Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лабораторный эксперимент





Опыты такого рода могут проходить как в лаборатори­ях, так и вне их, в общедоступных местах. Если, например, вы хотите проверить степень гражданской сознательности разных социальных слоев, например какова склонность публики добровольно помогать полиции при охране обще­ственного порядка, то для этого достаточно пробежать по улице в разных округах Парижа с криком «держи вора!» и посчитать, сколько людей последует за вами. Однако моральные установки не разрешают поступить таким обра­зом. Нигде не зафиксированные, но действенные этические правила запрещают подобные эксперименты на публике40.

Не свободен от опасности такого рода и эксперимент в малой группе. Однако здесь у экспериментатора гораздо больше возможностей управлять ситуацией, рассчитать, в какой мере затронут участников его действия, предотвра­тить в какой-то мере вредные последствия. Малая группа может быть искусственной, то есть созданной самим экс­периментатором (они чаще всего состоят из детей или под­ростков; ими легче манипулировать, чем взрослыми, и они быстрее реагируют на изменения). Группа может быть и

спонтанной, то есть существующей сама по себе, незави--симо от опыта — школьный класс, заводской цех, совет управляющих и т. д. (и здесь предпочитают группы менее сложные в психологическом плане, как, например, школь­ный класс). Добротное проведение лабораторного экспери­мента требует, чтобы наряду с экспериментальной группой, которая действует в соответствии с программой опыта, имелась и вторая, контрольная группа, идентичная первой и не подверженная экспериментальному манипулиро­ванию.

Политическая социология использовала эксперимент в малой группе для изучения лидерства. Юридическая со­циология могла бы сходным образом обратиться к нему для анализа норм, действующих в малой группе (возник­новение этих норм, их соблюдение, нарушение и т. д.).

Слабость лабораторного экспериментирования в том, что оно дает больше сведений об инфраюридическом, чем о праве в собственном смысле. Перенос на общество в це­лом того, что правильно в отношении малой группы, яв­ляется искусственным уже потому, что малая группа всегда значительно более гомогенна, чем общество в целом. Правда, это возражение снимается в тех случаях, когда исследователи пытаются воспроизвести в малой группе деятельность, вытекающую из интересов общества, напрп-мер опытное воспроизведение заседания жюри присяжных.

Такой опыт произвела в 1966 году Рита Джеймс Симон с целью выяснить, какое влияние оказывает на вердикт пресса. Вымышленные присяжные были ознакомлены с вымышленными статьями, одни из которых имитировали издания, падкие на сенсации, а другие — издания более объективной тональности. Вывод экспериментатора был примерно таким: 1) сенсационная пресса особенно часто влияет на первое представление о виновности; 2) присяж­ный в ходе судебного разбирательства достаточно легко изменяет это первое впечатление, внушенное прессой41.

Обычно воздерживаются от того, чтобы включать в по­нятие экспериментирования психодраму и социодраму. Те, кто разрабатывал эти психотерапевтические процедуры, вряд ли думали о том, как применять их в праве, и вряд ли замечали, что отношения, которые пытались интерпрети­ровать с помощью этих процедур (например, между нани­мателем и рабочими, между родителями и детьми),, были юридическими отношениями. Однако теоретически техни­ка психодрамы может быть применена ко всем конфлик-

 

там, возникающим в сфере права, будь то скрытые, назре­вающие конфликты (например, между сторонами продол­жающего действовать договора) или конфликты, перерос­шие в судебный процесс.

13. ТЕСТЫ

Тест — это заранее продуманное испытание, при прове­дении которого используется точная техника оценки ре­зультатов. В плане экспериментирования речь может ид­ти лишь о так называемых аффективных тестах (в отличие от тестов на испытание умственных способностей, исполь­зуемых в педагогике и могущих, как представляется, быть полезными для выяснения пригодности лица к различным юридическим профессиям). Аффективные тесты предна­значены для выяснения личностных установок, они как бы •провоцируют человека на то, чтобы он раскрыл их. Аф­фективные тесты могут иметь разные формы, и любая из них применима в юридической социологии.

В качестве примера укажем на тесты, проводимые" с помощью рисунков: ребенка просят нарисовать членов его семьи, и в зависимости от того, чья фигура нарисована бо­лее крупной — отца или матери, можно сделать вывод о том, по какой модели построена данная семья — патриар­хальной или матриархальной. Не менее известен и тест, изучающий правосознание, когда излагается практический случай, допускающий разные толкования вопросов факта и права, а лицо просят сделать выбор между возможными решениями. Таков, в частности, известный тест Мира-и-•Лопеца о супружеской неверности. Опрашиваемого про­сили поставить себя на место обманутого супруга и вы­брать одно из десяти возможных решений: убить соперни­ка, убить виновницу, уйти от нее, юридически расторгнуть брак и т. д. Мира-и-Лопец подверг этому тесту 578 супру­жеских пар. Оказалось, что чисто юридическое решение проблемы предпочло лишь 25 процентов опрошенных42.


