Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава четвертая
ФУНКЦИИ ЮРИДИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ С особым вниманием необходимо отнестись к вопросуг для чего нужна юридическая социология? Для того чтобы" заслужить признание юристов, всегда отличавшихся утилитаризмом, она должна приносить реальную пользу. Никто не задается вопросом о пользе права, ибо эта польза очевидна и во всяком случае презюмируется. Однако из-того, что право полезно, еще не следует, что полезно также • его социологическое осмысление. Для признания в юридическом мире социологии следует обосновать выполняемые • ею функции. Функции юридической социологии, как и всякой другой научной дисциплины, следующие. Первая — это научная функция, которой в данной связи мы уделим меньше внимания, поскольку к ней относится многое из того, что-уже было сказано об этой дисциплине как таковой. Вторая — это практическая функция, которой в этой главе уделяется особое внимание, потому что вокруг этой функции идут особенно оживленные споры. В соответствии с этими двумя функциями можно было бы выделить две модели, два вида юридической социоло--гии: чистую юридическую социологию и прикладную юридическую социологию. Однако и здесь, как и во многих других случаях, предпочтительно не раздваивать науку, а говорить о единой науке и ее применениях. I. НАУЧНАЯ ФУНКЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ' 1. ОБЩАЯ ИДЕЯ Научная, или теоретическая, умозрительная функция-юридической социологии — это, в сущности говоря, сама юридическая социология как наука и знание, но знание,. 27Г "подчиненное определенным.требованиям. Это осмыслен-'•ное, систематизированное, устоявшееся знание, а не интуитивное знание или знание, основанное на здравом смысле. Нет такой науки, введение в которую не начиналось бы с предостережения относительно здравого смысла. Нельзя принимать на веру то, что кажется очевидным. Для социологии же это правило особенно существенно. Сколько раз по окончании.опроса раздавались утверждения, что иссле-.дователи ломились в открытые двери, а в полученных результатах нет ничего, что нельзя было предвидеть, исходя из здравого мысла. Однако утверждать так — значит не ^видеть капитального различия: то, что раньше можно было только предполагать, теперь известно с определенной степенью достоверности (особенно если возможна кванти-фикация). В юридической социологии (еще больше, чем в общей) приходится опасаться стремления понять проблему до ее изучения. В юридической социологии это стремление выглядит наиболее естественным. Дело в том, что в отношении общих социальных явлений мы не чувствуем себя столь способными к прямым оценкам, как тогда, когда речь идет о юридических явлениях. Почти каждый (во всяком случае, в современном обществе) ощущает в себе нечто вроде врожденной способности выступать в качестве • законодателя и судьи. Юридические проблемы кажутся..настолько ясными, что любой смело дает свои оценки и •;при этом легко ошибается. Можно было бы написать целую книгу о различного •рода правдоподобных очевидностях, основанных на здра-•вом смысле, которые при научном анализе оказываются далекими от истины. Приведем исторический пример. Мыслители XVIII 'века считали очевидным, что в перво-•бытных обществах (естественное состояние) формы договора были весьма просты по сравнению с цивилизованными обществами. Однако этнология показала (это сделал уже Мэн), что примитивная мысль могла быть достаточна 'тонкой и сложной, и это отражалось как в договорах, так и иных действиях 1. Нередко бывает и так, что очевидное имеет несколько -сторон, но случайно или доверившись первому впечатлению акцентируют лишь одну из них. Когда же потом появляются опровергающие факты, то можно, ничего не •объясняя, воскликнуть: «Но это же было очевидно!» Поставим в качестве примера вопрос: в большей ли :278 склонны к самоубийству женатые люди? Человек, чей брак неудачен, поспешит ответить утвердительно; его опыт говорит о том, что брак создает напряженности. Однако-возможен и антитезис: брак — это препятствие на пути к-самоубийству, семья удерживает человека от этого шага. Факты и статистика — вот единственный судья, который" может помочь остановиться на одном из этих двух полярных мнений. Здесь нужно следовать за Дюркгеймом. Его-начинание заслуживает высокой оценки, хотя статистика,., на которую он опирался, не оправдывала его доверия. Изучение реалий — такова цель любой науки, но юридической социологии оно особо предписано по самому ее-определению. Догматическое право — только форма, искусственное образование, и социология права противопоставляет себя этой догме, она не имеет другой цели, кроме' как отбросить все покровы и восстановить контакт с утраченными реалиями. Современные юристы возлагают на социологию права больше надежды, ждут от нее новых знаний и объяснений: права. * ЗНАНИЕ Начинать следует именно со знания. И многие юристы1 требуют от юридической социологии лишь одного — утоления их потребности в знании того, что