Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Беспристрастность
Требование беспристрастности обязывает социолога-юриста по происхождению пожертвовать некоторыми своими юридико-догматическими предубеждениями. Он должен перестать ссылаться в подтверждение своей правоты — что он делает часто и почти автоматически — не только на естественное, но и на действующее право. Его взгляд должен быть одинаково непредубежденным и тогда, когда он рассматривает право, и тогда, когда он изучает факт, и даже тогда, когда перед ним нарушение права. В этом плане для социолога должны быть равны и законный брак, и свободный союз, и адюльтер. Представители общей социологии разъясняют социологу — юристу по происхождению, что изучать нарушение права, избегая ценностных суждений, не значит признавать такое нарушение легитимным и нормальным. Осуждение данного поведения обществом наличествует в изучаемом объекте. Однако у наблюдателя такого осуждения априори не должно быть. Принципиальным является требование, чтобы там, где правовые решения зависят от моральных установок и политики, что особенно характерно для публичного права и для некоторых важных сфер частного права (семья, соб- ственность и др.), юридическая социология не приступала к делу, пока не освободится от ранее сложившихся (иногда неосознанных) ценностных суждений. Но в еще большей мере, чем предубеждений, которые можно назвать конкретными, она должна опасаться одного общего предубеждения. Мы имеем в виду принципиальное отношение исследователя к его правовой системе, взятой в целом. Это отношение можно выразить вопросом: должна ли эта система быть сохранена или, наоборот, реформирована? У каждого действующего права имеется партия консервативных сторонников, а также партия тех, кто выступает за изменения, причем политическая окраска этих партий в различные периоды может быть различной. Так, начиная с 1804 г. идея ниспровержения Гражданского кодекса бралась на вооружение сперва правыми, а затем — левыми. Одни исследователи не склонны поддерживать изменения и даже признавать их. Другие, а их сегодня большинство, предстают как отчаянные реформаторы. И с обеих этих сторон объективной юридической социологии грозит опасность. В современной социологии имеются, правда, некоторые течения, которые считают, что решительная субъективность совместима с требованием истинности. Это те течения общей социологии, в которых ощущается отзвук экзистенциализма. Они могут быть легко восприняты юридической социологией. Реальное основание для этой позиции дает то направление исследований, которое имеет своим объектом не институты, а ситуации. Правовая ситуация требует, чтобы она была проверена па собственном опыте. Такой экзистенциальный опыт здесь дает значительно больше, чем наблюдение со стороны. Например, изучать со стороны рабочую семью — значит обречь себя на ее. изучение с позиций, которые в той или иной степени являются буржуазными. В результате за искомую объективность приходится расплачиваться деформацией. Значительно лучше, если исследователь окажется как бы внутри данной ситуации, а в нашем примере будет участвовать в повседневной жизни семьи со всеми ее представлениями и предрассудками. Так появляется новая техника исследований — участвующее наблюдение, когда исследователь стремится интегрировать себя в изучаемую среду, в ее образ жизни, мышления, чувств4. В конце такого исследования полученные впечатления приводятся в систему. Есть еще один способ: социолог стремится сам пережить при помощи воображения ту юридическую ситуацию, которую он хочет изучить. Например, чтобы изучить рабство в Риме, он представляет себя в шкуре раба. Социолог в этих -случаях действует, как Г. Флобер, который, как известно, ощущал себя госпожой Бовари5. В общем плане можно задать вопрос: поскольку речь идет о^ субъективных предметах, то не является ли субъективный анализ способом достижения объективности? Позитивное право располагает особым, свойственным ему способом достижения объективности с помощью субъективности, а именно способом конфронтации двух противостоящих субъективных позиций. Закон называет это процессуальным принципом состязательности — единственным путем получения судебной истины. И если право может подарить что-то социологии, то речь должна идти о его теории познания. В наиболее ясной форме, свойственной частному праву, она сводится к тому, что право не только считает истину относительной, но и исходит из того, что эта истина может быть рождена лишь в столкновении сторон, в итоге организованного спора двух противостоящих мнений. Тот факт, что спор завершается решением третьего лица, как бы он ни был значим, в данном случае не является основополагающим, ибо решение судьи будет не чем иным, как выбором одной из двух данных противостоящих позиций или их комбинацией. В этой состязательности есть что-то напоминающее диалектику. Однако первая отлична от второй: противоречия в процессе синхронны, а не диахронны, одно стремится исключить другое, а не идти к синтезу, что бывает лишь в исключительных случаях. Юридическая социология в своей технике опросов могла бы использовать способ познания, который предлагает ей право. Единый опрос был! бы в этом случае заменен v двуединым опросом, то есть опросом и контропросом, проводимыми соответственно двумя группами исследователей. Здесь нет необходимости в решении арбитра. У научного процесса пет другого судьи, кроме мнения, а оно может без всякого ущерба для общественного спокойствия оставаться несложившимся, если ни одной из спорящих сторон не удается доказать свою правоту. При сегодняшней системе единого опроса исследователь нередко приступает к делу с такой рабочей гипотезой, которая — пусть даже неосознанным для социолога образом — влияет -на исследо- вание, то есть делает его пристрастным. В таком Случае полезно иметь соперника, выдвинувшего, защищающего и стремящегося доказать обратную гипотезу. Это — разумный способ восстановить объективность. Date: 2015-05-08; view: 558; Нарушение авторских прав |