Нередко с вопросами, приближающимися к тесту, мож­но встретиться и в обычных анкетах, применяемых при опросах. От собственно теста такие вопросы отличаются лишь тем, что они более естественны, а с тестами их сбли­жает то, что они ставят перед опрашиваемыми не прямой, а обходный вопрос. Хотят выяснить мнение опрашивае­мого по проблеме А, но, поскольку опасаются, что прямой вопрос вызовет защитную реакцию, респондента спра-

шивают о проблеме Б с учетом того, что ответ на этот вопрос раскроет и его отношение к проблеме А. Вместо того, чтобы спросить: «Считаете ли вы, что равенство по­лов должно укрепляться?» — задают иной вопрос, а имен­но: «Если у вас есть дочь, какое образование вы хотели бы ей дать?» А вместо того, чтобы прямо задать вопрос: «Ваше мнение о свободном союзе?» — спрашивают: «Если бы ваш сын состоял в свободном союзе, то принимали бы вы в своем доме его спутницу?» Именно такой вопрос был ис­пользован при проводившемся Французским институтом общественного мнения опросе о внебрачной семье. Ответ «Конечно, да» дали 44 процента опрошенных мужчин и 33 процента женщин. Ответ «быть может» — соответствен­но 27 и 32 процента и ответ «конечно, нет» — 23 и 27 про­центов. При ответе на корреспондирующий вопрос: «При­нимали ли бы вы в вашем доме спутника вашей дочери, состоящего с ней в свободном союзе?» — цифры были со­ответственно таковы: 33 и 28, 26 и 28, 35 и 36 процентов, что свидетельствует об устойчивости различий в мораль­ных оценках ситуации мужчины и женщины43.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Начиная с 70-х годов нашего века говорят о кризисе социологии, выражающемся в кризисе ее методов. Речь идет о кризисе доверия к этим методам (см., например: Boudon R. La crise de la sociologie, 1971). Поскольку юридическая социология заимствует методы у общей со­циологии, не является неожиданным то, что и она ока­залась зараженной этим пессимизмом. (См.: Comma-ille J. et Marmier-Champenois M.-P. Lo methode de la sociologie juridique par rapport aux methodes de la sociologie generale. — Travaux du Colloque de sociologie juridique franco-sovietique. P., 1977).

2 Имеются авторы, выступающие против принципа объективности, например: Boudon R. Les methodes en sociologie. 1969; Duvignaud. Introduction a la sociolo­gie. 1966.

3 Go ode W. Women in divorce, 1965.

4 Участвующее наблюдение пришло из этнологии. Что­бы лучше понять жизнь примитивного общества, некото­рые этнологи-исследователи стремились быть принятыми в него, в том числе и юридически (некоторые племена знали институт искусственного родства). Однако не все


18 Заказ №. 1161

этнологи — сторонники этого способа. По мнению Гриоля,. общество, в которое включался исследователь, будет от­носиться к нему с недоверием. См. об этом: «Annee socio-logique», 1968, p. 297.

5 Эта техника воображаемой социологии имеет двв' формы. Одна больше тяготеет к литературе. Она более ин­туитивна. Пример: роман Генри Джеймса «Что знала Мейзи» (James H. What Maisie knew, 1897), показы­вающий юридическую психосоциологию развода глазами ребенка разводящихся родителей. Другая форма более на­учна, основывается на документации. Такова, например, известная книга Лонгрэ «Восток и Запад» (Longrais J. des. L'Est et 1'Ouest. 1958), где правовой статус японского-феодализма показан через повседневное существование крестьянских семей.

6 Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955, с, 402.

7Gilissen J. Du privilege du cadet ou droit de-main ete dans les coutumes de la Belgique et du nord de-la France. — «Etudes Pierre Petot», 1959, p. 231.

8 См.: Melanges H. Levy-Bruhl. 1959, p. 417.

9 Тацит Корнелий. Сочинения. Л., т. 1, с. 81.

10 Например, в уже приводившемся примере обычая наследования у татар.

11 «American Journal of Sociology», 1965, № 2, p. 159.

12 В ближайшем будущем можно ожидать появленияг звучащих документов.

13 Приведем некоторые работы, основанные на исполь­зовании этих документов: Goubert P. Cent mille pro-vinciaux аи XVIII siecle. 1968; Vincent J. Les contrats de manage a Cannes de 1785 a 1815. — «Revue historique», 1973, № 1; Sicard G. Societe et comportement juridique, une enquete sur les contrats de mariage аи XIX siecle. — «Annales Fac. droit Toulouse», 1970, p. 245; Lafon J. Regimes matrimoniaux et mutations sociales, les epoux bordelais (1450—1550). P., 1972; Daumard A. et autres. Les fortunes franchises аи XIX siecle. 1973.

14 В качестве примера исследований такого рода см.: С h а г п а у J.-P. La vie musulmane en Algerie d'apres de la jurisprudence de la premiere moitie du XX siecle. 1965.

