Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Правовой плюрализм. Разные проявления
Выше рассматривались источники плюрализма. Однако плюрализм не есть что-то единое, существует ряд весьма различных явлений плюрализма. Их мы и попытаемся классифицировать при помощи нескольких перекрещивающихся друг с другом классификаций. Коллективные и индивидуальные явления Прежде всего под плюрализмом понимают его форму, то есть использование какой-то особой группой права, отличного от установленного государством. При этом безразлично, идет ли речь об организованной (например, муниципалитет) или неорганизованной и соответственно непостоянной группе (как, например, очередь, которая спонтанно руководствуется принципом «первый во времени приобретает лучшее право» — «prior tomporc, potior jure»). Плюрализм может также корениться в индивидуальном сознании: человек чувствует свою одновременную принадлежность к двум правопорядкам. Так будет, например, с тем, кто в сфере брачных отношений признает как католик требования канонического права, а как гражданин — права гражданского. Конкурирующие и возвратные явления Теоретики плюрализма выдвигают на первый план конкурирующие явления. Действующему праву государственного происхождения они противопоставляют другие одновременно существующие нормы. Однако существенны и ситуации, когда отмененная норма фактически не перестает действовать, сохраняясь в коллективных установках или индивидуальном сознании. Другими словами, не будем смешивать формально-догматическую отмену нормы с ее социологической отменой. Отмененный формально закон фактически может действовать еще достаточно долго. С такого рода возвратным плюрализмом можно встретиться и в наше время. В Беарне, например, и в некоторых других местах принцип равенства наследников, введенный Кодексом Наполеона, еще долго встречал сопротивление старых обычаев. Иной пример: иммигранты во втором или третьем поколениях продолжают соблюдать (в сфере семейных отношений) нормы права своих предков, которые де-юре к ним применены быть не могут. Четкие и неотчетливые явления Плюрализм может быть четким и категоричным, и происходит это тогда, когда правопорядок, существующий рядом с государственным, имеет, как и этот последний, строгие контуры и характеризуется такими чертами, которые не оставляют сомнения, что перед нами право. После того как революция 1789 года отменила феодальные платежи и другие феодальные повинности, еще немалое время, особенно па востоке страны, их выплаты продолжались. Обе правовые системы, сменившие одна другую, — феодальная и революционная — не оставляли сомнения в том, что это право и этот возвратный плюрализм выступал как четкий, категорический плюрализм37. Но вот другой пример. Во время немецкой оккупации в начале 40-х годов XX века государственное законодательство фиксировало цены. Однако те, кто, игнорируя это законодательство, продавал и покупал на черном рынке, сознательно устанавливали правопорядок экономической свободы и считали этот правопорядок первичным и более высоким, чем существовавшая регламентация. Но полагая так, они вряд ли могли ссылаться па какие-то точные нормы. Это был неотчетливый плюрализм. Вот другой пример, который часто приводят в немецкой литературе. В начале нашего века было множество случаев, когда хозяева увольняли рабочих за неявку на работу Первого мая. Однако суды низших инстанций нередко считали такую неявку оправданной (и увольнение соответственно незаконным) на том основании, что коллективное убеждение в том, что Первое мая является праздником, превратилось в профессиональный обычай. Поступать так значило признать неотчетливый плюрализм и сделать отсюда выводы применительно к праву, установленному государством. Но рейхсгерихт в 1926 году осудил эту судебную практику. Судебная инстанция, наделенная диспетчерскими функциями, вряд ли может стать на плюралистические позиции. 5. ВОЗРАЖЕНИЯ ПРОТИВ ПЛЮРАЛИЗМА Бесспорно, что концепцию плюрализма стимулировала ее критическая направленность против чрезмерно унитарной концепции права. Но опросим себя, не является ли спорной, из-за двусмысленности некоторых положений, и данная концепция? Можно сформулировать такую дилемму. Если явления, которые изображаются как образующие особую правовую систему, учитываются глобальной национальной правовой системой, то есть связаны с ней и каким-то образом интегрированы в нее, то тем самым на уровне этой глобальной, объединяющей всё системы вос- станавливается единство права. Если же явления, претендующие на то, чтобы быть особым правом, не интегрированы в эту глобальную систему, то они остаются в неразвитом, «диком» состоянии, не могут быть квалифицированы как подлинное право и есть не более чем «подправо». Собственно правовое и инфраправовое не могут быть соединены воедино, поскольку у них различная природа. В отношении некоторых явлений, на которые ссылается юридический плюрализм, интеграция в глобальную правовую систему очевидна. Так, например, нормы, устанавливаемые положениями о предприятии (или цехе предприятия), связаны с правовой системой при помощи статьи 1134 Гражданского кодекса, гласящей, что законно заключенные соглашения занимают место закона для тех, кто их заключил. В Швейцарии собственник или владелец дома может устанавливать правила внутреннего распорядка потому, что швейцарский Гражданский кодекс знает институт домашней власти. Во Франции канонический закон может конкурировать со светским правом (в той мере, в какой он не противоречит последнему) лишь потому, что в национальном праве имеется норма о невмешательстве, вытекающая из принципа отделения церкви от государства (статья 1 Закона от 9 декабря 1905 года38). Однако можно привести и примеры иного рода, когда обнаружить признаки интеграции невозможно. Так, право, действовавшее до 1945 года, предусматривало, что полученный продукт делится пополам между собственником и арендатором. Статут 1945 года ввел императивное правило, по которому арендодатель получал лишь треть продукции. И тем пе менее во многих местностях раздел производился по-прежнему. Во Франции имеется много мусульман-эмигрантов, и в их среде практикуются такие формы развода, которые