Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Множественность нормативных систем и явления межнормативности
Не только нормы права регулируют жизнь человека в обществе. Здесь действуют и другие нормативные системы, и действуют зачастую даже лучше, чем право, что и подчеркивает теория нормативного плюрализма (которую не следует смешивать с теорией правового плюрализма). Может показаться, что неюридические нормы по своей природе не попадают в сферу социологии права. Однако они настолько тесно связаны с правом, конкурируя с ним и дополняя его, а их анализ по аналогии столь полезен и для изучения собственно юридических явлений, что наша дисциплина не может пройти мимо них. Социология права призвана быть нормологией в широком плане, а не тольк(узкой наукой о правовых нормах. Юристы всегда обращали особое внимание на разграничение права и морали. «Не все, что правомерно, благородно» («Non omne quod licet honestum est») —эта максима римского нхриста Павла была воспринята «Дигеста-ми» в качестве нормы. Когда современные авторы обращаются к соотношению права и морали 16, они думают лишь о роли морали в сфере права. Но имеет смысл и обратная постановка вопроса: а не может ли право войти в святилище морали и в конечном итоге заменить ее? В социалистических странах распространен тезис, согласно которому право может способствовать моральному воспитанию населения 17. Однако это не только марксистский тезис. Его истоки можно увидеть в учении о законе греческих философов, позднее в легалистской идеологии 11 Заказ № 1161 якобинцев. Во Франции подобная идей имела хождение в первый период Третьей республики, и философ Андре Марсерон в книге, изданной в канун первой мировой войны, развил ее в целую теорию, согласно которой у морали нет иной цели, кроме как научить легко п свободно следовать законам страны '8. Еще Монтескье четко показал различие между правом и нравами в строгом смысле этого слова («О духе законов», книга восемнадцатая, глава XIII). Здесь он предвосхитил Маркса, пбо полагал, что право возникает вместе с собственностью. Ранее же существовали только обычаи и нравы. В юридической литературе обычно констатируют различие права и нравов и ограничиваются этим. Нравы остаются в тени, хотя более внимательный взгляд мог бы обнаружить среди них разнообразные явления. Это сделал В. Самнер, выделив понятие повседневных народных обыкновений — folkways 1Э. Одновременно с ним представитель догматической юриспруденции Перро составил перечень случаев, когда такого рода обыкновения находили отражение (разумеется, он не называл их folkways) в позитивном французском праве. Его статья носила название «Вежливость, любезность и обыкновения перед судебной практикой» 20. Уже тот факт, что эти явления могли стать поводом для судебного разбирательства, убедительно свидетельствует, что признак соблюдения интересов другого лица свойственен и обыкновениям. К иному выводу пришел Амброзетти21. On сравнивает социальные неюридические обыкновения с наиболее близкой с ними по внешнему виду нормой нрава, а именно неписаной нормой, правовым обычаем. Первые, по мнению Амброзетти, характеризуются отсутствием санкций. Однако такое толкование по меньшей мере спорно. Обыкновения, приводимые автором в качестве примеров, — правила вежливости, рыцарства и т. п.,— будучи стереотипами поведения определенной группы, как раз достаточно обязательны, в то время как, например, договорное право, предстает перед нами как сфера свободы. Параллель между правом и неюридическими обычаями наглядна; их внешнее сходство бросается в глаза. Из-за этого социология права не видела за обычаями и нравами других нормативных систем. А они есть. Кроме права и нравов, нашу жизнь регламентирует немало других норм, хотя мы и не воспринимаем их таковыми. Это правила гигиены и терапии, система мер и весов, порядок деятельности магазинов и учреждений. Все эти нормы — продукты цивилизации. Однако нормативность может быть скрыта и в более глубоких пластах, за квазиавтоматизмом большинства человеческих действий. Язык — это тоже нормативная система, и, даже не зная языковых правил, мы следуем им. Упомянем также всеобщие и, во всяком случае, наднациональные нормы, определяющие то, что Мосс называл техникой телодвижений, — например, стереотипы жестикуляции, которые кажутся интуитивными, но в действительности незаметным образом регламентированы. Между правом и другими нормативными системами возникают и прекращаются взаимосвязи, переплетения, конфликты. Мы называем эти ситуации явлениями межнормативности. Некоторые из этих явлений носят эволюционный, динамический характер, как, например, то усиливавшееся, то, наоборот, ослабевавшее в ходе истории взаимопроникновение права и морали. Другие межнормативные явления более статичны. Весьма часто один и тот же вид поведения подчинен воздействию ряда нормативных систем. В таком положении находится, например, брак по отношению к праву, религии и нравам. В ряде случаев подобное одновременное подчинение не встречает затруднений. Так, процедура заключения брака в мэрии определена нормой права, а принятие женой фамилии мужа порождено обычаем, нравами. Нередко, однако, допуская совместные действия нескольких нормативных систем, право сохраняет за собой первенство. Во Франции возможно сочетание гражданского и религиозного брака, правовой нормы и нормы религиозной, но эта последняя должна удовольствоваться вторым местом. В других случаях появляется нечто вроде коллизионной нормы (как в международном частном праве), которая возвышается над конфликтующими нормативными системами, определяет в данном конкретном случае разумную сферу их компетенции. Среди мер, которые суд может применить к малолетнему правонарушителю, Ордонанс от 2 февраля 1945 года (ст. 15 и 16) предусматривает его передачу родителям. Ордонанс квалифицирует эту меру как благотворительную и воспитательную (ст. 2), однако стыдливо умалчивает о том, как же должна семья встретить малолетнего правонарушителя. Более откровенен швейцарский Уголовный кодекс, который устанавливает, что малолетний правона- И* 163 рушитель передается отцу и матери для того, чтобы они сами соответствующим образом наказали его. Таким образом, нормативная компетенция распределена между правом и нравами, между социальным порядком и семейным порядком. Конфликт норм может выступать и в форме конфликта представлений о долге в психике лица. В этой связи можно вспомнить то, что в гражданском праве называют натуральными обязательствами. В этих случаях норма права освобождает должника от уплаты долга, а норма морали требует, чтобы он сделал это. Межнормативная норма (в ее качестве выступает статья 1235 Гражданского кодекса) в целях решения этого конфликта соответственно распределяет компетенцию: платить или не платить долг — определяется моральными установками, но в отношении исполненного натурального обязательства обратное истребование не допускается. Date: 2015-05-08; view: 648; Нарушение авторских прав |