Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Составление
Подготовка анкеты — это всегда сложная редакционная задача. Ее стиль должен быть прост, общедоступен. Полезно составить несколько последовательных вариантов, а последний проект испытать на небольшой подопытной группе. Юридическая социология сталкивается с еще большими трудностями, поскольку в большинстве случаев приходится говорить о праве с неспециалистами. Основное правило, которое 'Следует соблюдать, следующее: вопросы должны быть фактологическими. Этим как бы воспринимается форма, характерная для процедуры в судах ассизов, когда заседателям (а они не юристы) вопрос задается не в юрпдико-технической форме: «Виновен ли обвиняемый в убийстве?», а в конкретно-описательной: «Виновен ли обвиняемый в причинении смерти X с умыслом ее причинить?» Всегда имеется риск, что даже обиходные понятия юридического словаря — брачный договор, завещание, узуфрукт, побочное родство, внебрачный ребенок — не будут поняты респондентом в их юридико-техническом значении. Поэтому целесообразно сопровождать их объяснениями и примерами. Но делать это надо осторожно, ибо объяснение и примеры могут придать вопросу такую окраску, которая повлияет на ответ. Возьмем, например, вопрос: «Нужно ли контролировать родительскую власть?» Если под предлогом разъяснения этого вопроса рассказать историю о том, как ребенку угрожала смерть, а родители не давали согласия на операцию, то тем самым будет подсказан п ответ. Другие методологические советы касаются опроса, призванного выявить оценочные мнения о законодательстве. Когда такой опрос приближается к реферевдарному, законодателю легче извлечь из него уроки, если вопросы были построены таким образом, что ответы на них оказалось возможным разбить на две группы: да и нет. Много говорят о том, какая из следующих формул позволит респонденту наиболее адекватно выразить свое мнение de lege ferenda: «считаете ли вы хорошим или плохим?», «считаете ли вы нормальным или аномальным?», «считаете ли вы справедливым или несправедливым?». На деле господствует эклектизм. Обращение к критерию справедливости иногда наталкивается на противопоставление права и морали: опрашиваемый считает, что данное решение справедливо в моральном плане и в то же время убежден, что по практическим соображениям оно не может быть включено в закон. Очевидно, что каждое законодательное решение может быть рассмотрено под самыми различными углами зрения. В этой связи добавляется еще одна недостаточно разработанная проблема подготовки анкеты. Речь идет о тех случаях, когда в ней предлагаются на выбор два альтернативных решения — одно, содержащееся в действующем праве, а другое — в предполагаемой правовой реформе. Вопрос заключается в том, следует ли ограничиваться одним лишь указанием на эти два возможных решения или же должны быть приведены доводы «за» и «против»? Во французской практике опросов до сего времени превалировала первая позиция. Опрашиваемому доверяли самому подобрать интуитивным путем решающие мотивы. И лишь после того, как он высказывал свое мнение, ему задавали последующие вопросы. Делалось это лишь для того, чтобы выяснить, не был ли ответ на первый вопрос просто случайным. По-другому построен опрос, получивший название метод Небраски (от американского штата, где он был впервые применен в 1958 году). Темой опроса была тогда родительская власть. Доводимые до респондентов возможные законодательные решения сопровождались аргументацией 37. Трудность состояла в невозможности привести все аргументы. Нужно было выбрать для каждого варианта решения особо значимый аргумент, но такой, который не подавлял бы аргумент, приводимый в пользу другого варианта решения. Опасность этого метода в том, что вопрос переносится в другую плоскость в том смысле, что респондент видит не столько саму правовую норму, сколько образ, созданный на ее основе. Кроме того, и сам опрашиваемый из неспециалиста, от которого ожидают непредвзятых реакций, превращается в полуюриста. На это, впрочем, можно возразить, что то же самое происходит и при референдуме, в котором участвуют информированные избиратели (или, во всяком случае, предполагаемые таковыми). 17*
Date: 2015-05-08; view: 519; Нарушение авторских прав |