противоречат нашим представлениям, вытекающим из международного публичного порядка. Очевидно, что наша национальная правовая система не включает в себя подобные нормативные факты. Если она не осуждает их, то именно потому, что она их игнорирует. Как же квалифицировать эту ситуацию? В подобных случаях нормы, которыми руководствуются участвующие лица, не являются юридическими, даже если они представляются этим лицам таковыми. Они не являются юридическими с позиции формально-догматической юриспруденции и тем более не являются таковыми с позиции социологии права. Ибо какой бы социологический критерий определения правового мы пи взяли, будь то организованное принуждение или возможность решения дела третьим лицом, такого рода критерий тут отсутствует. Самое большое, что можно здесь увидеть, — это расплывчатые, зачаточные формы: психологическое давление окружающих, семейные консультации. Здесь нет ситуации «право против права»; речь идет о соотношении «подправо» против права. И хотя инфраюридические явления похожи та юридические, они отличны от них по существу. Не подошли ли мы здесь к плюралистической иллюзии? Плюрализму казалось, что он отражает борьбу двух правовых систем. Но то, что он получил в результате и показал нам, — это столкновение правовой системы с тенью другой. 6. ГДЕ МОЖНО ВСТРЕТИТЬ ПОДЛИННЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ПЛЮРАЛИЗМ? Мы сможем обнаружить подлинный плюрализм лишь в более глубоких слоях действительности и при условии, что будем противопоставлять друг другу не сами нормы, а различные виды их применения. Эта установка отсылает исследователя от нормы права к решению. Если судья творит право, то разнообразие судей в рамках правовой системы способно породить явления юридического плюрализма. Юрист-догматик может возразить, что нет такой страны, где механизм рассмотрения конфликтов не был бы организован так, чтобы избежать риска плюрализма и обеспечить единство судебной практики. Однако обращение в суд используется не всегда, органы, разбирающие конфликты, действуют не единообразно, короче говоря, особые формы рассмотрения споров, если они даже аномальны, представляют собой реальность, с которой социолог должен считаться. К этому следует добавить судебный плюрализм. Это результат того, что на юридико-техническом языке называют «суверенным правом судейской оценки существа дела». В зависимости от того, как используется это право, можно практически создавать весьма различные права. За сходные оскорбления присуждаются разные компенсации. Семейный интерес, который может служить основанием для изменения режима семейного имущества, понимается в Париже уже, чем в Бордо. Возможность (впрочем, небольшая) получить отказ в иске о расторжении брака более чем удваивается, если из Иль-де-Франса перебраться в Пуату. Разумеется, когда эти судейские разночтения — будь они результатом толкования или оценки — порождены лишь настроением или вообще индивидуальными качествами судьи, то, пожалуй, нот оснований делать их предметом социологического анализа. (Хотя социология права должна изучать, по нашему мнению, и произвол.) Однако достаточно часто особенности судебных решений бывают обусловлены объективными условиями данной социальной среды — историческими или географическими, экономическими или культурными, причем такими, которые данная судебная инстанция не может не принять во внимание и судить о которых она компетента. Если даже судьи происходят не из этой социальной среды, тем не менее есть все основания предполагать, что они испытывают воздействие окружения и господствующего общественного мнения. В этих обстоятельствах местный и региональный партикуляризм при реализации национальных законов становится достаточно стабильным и данная ситуация может быть охарактеризована как возникновение правовой подсистемы. Применение законов зависит не только от самих судей, но и от тех, кто обращается в суд, и их советников. Если большинство участников договоров в определенной местности прибегают к договорной форме, неупотребляемой в других местах, то она приобретает очертания особой разновидности права. Так, в прошлом веке приверженность населения южных районов к особому режиму семейного имущества как бы разрезала в юридико-плюралистическом плане единую Францию39. После 1965 года статистика изменения режима семейного имущества выявила особую тенденцию 1эльзасцев устанавливать его полную общность, с оговоркой о переходе всего имущества пережившему супругу. От того, что население разных провинций испытывает приверженность к одним видам правового поведения и, наоборот, неприязнь к другим (к этому же ведет и разная классовая принадлежность), образуется некая мозаика права. Так, отчетливая склонность населения Бретани к раздельному жительству как форме прекращения брака привела к тому, что эта область занимает особое место на карте, показывающей уровень разводов во Франции. Параллельно с французской концепцией юридического плюрализма, но независимо от нее, американская социология также открыла юридический плюрализм и разработала его теорию. Отправным пунктом при этом было изучение организации (точнее, частных организаций с их внутрен- Ней регламентацией и органами решения конфликтов). В частности, В. Ивэну принадлежит разграничение публичной и частной правовых систем40. Соединительным мостом между французской и американской плюралистическими концепциями может служить оригинальная теория Ж. Беллея, изложенная в работе «Социальный конфликт и юридический плюрализм в социологии права» 41. Этот автор исходит из того, что ключевым в социальной жизни является не порядок, а конфликт, который и приводит к плюралистичное™. В свою очередь плюралистич-ность, выражающая социальный конфликт, выступает прежде всего как плюралистичность юрисдикции, а лишь затем как плюралистичность норм. Автор приводит ряд примеров в подтверждение своей концепции, хотя и не все они равным образом убедительны. Одни из них относятся к судебному плюрализму в рамках государственной системы (например, коммерческие и дисциплинарные суды), другие — к внегосударственным формам решения конфликтов. Date: 2015-05-08; view: 1333; Нарушение авторских прав |