Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Историко-сравнительный метод
Это самый старый метод юридической социологии, так же как и общей социологии. Его интуитивно использовал Монтескье. В наше время он применяется весьма широко. Наименование метода, хотя оно и общепризнано, не лишено двусмысленности. Одни считают, что речь идет о применении сравнительного метода в истории (сравнительная история). Для других — это сравнительный метод в широком смысле, включая и исторический анализ явлений. Юристы пытаются сочетать каждую из двух составных этого наименования с одной из двух своих наук: историей права и сравнительным правом. Историко-•сравнителъный метод в их глазах — это переосмысление этих же двух наук в социологическом духе. Неопределенность усугубляется тем, что о сравнительном методе говорят, не детализируя это понятие и используя его не столько как самостоятельный метод, сколько как прием, который может быть подсоединен к любому другому методу, например -к -количественным методам (можно сравнивать статистику разводов во Франции и Англии или ответы, данные на один и тот же вопрос представителями различных социальных слоев). Таким путем приходят к такой степени обобщения, что определяют юридическую социологию как сравнительный метод в применении к праву. Из этой попытки обобщения может быть извлечена польза. Историко-сравнителъный метод — это действительно методологический компендиум социологии права, но он является таковым лишь взятый в целом, в единстве двух составляющих его элементов. Это не только метод, могущий служить инструментом самостоятельного исследования и приносящий свои результаты, но и двойное интеллектуальное действие, которое позволяет истолковать данные, полученные ранее с помощью любого другою метода. Упоминание об истории в двойном названии метода от-нюдь не бесполезно. Оно подчеркивает наличие в нем исторического подхода, изучение какого-либо института или системы в их последовательном развитии. Только так Можно дать им каузальное объяснение. Разумеется, исторический и сравнительный аспекты метода сообщаются друг с другом. Исторический подход может быть сравнительным, а сравнительный — диахронным. Однако этот метод станет более отчетливым, если оба его аспекта рассмотреть раздельно. Тот, кто хочет измерить прогресс в использовании ис-торико-сравнительного метода за два последних века, может ера и нить главу из книги Монтескье «О духе законов», где речь идет об обычае делать наследником младшего нз детей мужского пола6, и работу бельгийского ученого Гилиссена, изданную в 1959 году, также затрагивающую эту проблему7. Выводы обоих авторов не расходятся сколько-нибудь существенным образом (экономическое и социальное нрисхождение привилегий). Однако доказательственный аппарат второго автора во много раз обширнее. Date: 2015-05-08; view: 790; Нарушение авторских прав |