интереса. Что касается метода согласия и метода разницы, то Дюркгейм признавал их, но полагал, что в силу чрезвычайной сложности социальных фактов (к которым, добавим, относятся и юридические явления) польза от них в социологии незначительна. И наконец, четвертый — метод сопутствующих изменений — Дюркгейм считал подлинно социологическим методом, эквивалентом эксперимента, по его мнению невозможного в общественных науках. Попробуем воспользоваться советами Дюрк-гейма, обратившись к некоторым схематическим примерам. Метод согласия состоит в том, что явление, причину которого мы ищем, берется в нескольких разных ситуациях, и если во всех этих ситуациях общим является лишь одно обстоятельство, то именно это обстоятельства есть причина данного явления. Принцип таков, что любая переменная, от которой можно отказаться, не связана причинно с изучаемым явлением. Экономист Э. Левассер хотел проверить, действительно ли, как это утверждает Ле-Пле, установленная законом свобода завещания может быть причиной увеличения рождаемости. Для этого он составил таблицу, в которой законодательство 12 европейских стран о наследовании по завещанию сопоставлялось с данными о численности населения и росте рождаемости в один и тот же период (80-е годы прошлого века). Увидев на примере Бельгии и Нидерландов, что отсутствие свободы завещания не препятствовало значительному увеличению рождаемости, Левассер заключил, что между данным юридическим фактом и демографическим процессом нет отношения причины и следствия (отсюда также следует, что Гражданский кодекс 1804 года и его нормы о наследовании не были причиной падения рождаемости во Франции) 13. Метод разницы представляет собой как бы обратную сторону предыдущего: переменная величина, которая не может быть устранена без того, чтобы одновременно не исчезло данное явление, находится в причинной связи с этим явлением. Представим себе исследование, которое ставит целью определить причины, по которым супруги при распаде семьи выбирают или юридический, или фактический развод. Это предпочтение может быть измерено по числу «фактических разводов на каждые 100 случаев распада семьи. Средний процент за период 1966—1968 годов выглядел следующим образом по четырем выбранным департаментам: Аверон —24; Крез —13; Атлантическая Луара — 22; Рона — 12,9. Условно установим, что средний процент предпочтения фактического развода по этим четырем департаментам превышает 15. В качестве же обстоятельств, могущих объяснить предпочтение, возьмем два вида факторов: сельский (Аверон, Крез) или урбанизированный (Атлантическая Луара, Рона) характер департамента; значительная степень религиозности населения (Аверон, Атлантическая Луара) или, наоборот, отсутствие религиозности (Крез, Рона). Какой из этих двух факторов отсутствует там, где нет и изучаемого явления (точнее, его процент менее 15), то есть в департаментах Крез и Рона? Какой из этих факторов не может быть устранен там, где есть исследуемое явление, то есть в департаментах Аверон, Атлантическая Луара? Ответ на оба вопроса таков: этот фактор — значительная религиозность населения. Она — причина, определяющая выбор между юридическим и фактическим разводом, и другую можно не искать. Метод сопутствующих изменений связан с тем же типом мышления, что и два предыдущих. Однако он позволяет добиться большей точности. Суть метода в том, что если среди обстоятельств, которые сопровождают какое-то явление, имеется такое, которое изменяется с изменением этого явления, то между ними имеется причинная связь. Но при этом важно уточнить, с какой стороны находится зависимая переменная, а с какой — независимая, то есть объясняющая происходящие изменения. Часто это можно определить, основываясь на том, какое явление предшествовало во времени или может рассматриваться как более широкое. Но нередко бывает, что, хотя корреляция и установлена, причинная связь вырисовывается нечетко. Внебрачная рождаемость во Франции в период с 1835 по 1905 год выросла на 24 процента. В этот же период городское население увеличилось с 8 с половиной до 14 миллионов человек. Параллелизм величин, характеризующих оба явления, позволяет сделать вывод, что урбанизация — это фактор, влияющий на внебрачную рождаемость. Процедуры математической логики В современную эпоху прогресс математического анализа предоставил в распоряжение общей социологии, а затем и социологии права значительно более тонкие методы: факторный анализ, многофакторный анализ н т. д. Мы не имеем возможности показать сложный механизм этих процедур и отсылаем читателя к специальным исследованиям14. Поскольку эти процедуры требуют, чтобы все данные были квантифицированы (в том числе и нормы права), то полезно напомнить о том, что кван-тификация юридических явлений наталкивается на трудности и вызывает возражения, о чем мы уже говорили в предыдущей главе. В отличие от таких юридических явлений, как рождаемость, судебная деятельность, которые могут быть легко выражены в количественных показателях, более сложная задача выразить в алгебраических формулах само позитивное право. Правда, современные работы по юридической логике говорят о возможности представить норму права в алгебраическом виде 16. Однако, если такая формализация н сможет выразить догматическое содержание нормы, она тем не менее недостаточна, чтобы передать скрытую за этим содержанием социологическую реальность. : 8. КРИТИКА Юридическая социология, существующая ныне рядом с догматическим правом, выступает как инструмент его критической оценки. В прошлом такую роль выполняли другие науки: римское право в качестве «писаного разума», а позднее естественное право — мерило оценки существующих институтов. В более близкое к нам время и в наши дни эта роль перешла в зависимости от ориентации юристов частично к сравнительному праву, частично к марксизму. Таким образом, всегда ощущалась потребность в «отражающем зеркале», в сопутствующей дисциплине, которая показывала бы праву его недостатки. Чем объясняется эта потребность? Любая наука рискует оказаться в плену той разновидности интеллектуального самолюбования, которую справедливо называют догматизмом. Правовая наука в еще большей степени подвержена такому риску, ибо, оперируя с обязательными для всех правовыми формулами и решениями, она склонна идентифицировать себя с властью. Конечно, право имеет свой внутренний механизм критики, примером действия которого являются обжалование судебных решений и иски о превышении власти. Но это нечто вроде «оппозиции Ее Величества», ограниченная критика, не выходящая за рамки принятых правил игры. И когда названные выше средства и пути оказываются исчерпанными — вступает в действие правило «pro veri-tate habetur» — зафиксированное считается истинным и бесспорным. Чтобы прервать это спокойное течение вещей — смертельное, если оно длится достаточно долго, для всякой науки (на недолгое время такое спокойствие необходимо),— нужна критика, не связанная никакими предвзятыми установками, критика, которая не интегрирована в рамки данной системы. Юридическая социология может с успехом для права выполнять эту задачу именно пото-му, что она независима от него. Подчеркнем, что критическая функция юридической социологии — это не буффонада королевского шута, а именно научная функция-Догматической позиции, согласно которой закон — это выражение национальной воли или общего интереса, юридическая социология противопоставляет показ тех сил,, которые оказывают давление на законодателя (разного' рода лоббизм, заинтересованные ведомства и т. п.). Благодаря ей за юридическим законодателем вырисовывается фигура социологического законодателя, а норма права: предстает в более скромном виде. Юридическая социология подчеркивает эту болев; скромную, чем представляется догматической юриспруденции, роль нормы права также и тем, что показывает,, как часто законы могут оставаться мертвой буквой. Догматическое право мало интересуется тем, как применяются законы. В глубине души оно исходит из того, что* закон совершенен. Если же случается, что в каком-то» конкретном случае он нарушен, то санкции, которые последуют, и есть наивысшая форма действия закона. В отличие от этого социологическое исследование обнаруживает многочисленные проявления неэффективности. Многие законы не применяются или применяются лишь частично. Это происходит или в силу каких-то коренящихся в них самих причин, или в силу несознательности, безразличия и просто лени публики, или вследствие активного или пассивного сопротивления тех, кому эти законы адресованы. Не нужно удивляться тому, что критическая функция) наталкивается на настороженное отношение юристов; они опасаются, как бы она не снизила необходимое для права уважение к нему. Один из двух персонажей рассказ» Анатоля Франса «Неподкупные судьи», выражая эту мысль, говорит: «Критика законов несовместима с должным уважением к ним» 16. Вспомним, что столь же опасливым было и отношение' моралистов, когда Л. Леви-Брюль предложил создать науку о нравах. Мораль и право — это механизмы самосохранения общества, и понятно поэтому, что все то, в чем видят опасность для них, вызывает защитную реакцию социального корпуса. В прошлом веке во Франции посягательство на уважение к закону было наказуемым деликтом (ст. 3 Закона от 27 июля 1849 года, отмененная Со Законом о прессе 1881 года). Отмена — отменой, но симптоматично, что теперь наказуемо неуважение к суду (Ордонанс от 23 декабря 1958 года, изменивший ст. 226 Уголовного кодекса). Правда, эта статья применяется редко. Не говорит ли эта перемена объектов — от уважения закона к уважению суда — о возрастании роли судебной практики? Критическая функция социологии права должна отвечать ряду требований. Прежде всего, критика должна быть свободна от пренебрежения к своему объекту. В отношении права в целом и его важнейших институтов действует презумпция их значимости и важности для жизнедеятельности общества. Далее, чтобы избегнуть скороспелой вульгаризации, следует строго различать критику, основанную на уже полученных результатах, и критику в стадии исследования проблемы. И наконец, следует строго соблюдать право, которое критикуют, пока оно не будет изменено под действием критики. Date: 2015-05-08; view: 543; Нарушение авторских прав |