Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ОБЪЯСНЕНИЕ. Выявить и пассивно запротоколировать юридические явления — этого еще мало
Выявить и пассивно запротоколировать юридические явления — этого еще мало. Мы хотим знать, почему или по меньшей мере как возникли эти явления. Мы хотим знать причины вещей. Социологические данные могут рассказать как о полигамном, так и о моногамном браке, о равенстве наследников и о майорате. Монтескье объясняет, что в Бантаме полигамия практикуется потому, что- •там на одного мужчину приходится десять женщин, а, ло мнению Тирако, право старшинства при наследовании обусловлено тем, что матери труднее всего рожать первого ребенка, который поэтому особенно любим3. Это примеры.ложных объяснений, но они показывают, насколько силь-ла потребность в самом объяснении. Человеческий ум бывает полностью удовлетворен лишь •тогда, когда объяснение способно принять форму причинно-следственной закономерности, научного закона, который не только раскрывает, почему произошло данное со-.бытие, но п позволяет предвидеть его повторяемость в будущем. И даже сегодня, когда новые научно-философские течения стремятся отказаться от понятия причинности,:немало умов считают, что юридическая социология, если юна хочет утвердиться как наука, должна заниматься (разработкой причинно-следственных законов. Возможно ли это? Такой вопрос стоит также и перед общей социологией, и перед всеми гуманитарными нау-жами. Было бы бессмысленно рассматривать сейчас всю.эту проблему в целом. Но небесполезно показать то осо->бое очертание, которое она принимает в социологии пра-,за. Когда речь идет о специфике правовых явлений, все те возражения, которые обычно приводятся против использования закона причинности в гуманитарных науках, могут быть, с одной стороны, усилены, а с другой, наоборот, смягчены. Как известно, таких возражений два, и заключаются они в том, что изучаемые этими науками явления индивидуально-своеобразны и индетерминиро- ваны. Действительно, если явление уникально, единственно в своем роде, то бессмысленно подводить его под какой-либо закон. Может показаться, что явления-институты носят именно такой характер. Как и исторические события, институты не повторяются. Никогда не было двух абсолютно идентичных институтов, как бы ни казались «ни похожи. И, может быть, применительно к правовым институтам это утверждение еще более верно, чем в отношении других. Почему? Да потому, прежде всего, что правовые институты — самые сложные. Обилие регламентации еще более усиливает возможность различия. Так, развод в XX веке — это не то же самое, что развод в Риме ц Византии: изменились основания и порядок развода, «его последствия и т. д. Законность в трактовке Государственного Совета (включающего в нее требование соот- ветствия акта также и неписаным принципам), отлична; от понимания законности в эпоху Революции с ее культом писаного закона. Кроме того, в каждый данный момент своего развития право уже не абсолютно идентично-тому, каким оно было в предыдущий момент. Однако при всех этих констатациях практически не исключена хорошо продуманная типология, которая, отбросив какие-то несовпадающие черты аналогичных институтов, может свести их в единую категорию. На этом основана вся компаративистика. И юридической социологии известны факты, подкрепляющие вывод о том, что-юридические явления повторяемы и, следовательно, подчинены законам причинности. Вспомним, например, о наличии двух достаточно симметричных эволюции в истории западных правовых систем: развитие римского права от начала Рима до Византии и развитие французского права от периода франков до абсолютной монархии. В ходе обеих этих эволюции обнаруживаются сходные явления: переход от формализма к консенсуализму и от принудительного исполнения, обращенного на личность должника, к принудительному исполнению, обращенному на имущество. Вместе с тем не следует торопиться выводить на этой основе законы развития, обязательные для всех правовых систем. Часто именно так и поступали. Однако надо спросить себя: достаточно ли надежно основание для индукции, не мало ли для нее фактов и можно ли с уверенностью говорить о полной идентичности этих фактов? Теперь, от явлений-институтов перейдем к явлениям-случаям, а точнее, к явлениям-случаям коллективного характера. Здесь ссылка на уникальность, единственность явления отпадает, а индукция оправданна и подкреплена воспроизводством идентичных случаев. Эта идентичность у юридических явлений обнаруживается еще больше и отчетливее, чем у других, ибо они, по определению, должны соответствовать одной и той же норме, образующей правовую модель. Брак как бытовое явление — это акт, зависящий от такого множества разнородных факторов, что каждый брак в этом своем аспекте неповторимо индивидуален, и можно утверждать, что имеется столько же браков, сколько супружеских пар. Если же подойти к браку как юридическому явлению, то все браки могут быть сведены к единой модели, ибо правовые нормы в силу своего абст- 283, Зрактного характера, определяя свой предмет, используют .•небольшое число сущностных и формальных признаков. .Вот почему было бы бессмысленно заниматься статистическим подсчетом браков по любви, но существует статистика юридических браков. И такая статистика может ;послужить основой для выявления законов или по меньшей мере наблюдаемых корреляций. Date: 2015-05-08; view: 491; Нарушение авторских прав |