Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Экспериментирование в юридической социологии. Законодательный эксперимент
Стало уже классическим выделение двух основных методов научного доказательства — наблюдения и эксперимента. При наблюдении исследователь изучает и сравнивает то, что уже существует и спонтанно развивается. Экспериментирование, наоборот, заключается в том, что исследователь по своему усмотрению искусственно создаст нечто новое, манипулирует изучаемым объектом. Несомненно, что классическим социологическим методом является наблюдение. Однако сегодня мы констатируем существование, хотя и в ограниченных маштабах, экспериментальной социологии. Тут юридическая социология во многом отражает ситуацию, сложившуюся в общей социологии. В этой последней наблюдение остается преобладающим методом и именно с ним связаны все рассмотренные нами выше технические исследовательские процедуры. Однако в общей социологии допустимы и практикуются определенные виды экспериментирования, а именно: лабораторный экспери- мент и тест — своеобразная форма интеллектуального экспериментирования. Юридическая социология заимствовала обе эти техники, но особенно интересно отметить, что еще раньше она знала свой, присущий лишь ей вид метода — законодательный эксперимент. Его общая схема такова: при наличии сомнений в принципиальной установке, положенной в основу предлагаемой реформы, или сомнений в методах ее реализации законодатель принимает закон и вводит его в действие лишь длз того, чтобы посмотреть, как он будет применяться. Законодатель резервирует за собой право отменить или изменить закон в зависимости от полученных результатов. Законодательный эксперимент противоречит классическому понятию закона как всеобщей и постоянно действующей нормы. При эксперименте заранее предустановлено возможное изменение закона и очень часто он испытывается лишь на определенной части территории страны. Это дает возможность сравнить его результаты с тем, что происходит на остальной части территории, где продолжает действовать старое право. О законодательном эксперименте можно с основанием говорить лишь тогда, когда законодатель намерен, исходя из научных посылок, провести именно его. Ибо имеются временные законы, а также законы, ограниченные в своем действии в пространстве. В этих случаях юридическая социология получает возможность сравнительного наблк>-дения, но это именно наблюдение, а не экспериментирование. То же следует сказать и о специфической ситуации в США. Американцы иногда утверждают, что их федеральная конституция открывает возможности для определенного рода законодательного экспериментирования, поскольку один и тот же закон может быть принят в одних штатах и не принят в других или же принят в разных штатах в разное время. Но это разнообразие не есть результат определенного научного проекта. Это непредусмотренный, случайный результат. Поэтому представляется более точным говорить в этой связи о технике изучения особых случаев; это — особый вид наблюдения, но не подлинный эксперимент. С чисто юридической точки зрения законодательный эксперимент связан с очевидными неудобствами. Зная о том, что закон не окончателен, недовольные им лица склонны выжидать, а не действовать в соответствии с ним. Когда закон применяется не повсеместно, это возбуждает недовольство, порождаемое эгалитарными чувствами. Поскольку применение закона происходит в особых условиях, полученные результаты во многом теряют свою доказательную силу. Законодательный эксперимент довольно часто практиковался при «старом режиме», и в частности использовался просвещенным абсолютизмом в XVIII веке. Так, например, Тюрго во Франции прославился тем, что испытывал финансовые реформы в своем интендантстве Лимузен. В Германии и Италии многие монархи малых государств также подвергали испытанию новые идеи своего времени, авторами которых были физиократы. Судья Дюпати в своих «Письмах об Италии» (1785) рассказывает, что в Тоскане смертная казнь (и пытки) была незадолго до того отменена указом, но не законом. При этом автор добавляет: «Хорошее законодательство, как и хорошая физика, должно быть экспериментальным. Законы нужно испытывать». Господствовавший в то время и ставший привычным партикуляризм способствовал тому, что законодательное экспериментирование выглядело вполне естественным. Революция изменила отношение к нему. Новые идеи единства, равенства, законности, парламентаризма были препятствием на пути к законодательному эксперименту. Чтобы он стал возможен, потребовалось определенное ослабление легалистского духа. Хорошим примером законодательного эксперимента может служить Декрет от 5 октября 1965 года, который ввел в гражданско-процессуальное право новую процедуру. Сперва она была опробована в пяти апелляционных округах, в 1968 году еще в семи, а ее окончательное установление на всей территории страны произошло лишь в 1977 году. В связи с этим экспериментом выдвигались возражения, мотивированные эгалитарными соображениями, о которых говорилось выше. Коллегия адвокатов при Парижском суде, оспаривая этот декрет в Государственном Совете, среди других мотивов ссылалась на то, что он нарушает Закон от 16—24 августа 1790 года, отменивший судебные привилегии и провозгласивший равенство всех граждан перед правосудием. Государственный Совет 21 февраля 1968 года отклонил жалобу, но данный мотив поставил его в затруднительное положение. Совет нашел выход в формуле, что принципы 1790 года в данном случае / не нарушены, поскольку речь идет лишь о переходных мерах. Нетрудно заметить, что эксперимент наиболее удобен при решении юридико-техиических проблем, в частности в сфере управления. В сфере гражданского и уголовного права труднее увидеть законодателя, создающего норму для того, чтобы посмотреть, что из этого получится. Тем не менее именно в таком экспериментальном порядке в Англии в 1965 году было приостановлено (до 31 июля 1970 года) применение смертной казни. По истечении этого срока парламент должен был или окончательно отменить смертную казнь (что и было сделано), или вернуться к ранее существовавшему положению, когда смертная казнь предусматривалась как высшая мера по ряду категорий дел об убийствах39. Во Франции Закон от 17 января 1975 года, приостановивший на пять лет наказания за аборт, также имел, очевидно, экспериментальный характер. Это подчеркивалось и тем, что Институту экономических и демографических исследований был поручен ежегодный социодемографический анализ действия нового закона. Date: 2015-05-08; view: 618; Нарушение авторских прав |