Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Различия в природе и степени принуждения
Продолжим анализ, перенеся сравнение с общей характеристики принуждения на его конкретные формы. Одни из них — чисто психологического свойства. Другие — физического порядка, это материальные средства принуждения. Представляется весьма соблазнительным разграничить правовые и иные нормы в соответствии с тем или иным видом социального принуждения. Именно с таким подходом связано определение права, данное Обри и Ро в начале их известного «Курса гражданского права», первое издание которого вышло в 1838 году: право — это совокупность предписаний или норм поведения, соблюдать которые лицо может быть заставлено внешним или физическим принуждением24. Следует признать, что в общем виде такое разграничение соответствует действительности. Тем не менее оно наталкивается на препятствия со стороны как права, так и нравов. Уголовное право в технике позорящих наказаний часто использует порицание. Когда Руссо нарядился в костюм армянина, в него бросали камнями. Некоторые авторы сделали упор на различие в степени принуждения. Когда речь идет о неправовой норме, общество прибегает к менее сильным видам принуждения, а правовое, наоборот, характеризуется более интенсивным! его видами. В общем плане и это разграничение дает положительные результаты. Но научная строгость не может удовлетворяться суммарным сопоставлением больше— меньше. Кроме того, можно привести примеры, когда такое сопоставление не работает. Разве менее силен относящийся к сфере обыкновений отказ от портшезов в Париже XX века, чем различного рода юридические запреты, касающиеся парковки автомобилей? Концепция принуждения в социологической теории мало чем отличается от того, что мы видим в частном праве. Все тот же перенос центра акцентов с физического на психологическое принуждение, все та же тенденция свести все к понятию устрашения. Власть как бы выставляет напоказ свою силу, но как угрозу, которую она предпочитает не приводить в исполнение. Неприкрытая физическая сила в современном праве уже не является излюбленным средством. Законодатели и уголовно-правовая практика перешли от традиционных мер к мягкой терапии. Передовые люди сначала аплодировали этому. Однако затем пришло разочарование. Было замечено, что за этой мягкостью скрывается особая форма принуждения. Принуждение может быть слшгчено и другим способом, оставаясь тем не менее принуждением. В «государстве благоденствия» человек и его семья не могут существовать без социальных услуг (социальное обеспечение, пособия многодетным). Связывая предоставление таких услуг соблюдением определенных правил, власть обеспечивает послушание, те прибегая к насилию. Это модернизированная и одновременно более примитивная форма «тактики пряника», которая во все времена использовалась правящими. Однако методом поощрения можно воздействовать на отдельные процессы, а право требует усредненного, но всеобщего конформизма. 10. КРИТЕРИЙ «ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ» В итоге приведенных выше соображений мы можем решительным образом оспорить критерий принуждения. Многие века государственного правления сформировали представление о том, что самое существенное в праве —• это норма, а санкция, которой обеспечивается исполнение нормы, — одна из необходимых черт права. Этнологические исследования обнаружили, однако, во многих примитивных обществах установку, контрастирующую с нашей и трактующую право не как норму, исполнение которой обеспечивается силой, а как мир, согласие, равновесие, достигаемые соглашением и примирением. И было бы наивно думать, что и в нас не сохранилось ничего от этой примитивной менталыюсти. Не говоря уже о международном публичном праве, которое в значительной мере являет собой модель права, лишенного санкций, и во внутреннем праве с его императивными методами методы убеждения продолжают использоваться и тяжущимися и судьями. Первыми — когда они ищут компромисс и мирное соглашение, вторыми — когда они склонны к решениям, основанным на справедливости. Конечно принудительность права не какой-то случайный момент в его эволюции. Тем не менее принудительность не является важнейшей чертой юридического. Те, кто видит в санкциях основной критерий права, не всегда учитывают двусмысленность этого критерия. Действительно, утверждать, что юридической является норма, нарушение которой приводит в действие определенный механизм принуждения, призванный обеспечить ее исполнение, — значит тем самым молчаливо признать, что норма может быть нарушена. Возможность нарушения становится даже более значительным признаком, чем возможность принуждения (ибо оно не всегда сопровождает нарушение), и вызов, брошенный иарушителем норме, предстает как решающий момент в механизме права. Праву свойственна