15 Прокурор при революционном трибунале в период Французской буржуазной революции, известный актив­ностью и непримиримостью во время якобинского терро­ра. Казнен после Термидорианского переворота (Прим. перев.).

16 Корне ль Пьер. Театр. М., 1985, т. 1. «Сид», с. 280—281. См. вступительную статью.

17 См., например: Peytel. Balzac, juriste romantique. 1950; Faillie M.-Henriette. La femme et le Code civil dans la Comedie humaine, 1968.

18 См. например: Leib. Les mesalliances dans le ro-man aux XVIII et XIX siecles. 1936; Dame. L'avocal dans la litterature. 1947.

19 В связи с идеей об изобразительном музее права см.: Fehr H. Das Recht im Bilde. Zurich, 1923. Автором предложена интересная модель, построенная, правда, поч­ти исключительно на немецком материале.


20 См.: «Ethnologic franchise», И, 1—2, 1973, р. 123.

21 Ф. Арие полагает, что большая частота упоминания ребенка в современном законодательстве отражает все возрастающее внимание, которое уделяют ребенку общест­во и нравы (Aries Ph. L'enfant et la vie familiale sous 1'Ancien Regime. 1960).

22 Ст. 1382 французского ГК устанавливает общее пра­вило возмещения ущерба, причиненного по вине данного лица, а ст. 1384 говорит об ответственности за ущерб, ко­торый причинен не самим лицом, а действием лиц, за ко­торых он должен отвечать, или вещами, которые нахо­дятся под его надзором (Прим. перев.).

23 См.: «Revue historique du Nord», 1958, № 158.

24 Michel A. Famille, industrialisation, logemcnt. 1959; Marmier M.-P. Sociologie de 1'adoption, etude de sociologie juridique. 1969.

25 «Sondages», 1970, № 4.

26 «Sondages», 1967, № 1.

27 Compte general de Г administration de la Justice. 1969.

28 Lewis 0. Les enfants de Sanchez. P., 1964. В США книга вышла в 1961 году. О. Левайс (1914—1970 годы), профессор антропологии, впоследствии подготовил таким же методом еще несколько книг: «Pedro Martinez» (о мек­сиканском крестьянстве), «La Vida» (о пуэрто-риканских кварталах в Нью-Йорке). Магнитофонный опрос дебюти­ровал, по всей видимости, в романе Трумэна Капоте «Со­вершенно хладнокровно», опубликованном в США в 1959 году (в русском переводе: «Обыкновенное убийство». М., 1965. — Прим. перев.). Роман состоит из записанных на пленку бесед с двумя молодыми преступниками. Из французской литературы укажем: Prevost A. Grenadou, paysan fran^ais. 1966; Duvignaud J. Chebika. 1968.

18*

29 «Revue economique», 1950, № 1.

30 Ascarelli. Economia di massa e statistica giudiza-ria. — «Saggi di diritto commerciale», 1955; Durand P-La connaissance du phenomena juridique et les taches de-la doctrine moderne du droit prive, 1956.

31 В русском языке эта этимологическая связь не про­слеживается, но она видна в немецком и романском язы­ках (der Staat 1'Etat), откуда и их термин «статистика» (Прим. перев.).

32 См.: L'instruction generale sur 1'etat civil. 1975. («Общая инструкция об актах гражданского состояния»),

33 См. об этом: Т he г у F. Le concubinage en France.— «Revue trimestrielle de droit civil», 1960, № 1; а также «Population», 1972, № 2.

34 Подробнее об опросе см.: Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. М., 1972, с. 396 и ел.; Chigli-one R., Matalon В. Les enquetes sociologiques, theories et pratique. 1978; Stoetzel J., Girard A. Les sonda^ ges d'opinion publique. 1973.

35 «Le divorce et les Francais», t. II, 1975, p. 13.

36 Ibid., t. I, 1974, p. 69.

37 Cohen, Robson, Bates. Parental authority, the Community and the Law. 1959.

38 На несовершенство этой терминологии указывает Ф. Маршос-Стейф, продемонстрировавший слабости опро­са общественного мнения и предложивший этот новый технический способ (Marcus-Steiff J. Les ef fets de la publicite sur les ventes; quelques resultats de 1'analyse des donnees naturelles. — «Revue franchise de sociologie», 1969, № 2.).

39 Сторонники сохранения смертной казни утвержда­ли, что статистическая информация, собранная за пять лет, недостаточна, и требовали, чтобы экспериментальный период был продлен еще на пять лет.

40 Тем не менее такие опыты были. В частности^ в США проводился опыт, призванный показать, как рас­пространяются слухи. См.: Stoetzel. Psychologie so-ciale. 1963, p. 251.

41 James Simon R. The Sociology of Law. 1968, p. 617. 42Mira у Lopez. Manuel de psychologic juridique.

1950, p. 78.

43 Compte general de Г Administration de la Justice. 1969.







Date: 2015-05-08; view: 618; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию