Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Заказ № 1161
Социологическая группа — это прежде в>сего и главным образом данное общество в целом. Это высший уровень группы. В принципе правовая система имеет в качестве пространственной сферы общество в целом. За его пределами находятся уже другие правовые системы. Но внутри общества ситуация редко бывает такой простой, как отношение атома к целому. Между индивидом и обществом располагаются промежуточные образования, конкурирующие в процессе присвоения социального пространства. Промежуточные образования — это термин, который в прошлом использовала политическая наука. Современная социология предпочитает термины «группы» или «частные группы». По своим формам и величине эти группы весьма отличаются друг от друга; они могут складываться на разной основе: региональной, социально-классовой, возрастной, профессиональной и т. д. Общая социология охотно занимается группами: предлагаются их различные классификации32; настойчиво пытаются.выявить психологические законы, определяющие внутреннюю жизнь группы. Но у юридической социологии есть свой повод для их изучения. Она должна ответить am вопрос: создает ли частная группа, занимая социальное пространство, одновременное и правовое пространство или создание такого пространства — это прерогатива общества в целом? Юристы догматического плана обычно соотносят правовое пространство с обществом в целом, или, используя современную терминологию, с государством. Соответственно отрицается возможность спонтанного формирования права в частных группах. В противоположность этому социологи права склоняются к тому, что частные группы способны к правотворчеству33. Говоря более общо, социологи права делят правовое пространство на различные сегменты. В этом смысл известной плюралистической гипотезы, а точнее, гипотезы юридического плюрализма, отличного от нормативного плюрализма. Связь права с пространством может быть рассмотрена как в позитивном, так и в негативном планах. Правовые явления, порождаемые правовой системой данной страны, происходят на строго определенном пространстве. Но на этом пространстве могут быть участки, на которые право не распространяет свое действие. Это сфера «не-права» 34. Если пространство может служить измерением права, то и, наоборот, право может определять параметры про- страпства. Доказательство этому — земельное право и такие сопровождающие его институты, как межевание и кадастр. Однако юридические аспекты пространства, как правило, отсутствуют в общесоциологических исследованиях, объектом которых является территория. 3. ПЛЮРАЛИЗМ. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ В глазах юриста его национальная правовая система выглядит монистической. Право предстает как гомогенное целое, как единый блок. Поэтому оно идентифицируется с государством. Другими словами, это означает, что на данной территории в данное время может быть только один суверен. Если же из единства правовой системы обнаруживаются исключения, юрист все равно стремится заключить их в рамку целого, утверждая, что, как бы эти исключения ни отличались от собственно права, они действенны лишь вследствие делегации со стороны государства, обладающего законодательной монополией. Таким же образом объясняют и возможные случаи конкуренции на территории страты национального и иностранного законов (что происходит благодаря действию принципов международного частного права) или же обязательную силу уставов различного рода ассоциаций для их членов. С этих позиций все виды негосударственного права имеют только производную силу. Юридическая же социология подходит к проблеме по-другому, считая право многосложным и гетерогенным. В одно и то же время, на одном и том же социальном пространстве могут сосуществовать несколько правовых систем; разумеется, прежде всего государственная, но наряду с ней и другие, независимые от нее и даже эвентуально соперничающие с ней. Такова исходная гипотеза юридического плюрализма, стремящаяся опираться на факты. Она может быть понята и как теория законодательной политики, критикующая правотворческую монополию государства, требующая децентрализации законодательной деятельности, расширения круга источников права. Мы оставляем в стороне эти политизированные варианты, и в частности концепции Гурвича, чьи плюралистические убеждения явно связаны с его симпатией к анархизму прудоновского типа. Плюралистский подход был намечен теми юристами, которые стремились укрепить роль некоторых сообществ (например, церкви), наделив их самостоятельным правом 12* 179
создавать право в его законодательных или обычноправо-вых формах. В этой связи можно вспомнить Жени35. Однако во Франции в систематизированном виде концепцию плюрализма разработал Гурвич, причем больше в философском, чем в социологическом плане и скорее на историко-сравнительном фоне, чем на основе кропотливого, микросоциологического анализа соответствующих явлений. По его мнению, монизм формально-догматической юриспруденции соответствовал определенной политической ситуации, а именно образованию в XVI—XVIII веках крупных национальных государств. Он внедрился в континентальную доктрину как отпечаток абсолютной монархии и усилился затем как отражение якобинского правления и наполеоновской централизации. Монизм, по его мнению, никак не связан с природой самого права, что доказывается длительным периодом господства в Европе плюрализма. В средние века каждое социальное пространство пестрело правовыми системами, подобно тому как имели одновременное хождение различные денежные системы. Обычаи — общие и местные, римское право, каноническое право, городские хартии, корпоративные уставы — все это были конкурирующие системы. В XX веке единство, порожденное рационализмом кодификаций, оказалось разбитым, хотя, разумеется, развитие шло в ином направлении, чем в средние века. В современных обществах Гурвич выделяет многочисленные центры, вырабатывающие право. Над государством — это международные организации (позднее он мог бы прибавить европейские сообщества), в его рамках — профсоюзы, кооперативы, тресты, предприятия, децентрализованные публичные службы. Это — автономные источники, спонтанно рождающие право. Признак спонтанности Гурвич считал очень важным36. Для него, как и для Эрлиха и других приверженцев свободного права, юридическая власть, создающая право, находится не в государстве, а в нормативных фактах, в самой социальной жизни. Date: 2015-05-08; view: 680; Нарушение авторских прав |