не просто возможность оспаривать, а определенным образом организованная возможность такого рода, институт оспаривания. На основании чего? Разумеется, не самого права, выраженного в виде нормы, но применения права к данному конкретному случаю. Этот институт оспаривания имеет определенную форму, а именно процессуальную, завершаемую решением. Процесс и решение — такие психосоциологические феномены, которые настолько чужды всем социальным неправовым явлениям и настолько специфичны для права, что наиболее правильным представляется избрать именно их в качестве критерия юридического. Эту точку зрения на основе обширной этнологической аргументации защищал американский социолог Герман Канторович в своей работе «Определение права» 25. В данное им определение права включено то, что он назвал «юстициабельностъю». В соответствии с этим признаком правовыми являются лишь нормы, дающие возможность вынесения решения. При этом юстициабельность не должна пониматься как синоним судебной подведомственности. Эти два понятия следует четко различать, ибо право создают не только судебные решения. Было бы неверно полагать, что в конечном счете только связь с судебной практикой отличает право от нравов. Очевидно, что юридическое часто формируется вне сферы деятельности судей. Юстициабельность — лишь возможность решения (eventus judicii), но не само реальное решение, а тем бо- Лее осуждение. Нельзя понимать предлагаемую теорию в том смысле, что она считает юридическим лишь то, что получило санкцию суда. Такое понимание означало бы возврат к критерию социального принуждения с той лишь разницей, что на этот раз ход рассуждений шел бы не от нормы к решению, а наоборот. Следует предостеречь и против еще одного ошибочного понимания предложенной теории, а именно сведения ее к возможности обращения к юстиции, к трактовке нормы права как того, что дает право на иск. Такое понимание было бы слишком узким и ограниченным техникой, унаследованной у римского права. Юстициабельность охватывает значительно более универсальный круг явлений, включающий всякое обращение к судье-арбитру, даже если оно не облечено в предписанные формы и представляет собой не более чем простую жалобу. Кроме того, данная теория не вкладывает в понятие решения жесткие характеристики современной процедуры. Это решение может быть построено по принципу силлогизма, но может иметь и харизматический характер. Существенно именно вмешательство судьи, третьего лица (безразлично, частный ли это арбитр или государственный чиновник), поставленного в особое положение, с тем чтобы критически разобраться в существе спора менаду сторонами и найти выход из сложившегося положения с помощью решения. Как только отношение между двумя лицами становится объектом рассмотрения со стороны третьего лица, которое решит спорные вопросы, это означает, что данное отношение из области нравов перешло в несколько неопределенное царство права. Укажем и на некоторые другие концепции, стремящиеся выявить отличительные признаки юридического. 1. В Германии теория принуждения часто противопоставлялась теории признания, восходящей к Эрлиху. Теория признания носила психологический аспект, и ее основная идея состояла в том, что норма является правовой потому, что общество рассматривает ее как обладающую максимумом обязательной силы. Но как определить критерий «общество рассматривает»? Как измерить это усмотрение? Быть может, следует исходить из характера психологических реакций на нарушение нормы? Такой реакцией будет улыбка, если речь идет о повседневных обыкновениях, презрительное отношение, когда речь идет о нравах, наконец, активный протест, когда речь идет о праве. Близок к Эрлиху Петражицкий. В его концепции юриди-
ческие переживания отличаются от моральных тем, что выступают в неразрывной связи правомочие — обязанность. 2. Согласно марксистской концепции, право создает господствующий социальный класс. Он же определяет, что следует считать правом. Норма, за которой нельзя увидеть деятельность этого класса, лишена тем самым признака правовой. 3. Среди современных юристов есть и такие, кто основной характеристикой правовой нормы считает ее нейтральность26. Она выражается в том, что правовая норма способна «поглотить» любую другую социальную норму, становящуюся тем самым ее содержанием. Эта способность и является тем признаком, по которому норму права можно отличить от других регуляторов социального поведения. Однако возникает вопрос: а свойственна ли эта черта лишь праву? Не происходит ли такого рода обмен между нормативными системами во всех направлениях. Так, например, предписания кодекса дорожных правил постепенно входят в привычку и тем самым в неписаный кодекс правил поведения автомобилиста. Возможны и многие другие примеры. Date: 2015-05-08; view: 663; Нарушение авторских прав |