Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Историческое лицо метода
Чтобы попытаться понять исторический метод в его чистом виде,, лучше всего представить себе какой-то один исторический объект, который не повторяется пи во времени, ни в пространстве. Таким отдельным объектом может быть система, институт, общность людей, группа случаев, то есть — юридическое явление. Результатом применения такого метода будет не более чем пассивное описание. Однако историки редко ограничиваются ролью летописца. Даже такая история, которая сводится к описанию событий, обнаруживает взаимосвязи между фактами, рациональные основания происходившего. Исторический метод в его применении к социологии права состоит именно в рациональном познании юридических явлений. Однако особенность этого познания такова, что оно рассматривает юридические явления не как застывшие, соответствующие определенному состоянию права, а в их эволюции. Далее, исторический метод состоит— и это особенно важно — в объяснении юридических явлений, в даче им каузального, причинно-следственного объяснения. Однако это каузальное объяснение также имеет свою особенность. Оно выводится не из множества сходных наблюдений (как при сравнительном методе), а из единого, последовательного во времени отношения между двумя явлениями (институтами), показывающего, как первое из них в результате происходящих с ним трансфор- маций порождает другое. Этот тип каузального объяснения можно определить как генетический, и его роль в юридической социологии при объяснении лормы права не менее значима, чем роль, которую играет в лингвистике этимология. Позволителен вопрос: чем такого рода исторический метод, используемый юридической социологией, отличается от метода истории права? Разве обе пауки обращены не на один и тот же основной объект — правовые институты? И не стремятся ли обе они быть объясняющими, а не описательными дисциплинами? И разве не стремится каждая из них рассматривать юридические явления как причины или следствия по отношению к другим явлениям? Согласимся с тем, что между историком социологического плана и социологом, склонным к историческому подходу, дистанция незначительна. Куда отнести, например, работу Г. Ле-Бра «Личная правоспособность и социальные структуры в праве Древнего Рима»?8 Различия между этими двумя дисциплинами можно провести, лишь указав эмпирически на те сферы, где социология представляется наиболее компетентной. Таковы, например, коллективные явления в отличие от явлений-институтов. Так, институт брака при старом режиме — это сфера истории права, а брачность в XVII—XVIII веках — исторической социологии (или если угодно — исторической демографии). Кроме того, эти две дисциплины рассматривают разные аспекты права в его соотношении с другими предметами. Возьмем, например, такой вопрос, как причины, которым обязан своим появлением какой-то закон. История права в своем объяснении может остановиться на юридическом законодателе (император, промульгировавший закон, или парламент, принявший закон). Социология права идет дальше и пытается обнаружить социологического законодателя, то есть те силы, те социальные, экономические, моральные, религиозные и иные потребности, которые обусловили появление закона. Точно так же различным окажется и подход этих двух наук к эффективности закона. Историк права будет изучать чисто юридические последствия, судебное применение, толкование, дополнительные реформы, отмену закона. Социологу же исторический метод нужен для выявления социальных последствий, отношения населения к закону, эволюции нравов, экономических результатов, эффективности или неэффективности закона.
Date: 2015-05-08; view: 548; Нарушение авторских прав |