происходят в реальной жизни. Они видят, что книги о праве подобны театральным декорациям. А законы? Тому, что происходит-повседневно, они посвящают одну строку, а редким исключениям — подробные правила. Судебная практика? Но она» рассказывает лишь о патологической части реальной действительности. Мы изучаем договор и его отдельные виды (купля-продажа, поручение), но плохо знаем, каковы те«практические ситуации, которые складываются за этими формами. И наконец, мы исходим из того, что право применяется. Однако не остается ли оно в ряде случаев бездействующим? Юридическая социология призвана выявить те свойства самого права, которые мешают его познанию, показать чрезвычайное разнообразие практических ситуаций, обратив особое внимание на его повседневную реализацию, не приводящую к судебным спорам. Эту функцию» сбора сведений, получения данных юридическая социология спонтанно выполняла с первых дней своего сущест- 279» i-вования, что помогло по-новому взглянуть на многие ^институты. Доверившись доктринальным источникам, историки •полагали, что на юге Франции в XIII—XVI веках знали..лишь такой режим семейного имущества, который Гражданский кодекс определил как «режим при наличии при-.,даного». Однако исследования нотариальных архивов показали широкое распространение и в тот период режима общности имущества супругов2. Основываясь на опубликованной судебной практике,.цивилисты считали, что со времени реставрации и до Пя-•той республики вследствие падения нравов и ослабления правового ригоризма число внебрачных детей постоянно возрастало. Однако статистика выявила удивительное.постоянство процента внебрачной рождаемости: 6,96 —• в 1815—1830 годах; 7,03 —в 1830—1850 годах; 7,45 — в 1850-1870 годах; 8,07 - в 1870-1900 годах; 8,7 - в.1930 году; 6,7 — в 1936 году; 6,5 - в 1958-1969 годах.,Не следует переоценивать возможности этой функции сбора сведений по такого рода конкретным проблемам. Ей надо отдать должное в том смысле, что она побуждает к дальнейшим исследованиям, но было бы ошибочно полагать, что с ее помощью можно сразу же решить все проблемы. Было бы весьма опасно поспешно придавать такой информации всеобщее значение, не учтя иные возможные и неизученные аспекты. Так, цифры, свидетельствующие о стабильности уровня внебрачной рождаемости, о чем говорилось выше, нуждаются в сопоставлении с кривой абортов..В отличие от юридико-догматического знания, которое может считать себя завершенным, как только •обсуждаемая проблема получила судебное решение, социологическое познание не останавливается никогда. Дополним сказанное несколькими замечаниями. В прошлом веке Л. фон Ранке, определяя задачи исторической науки, выдвинул формулу «показать, как это действительно происходило». То же самое можно сказать и о социологии, и поэтому истина в этой науке схожа с ис-•тиной в исторической науке. Следовательно, и юридическая социология может претендовать на более высокую степень истинности, чем та, которой довольствуется догма права. В начале нашего века Бартэн, возможно находясь под впечатлением дела Дрейфуса, провел ставшую классической параллель между историческим и судебным доказательством. Поскольку судебное доказательство всегда .280 ограничено, юридическая истина, которая основывается:1 на нем, далека от подлинной истины, это — искусственная истина. Как говорили римские юристы — «судебное решение принимается за истину». Еще одно дополнительное замечание — о реальности,, которую призвана охватить юридическая социология. Понятие правовой реальности неопределенно. Мы не исчерпаем его, если добавим к законам и обычаям судебную н внесудебную практику и договоры. Это все сфера догматического права. Перед юридической социологией более-обширная область, в которую входят также правонарушения, фактические ситуации (например, «свободный союз»), являющиеся как бы продолжением права. Все,, перечисленное выше и взятое вместе, и составляет то, что-можно назвать позитивной правовой реальностью. Но существует также негативная правовая реальность, которая хотя и не видна, но тем не менее важна. Сюда относятся, в частности, пробелы в праве, бездействие закона-(это также форма его реального осуществления). Из числа причин, препятствующих юридико-социоло-гическому знанию, укажем на свойственный праву формализм. Дюркгейм считал правильным, что его социологические методы обращаются по преимуществу к таким явлениям, которые материализованы и имеют внешнюю форму. Но явления, зафиксированные юридически и получившие тем самым внешнюю форму, составляют лишь малую часть правовой реальности. Основная масса юридических фактов не оставляет после себя следов, в мы можем впоследствии изучать лишь то, что было формализовано, а это опасно, ибо ведет к искажениям. Так, изучая нотариально заверенные дарения, мы упускаем из виду ту массу дарений, которая не требовала предустановленной формы, а за куплей-продажей недвижимости не видим повседневные акты бытовой купли-продажи. Date: 2015-05-08; view: 533; Нарушение авторских прав |