Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Проведение опроса
Иногда анкета рассылается по почте. Но гораздо чаще опрос проводится устно путем беседы, а точнее, интервью. Это полевое исследование. Интервьюер получает ответы на вопросник от всех респондентов, входящих в выделенную ему часть совокупности; он встречается с респондентами у них дома, на место их работы и даже просто на улице (если вопросы не слишком обширны). И на этой стадии опроса юридическая социология копирует общую социологию. Однако цели, которые ставит юридическая социология, могут быть реализованы более быстрым образом. Это связано с тем, что право обычно не требует проникновения в глубину психики. Исследователь может остановиться на уровне простых волеизъявлений и не думать о том, что социологи называют симптоматическим анализом. В ходе этого последнего интервьюер должен не просто получить ответы, но и следить за изменениями в ритме беседы, паузами, запинками в ответах, эмоциональными движениями опрашиваемого, то есть постараться проникнуть в глубинную психологию респондента. Как ни хитроумна эта процедура, она мало подходит к юридическим опросам, в том числе референдарного типа. Когда человек голосует или когда он заключает договор, действует не его глубинная личностная сущность, а лишь ее внешняя сторона, моделируемая контактами с другими людьми. При анкетировании неизбежно происходит некоторое искажение истины. Причиной этого могут быть сами лица, проводящие опрос, точнее, их ошибки, чему стремятся воспрепятствовать путем специального обучения этих лиц. Но нередко это искажение идет от опрашиваемых, и на этой стороне проблемы следует остановиться. Метод опроса (равно как и статистика, когда она строится на основе лично сообщаемых данных) предполагает абсолютную правдивость ответов. Но можем ли мы всегда позволить ее себе в повседневной жизни или тогда, когда сталкиваемся с правосудием? Весьма вероятно, что судье чаще говорят неправду (из страха или каких-то интересов), чем интервьюеру. Однако интервьюер профессионально менее подготовлен к этому, чем судья, и не столь опытен в оценке свидетельских показаний. Конечно, он может обратить внимание на то, что ответы какого-то респондента кажутся ему не очень правдивыми. Но такого рода вы- вод в свою очередь рискует оказаться лишь внешним впечатлением. Несколько легче объективным образом обнаружить коллективную неискренность, то есть неправдивые ответы значительного числа респондентов. Но сделать это можно лишь на последующих стадиях изучения полученного материала. Что касается широкой публики, то она охотно идет навстречу анкетерам, что вызывает зачастую удивление у нее самой, ибо во Франции, например, принято считать, что французы слишком большие индивидуалисты, чтобы участвовать в опросах, а о немцах в их стране говорят, что они слишком дисциплинированны, чтобы позволить себе иметь собственное мнение. Подобного рода предрассудки особенно сильны среди юристов, которые полагают, что в их области фактологические опросы натолкнутся на деловые секреты или секреты частной жизни, а оценочные опросы, касающиеся таких чувствительных проблем, как, например, семейные, где право частично переплетается с моралью, повлекут преувеличенно хвастливые или, наоборот, уклончивые ответы. Однако опыт свидетельствует, что при опросах национального масштаба подавляющее большинство опрашиваемых отнюдь не боялось свободно отвечать на задаваемые вопросы, если даже они касались так называемых интимных сюжетов, связанных с браком, разводом, усыновлением. Бесспорно, однако, что существует тип человека, по характеру своему враждебного любому опросу. Таких людей явное меньшинство, но они есть, и их отношение выражается, как правило, не в том, что они чего-то недоговаривают или говорят неправду в ходе опроса, а в открытом или скрытом отказе принимать участие в нем. То, что эта категория людей не представлена в выборочных опросах, несомненно, сказывается на истинности полученных результатов. Этого искажения, возможно, удастся избегнуть, если получить о нем более точное представление, для чего нужно проанализировать по конкретным данным {пол, возраст, профессия, местожительство), кто же относится к этому типу абсентеистов. В заключение снова вернемся к вопросу о разных степенях правдивости ответов. Заявления человека не всегда отражают его мнения, а мнения — реальное поведение. Это психологические явления, описанные в исследованиях морали. Однако и в праве наблюдаются некоторые формы расхождения между выраженными установками и прак- тикой. Пример — правитель, который не соблюдает изданный им самим закон; судья, который полагает, что на него не распространяются его собственные судебные решения. С давних пор общество борется с лицемерием юридического сословия. Отсюда и известная формула «Дигестов»: «Какие правовые положения кто-либо устанавливает в отношении другого, такие же положения могут быть применены в отношении его самого» (Книга вторая, титул II). 9. АНАЛИЗ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ДАННЫХ Оставляя в стороне технические аспекты обработки количественных данных, остановимся на некоторых происходящих в ходе данного анализа мыслительных операциях. Укажем на три из них. Date: 2015-05-08; view: 535; Нарушение авторских прав |