Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Интерпретация количественных данныхЭто наиболее деликатная часть анализа, где многое зависит от личных качеств аналитика. Именно этим обь-ясняется то, что одни и те же цифры могут быть истолкованы и объяснены различным образом. Обратимся в качестве примера к сводкам исков об отыскании отцовства на основании ст. 340 Гражданского кодекса, публикуемых в уже упоминавшемся «Общем от- чете». Они позволяют сделать вывод, что число такого рода исков по отношению к общему числу ситуаций фактического отцовства весьма незначительно, пожалуй, менее одного процента. Как объяснить это? Одно из объяснений связывает этот низкий процент с узким кругом предусмотренных законом оснований для исков такого рода. Этот взгляд подтверждается тем фактом, что значительная часть таких исков (25 процентов) в конечном счете отклоняется. Однако возможно и другое объяснение. Оно состоит в том, что эффективность статьи 340 ГК выражается не в числе исков, заявленных в соответствии с ней, а в ее чисто психологическом воздействии, которое скрыто от статистики. Боязнь оказаться объектом судебного разбирательства, даже если иск обречен на неуспех, заставляет значительное число фактических отцов добровольно признать отцовство. Поэтому расширение статьи 340 ГК не привело •бы к значительному возрастанию общего числа случаев признания отцовства. Юристы обычно не требуют от юридической социологии чего-то большего, чем данное объяснение. Социологи могли бы быть более требовательными к себе. Сопоставляя имеющиеся данные с количественными показателями других видов, они могли бы попытаться поставить свое объяснение на строгую каузальную основу. 10. АНАЛИЗ «ЕСТЕСТВЕННЫХ ДАННЫХ» Можно было предвидеть, что широкая волна опросов общественного мнения рано или поздно вызовет и контрреакцию и им будет предъявлено обвинение в субъективистских искажениях, порождаемых тем, что опрашиваемые подвержены внешнему влиянию, а их мнения изменчивы и неустойчивы. Такого рода обвинения получили подтверждение в результате сопоставления опросов со статистикой. Пример — сравнение данных опросов покупателей о ВЛР1ЯНИИ на них рекламы со статистической кривой реальных покупок, показавшей явно неоправданную •оптимистичность выводов опросов. Недоверие к опросам общественного мнения влечет за «обой усиление внимания к статистике, во всяком случае, ъ той ее части, в какой она не основана на налоговых и иных дякларациях. Выдвинуто требование, чтобы кванти-фикация оперировала непосредственно фактами. Они не должны обязательно быть вещественными. Речь идет так-
же и о человеческих действиях. Однако опосредующая роль мнений, чувств, состояния сознания, вызываема;» участием — пусть даже нейтральным — опрашиваемого,, должна быть исключена. Такой подход и получил, за отсутствием более удачного, название количественного анализа естественных данных38. В общей социологии имеется прекрасный пример, иллюстрирующий этот метод. Если вы хотите узнать, какие-из выставленных в музее картин вызывают наибольший интерес, то для этой цели можно, конечно, провести опрос у выхода из музея, обращаясь к каждому двадцатому посетителю. Но есть и другой путь, а именно изучить, насколько изношен паркет на полу перед каждой картиной.. Приведем и другой пример, относящийся к юридической социологии. Изучая эволюцию крестьянской семьи за пятьдесят лет, мы среди прочих данных должны выяснить,, по-прежнему ли семейные трапезы воспринимаются как правило общежития. Самый банальный, но открытый для психологических искажений путь к этому — распространить анкеты. Но можно прибегнуть и к изучению «естественных данных», сравнив за длительный период число ie состав семей, у которых ежегодно случалось общее отравление грибами. Требование изучать поведение людей, основываясь на «естественных данных», может принять в социологии права специфическую форму. Исходное положение формулируется при этом следующим образом: если норма права предписывает определенное поведение, то есть основание' полагать, что в реальной жизни это поведение многократно реализуется. Другими словами, констатация наличия! нормы эквивалентна констатации многократно повторенного факта. С такой идеей можно встретиться еще у Дюрк-гейма, но мы критически относимся к ней, поскольку, как нам представляется, она не принимает в расчет возможную' неэффективность нормы. А это обстоятельство существенно. Конечно, имеются случаи, когда механизм действия] нормы таков, что ее возможная неэффективность если не равна нулю, то статистически незначительна. Было бы: абсурдным выяснять у чиновника, ведающего актами гражданского состояния, сколько им зарегистрировано браков несовершеннолетних без согласия родителей. Но в большинстве случаев дело обстоит не так просто, и в этом; нетрудно убедиться. Презумпция эффективности, которой; мы заранее и правильно наделяем норму права, может тем не менее сразу же вызвать скептическое отношение исследователя. И ее нельзя проверить лишь подсчетом, чего было больше — исполнений или неисполнений нормы. Правда, нередко предварительное изучение внешней стороны правореализации, то есть актов применения нормы, позволяет дать эмпирическую диагностику эффективности. Если, например, в судебной практике не встречаются иски младших сыновей по поводу незаконного лишения их родительского наследства в пользу старших сыновей, то это — основание для вывода, что норма, упразднившая право старшинства, может считаться эффективной. И такую норму можно считать эквивалентом изучения того, что обычно (за отдельными местными отклонениями) происходит во французских семьях: старший не исключает младшего. В ситуациях такого рода догматическая юриспруденция берет реванш. Она вторгается в социологию. Речь идет уже не о самих естественных данных, а о форме, в которой они выражены. Это, однако, хотя и полезная, но не столь надежная процедура. Она требует осторожного обращения.
|