Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Определение объекта выборочного опроса
Выборочный опрос по своему определению предполагает обращение ко многим лицам, которых принято называть опрашиваемыми (респондентами). Следует позаботиться о том, чтобы ответы, даваемые ими на один и тот же вопрос, оказались сопоставимы. Только при этом условии ответы могут быть разбиты на положительные и отрицательные и квантифицированы. Конечно, можно предоставить опрашиваемым возможность отвечать так, как они пожелают, сообщив заранее лишь общую тему беседы. Можно предоставить им относительную свободу в рамках определенной схемы. В этом случае получится полунаправленный опрос. Но все это подходит больше для качественного анализа. Количественному же измерению полученные таким путем данные могут оыть подвергнуты только после промежуточных разработок. Тот же, кто хочет избежать как их, так и риска субъективной деформации, возможной в ходе опосредующего толкования, должен заранее определить четкую структуру опроса, сделать его направленным, что предполагает подготовку такой анкеты, где большинство вопросов сформулированы весьма точно п возможные отпеты можно сразу же классифицировать. Мы подчеркиваем, что речь идет не о всех вопросах, а о большинстве, ибо нередко в анкеты, которые в основе своей являются направленными, бывают включены и отдельные открытые вопросы. Опрашиваемые дают на них вольные ответы, и соответственно их обработка будет подобна той, которая происходит при полунаправ-лепном опросе. Однако мы не будем принимать во внимание этот частный случай. Он не имеет отношения к существенным для нас особенностям вопросников в рамках юридической социологии. Эти особенности затрагивают как существо, так и форму воспросиика. Речь идет о его объекте и о том, какой должна быть его редакция. В хорошо составленной юридико-социологической анкете можно различить по объекту три вида вопросов. Первый — вопросы о знании, а точнее, о знании права. Пример: «Как вы полагаете, кому должны принадлежать доходы от личного имущества жены, если супруги не заключали брачного договора? Лично ей или ей и мужу совместно?» Другой пример: «Как вы полагаете, разрешает или запрещает действующий закон, чтобы лицо своим завещанием или путем дарения полностью лишило наследства своих детей или кого-либо из них?» На первый вопрос правильные ответы дали почти 80 процентов опрошенных (неправильные — 9 процентов, остальные не дали никакого ответа). На второй вопрос правильные и неправильные ответы составили соответственно 74 и 21 процент. Зачем нужны такого рода вопросы? Непосредственный их смысл в том, чтобы оцепить уровень знания закона как в обществе в целом, так и в отдельных его возрастных, социальных и иных группах. Существует юридическая презумпция знания закона — «никто не может ссылаться на незнание закона». Однако презумпция — это одно, а действительное знание (даже юристами по профессии) — это другое. Когда речь идет о недавно принятом законе, путем таких вопросов можно определить, с какой быстротой распространяется юридическая информация. Изучение знаний о праве может иметь также и косвен- 255- ное проявление, а именно служить способом проверки других видов вопросов — о фактах и мнениях. Когда респондент утверждает, что он несколько раз выступал в качестве одаряемого, то всегда ли он различает при этом дарение и завещание? Еще более косвенным образом изучение знания права может помочь увидеть некоторые скрытые установки. Так, незнание закона может быть следствием скрытого несогласия с ним. Оно может указать на то, что с данным законом конкурирует какая-то норма, относящаяся к нравам. Когда во Франции проводился опрос о разводе, то 55 процентов респондентов назвали согласие супругов в качестве признанного законом основания для развода, то есть спутали закон и сложившуюся (но не основанную на законе) судебную практику. Значительное число опрошенных (32 процента мужчин и 37 процентов женщин) полагали, что бесплодие одного из супругов может служить законным основанием для развода36. Второй вид — это вопросы о фактах. Наряду с вопросами, относящимися к личности респондента (возраст, профессия, местожительство), которые сопутствуют всякому опросу, поскольку делают возможной последующую классификацию результатов, опрашиваемого можно спросить и о таких фактах в сфере права, свидетелем или даже участником которых он был. Например, «составлено ли уже ваше завещание?» или «участвовали ли вы в заседании суда по гражданским делам?». Имеются факты интимного свойства или малозначительные факты, не попадающие в поле зрения статистики. Здесь особенно зачимы опросы. Правда, свойство интимности может вызвать у опрашиваемого защитную реакцию, а незначительность фактов ведет к тому, что они быстро забываются. Однако такого рода трудности в юридической социологии менее значимы, чем в других областях социологии. Факт, связанный с личной жизнью, но поставленный под защиту права, не ощущается безоговорочно лицом как изъятый из любого социального контроля, а специфика правовой формы способствует тому, что факты запечатлеваются в памяти. Третий вид — вопросы о мнении. От опрашиваемого здесь ждут ценностных суждений о действующем законе, о проекте закона, о сложившейся судебной практике, о том, как предпочтительнее решать определенную категорию дел. _ __,: Французский институт общественного мнения провел в 1967 году опрос по горячо дебатировавшейся тогда проблеме: может ли сожительница потребовать возмещения вреда, если ее сожитель стал жертвой смертельного случая. Большинство — 68 процентов опрошенных мужчин и 60 процентов женщин (против соответственно 22 и 25 процентов) высказались за. Такое решение в то время отвергалось гражданской палатой Кассационного Суда, но вскоре судебная практика присоединилась к общественному мнению. Этот вид вопросов является элементарным инструментарием любой социологии законодательства. Однако их использование наталкивается на некоторые трудности. Возникает, например, опасение, что респондент вместо того, чтобы попытаться составить свое собственное мнение^ ограничится тем, что, познакомившись с содержанием правовой нормы, о которой идет речь, сразу же одобрит ее. Однако такой юридический конформизм вовсе не обязателен, и во многих случаях обнаруживается обратная установка. Есть и другая опасность, на которую часто обращают внимание как представители догматической юриспруденции, так и социологи, предпочитающие новый метод, основанный на естественных данных (о нем ниже). Она состоит в том, что ответы на вопросы выражают лишь внешнее^ поверхностное отношение человека к проблеме. Ответы носят умозрительный характер и не соответствуют реальному поведению респондентов. Мужья, объявляющие себя горячими приверженцами совместного с женой распоряжения семейным имуществом, в реальной жизни действуют как монополисты. Опасность таких искажений нельзя отрицать. Для того чтобы избегнуть их, иногда пытаются заменить открытые вопросы о мнениях вопросами-тестами, скрытно вызывающими па откровенность. Однако следуел учитывать, что неправдивость, которой опасаются и которая действительно способна ввести в заблуждение при выборочном опросе, не столь опасна. Специфическое назначение такого опроса в том, что он выступает как субститут референдума, и участвующий в референдуме избиратель He-должен практически реализовать то, за что он голосует. Несовпадение избирательных предпочтений лица и его повседневного поведения — это хорошо известный, хотя достаточно еще не изученный психологический феномен. 17 Заказ № 1161 Date: 2015-05-08; view: 527; Нарушение авторских прав |