Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Принуждение как критерий правового
Как важная часть всей дюркгеймовской социологии, принуждение приобрело характер классического критерия. Вначале это была идея, исходившая из здравого смысла с оттенком финализма: поскольку норма создана для того, чтобы ее применять, это применение должно быть обеспечено принуждением. Общество, создавая нормы, создает также и принуждение на случай отклоняющегося поведения. Но природа этого принуждения — поскольку оно исходит от общества, назовем его социальное принуждение — не всегда одинакова. Именно благодаря этому различию в природе социального принуждения могут быть разграничены два вида норм — юридические и все остальные. Таким образом, понятие социальное принуждение образует основу дальнейшего исследования. Попытаемся разъяснить это понятие применительно к двум составляющим его терминам. Принуждение. Некоторые авторы нередко предпочитают другой термин, а именно санкция. Но он неудобен тем, что слишком узок. Он заставляет думать если не исключительно об уголовных наказаниях (ибо существуют гражданско-правовые санкции), то, во всяком случае, о реакции, которая является ответом на несоблюдение нормы. Однако нельзя не видеть, что еще до их несоблюдения нормы превентивным образом содержат требование подчинения себе. Поэтому предпочтительнее термин «принуждение», являющийся достаточно широким, поскольку он охватывает как психологическое, так и физическое принуждение. Обратимся теперь к термину социальное, идущему из словаря Дюркгейма. Хотя оно п созвучно понятию социальный контроль, идущему из американской социологии, смешивать эти два понятия не следует. Нормы (как юридические, так и иные) и принуждение, которое их сопровождает, входят в социальный контроль, но он не сводится только к ним. С другой стороны, социальное принуждение — и это существенно для его понимания — говорит о чем-то более сильном, чем социальный контроль. В понятии «социальное принуждение» определение «социальное» является сущностным. Мы должны учитывать только принуждение, исходящее от общества, и оставить в стороне то, что можно назвать самопринуждением личности, внутренним принуждением, находящимся в ведении этики, особенно в кантианском ее понимании. Но даже исключив то, что относится к сфере этики, мы сталкиваемся с трудностью разграничения права и нравов в широком смысле слова (то есть и повседневных обыкновений), поскольку и то и другое равным образом опирается на принуждение, исходящее от общества. Граница между правом и нравами, таким образом, проходит и здесь. В обоих случаях речь идет о социальном принуждении, но в каждом из них оно имеет отличительные черты, являясь сознательно установленным и определенным образом организованным, когда речь идет о нормах права, и инстинктивным и диффузным, когда речь идет о нравах. Социальное принуждение в праве исходит от специализированного органа и выполняет сознательно установленную функцию. Сочетание этих двух элементов несвойственно принужде- 166. irato, сопровождающему нравы. Таким образом, выдвинуты две идеи: сознание и специализация. Попытаемся сопоставить их. 1. Поставим вопрос так: снабдив норму определенной мерой принуждения, предполагает ли сознательно общество довести эту норму до исполнения? При позитивном ответе на этот вопрос перед нами окажется юридическая норма. Если же этого фактора нет, социальная норма останется неправовой. Неправовая форма еще более характерна в этом плане, когда она вообще не преследует каких-то определенных конечных целей, и принуждение в этом случае не более чем эпифеномен, то есть явление, сопутствующее отклоняющемуся поведению, не имеющее конкретных функций (это наиболее характерно для повседневных обыкновений: когда кто-то в ресторане заказывает сперва десерт, а затем суп, то реакцией на такое «нарушение» могут быть лишь улыбки окружающих). Этот критерий преднамеренного, сознательного использования принуждения вызывает возражения, ибо, как и всякий психологический критерий, он достаточно шаток, и это его свойство усугубляется тем, что в данном случае речь идет не о состоянии сознания индивида, а о гипотетическом психологическом состоянии общества. Намерение законодателя, устанавливающего уголовное наказание, очевидно. Но всегда ли есть такая единая сознательная установка? Итак, мы снова отброшены к ипостаси «коллективное сознание» (коллективные представления) со всеми трудностями, которые она порождает. 2. Утверждают, что принуждение в праве — это принуждение, исходящее от специального, отличного от других органа. В современных обществах он называется государством и состоит из правителей, начальников — тех, в чьих руках находится власть. Принуждение же в сфере нравов, наоборот, исходит из самой социальной среды, от самого населения, и конкретный источник такого принуждения не может быть заранее зафиксирован и локализован. Убедителен ли этот критерий? Очевидно, что нет, и в действительности мы снова оказываемся в тупике. Конечно, функциональное использование социального принуждения определенным органом ad hoc может служить для определения права, но только в одном из его ракурсов, а именно права, установленного волей государства, этатистского права, то есть, проще говоря, закона. Но закон не
единственная форма права. Имеется также обычай, а социальное давление, стоящее за ним, представляется таким же бессознательным и неорганизованным, как и то, что стоит за нравами. По механизму, который делает их обязательными, обычаи и нравы весьма близки друг к другу. Тем не менее нравы — это неюридические обычаи, а обычаи — это нравы, подвергшиеся юридизадии. Затруднения, вставшие перед нами, продолжают действовать. Date: 2015-05-08; view: 629; Нарушение авторских прав |