Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Историческая изменяемость этого различия
Исторический анализ показывает, что линия, разделяющая шравовое и социальное неправовое, не неподвижна. Происходят перемещения из одной сферы в другую, и сами эти перемещения, поскольку они помогают определить сферу права, могут рассматриваться как юридические явления. В зависимости от ритма подобных перемещений, который весьма неравномерен, можно выделить два их типа. Укажем прежде всего на изменения медленные и постепенные — составные элементы эволюции, длившихся столетиями, если пе тысячелетиями. Кто взялся бы, например, проследить тот неясный путь, в результате которого гостеприимство, бывшее вначале объектом религиозного восхищения (как свидетельствует об этом библейская притча), ставшее затем чисто моральным обычаем у греков, превратилось в Римской империи в объективное право и особое правомочие (jus hospitii), подкрепленное даже фидуциарным символом (tessera hospitalitatis) и ставшее предвестником еще более полной юридизации и коммерциализации в виде договора гостиничного найма. В ходе исторического развития сложились несколько видов постепенных изменений. Один из них, наиболее известный, —секуляризация права. В строгом смысле это — процесс, в результате которого право выделяется из религиозных предписаний, с которыми оно составляло ра- Нее единую массу. Такой процесс происходил в Риме времен республики, но в какой последовательности, в каком объеме и при каких условиях — до сих пор остается весьма спорным. Во всяком случае, секуляризация знала приливы и отливы, поскольку при христианских императорах право вновь оказалось пропитанным религией. Насыщение права религией еще более возросло в средние века (для канонического права и поныне характерна некоторая недифферепцировашюсть религиозных и правовых императивов). Позже, в ходе исторического развития, прошла вторая волна секуляризации. Она была ощутима во Франции уже в последний период старого режима, но свое окончательное выражение нашла в революции и Гражданском кодексе. Эта волна распространилась затем на большинство правовых систем, не только христианских, но и исламских и других. Правда, тут бывали и отступления, и поражения. О секуляризации можно говорить и в широком смысле, как о процессе отделения права от морали (которая, впрочем, часто переплетается с религией), нравов, обыкновений и т. д., короче — от всего того, что не является правом. Политическая философия XIX века, либеральная и индивидуалистическая по своему характеру, сделала господствующим мнение, что процесс очищения права, сведения юридического к минимуму является естественным и необходимым. Известный поворот наметился в нашем обществе в связи с принятием законов, разрешивших аборты и разводы. Впрочем, и в других сферах право стремится связать себя с моралью 15. Иным образом поставлено под вопрос строгое разграничение права и морали в социалистических государствах. Здесь исходят из того, что не мораль должна становиться законом, а скорее закон должен стремиться запять место морали. Говоря более точно, воспитательная роль, которая в буржуазном обществе отдана морали, здесь возложена на социалистическую законность. Перейдем теперь ко второму типу изменяемости соотношения правового и социального неправового. Этот тип более удачен для наблюдения, и линия, разграничивающая эти две сферы, изменяется тут как бы скачкообразно, по воле законодателя. Нередко бывает, что власть, желая скорейшим образом достичь желанного результата, считает полезным законодательно воздействовать на нравы и повседневные обыкновения. В этих случаях право аннек- сирует, хотя бы и временно, новые сферы. Французский Закон от 8 августа 1962 года юридизировал формы взаимопомощи в сельском хозяйстве, которые раньше рассматривались как полностью относящиеся к сфере нравов. В разные эпохи государство пыталось регламентировать стиль жизни. Достаточно вспомнить законы против роскоши (в историческом плане очень значимые), законы, регламентирующие продовольственное снабжение населения (например, 1940—1945 гг.), запрещение моды, которую считали реакционной (такой была борода для Петра Великого и феска для Ататюрка). Такого рода регламентация может быть истолкована вполне однообразно: право произвольно расширяет свои границы за счет нравов. Date: 2015-05-08; view: 626; Нарушение авторских прав |