Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Поиск критерия правового
Вывод о том, что в современных обществах сосуществуют две системы норм — юридические нормы и все остальные неюридические социальные нормы, требует найти разграничительный критерий. Поскольку в общей массе норм юридические нормы обладают особой спецификой, следует прежде всего искать то, что является отличительным признаком правового. Сказанное позволяет нам отказаться от теоретически допустимого критерия, в соответствии с которым специфику юридического нужно искать в материальном объекте нормы. Мы видели, что в разные эпохи одинаковые виды поведения оказывались в ведении разных нормативных систем. Поэтому мы не можем предполагать, что уже по самой своей природе одни виды поведения должны быть отнесены априори к сфере юридического, а другие — социального неправового. «Не убий» — может звучать равным образом и как религиозная заповедь, и как моральный императив, и как норма права. Запрещение курить в метрополитене — юридического происхождения, но равным' образом оно идет от правил вежливости, а также гигиены. Таким образом, юридическое не связано заранее с определенной сферой общественных отношений — это извне приходящее качество, которое может быть придано любому общественному отношению. Где же в таком случае искать различие между юридическим и социальным неправовым? Существуют две (если игнорировать нюансы) основные теории. Если представить себе нечто вроде потока, где однажды сформулированная норма как бы плывет вниз по течению к своему применению, то обе эти теории ищут критерий именно в низовьях, то есть в сфере применения, реализации. Но для одной из этих теорий таким критерием является принуждение, с помощью которого реализуют нормы, а для другой — порядок рассмотрения, при котором.нормы могут и не быть применены. Как и при поиске других дефиниций, мы и в данном случае сталкиваемся с такими трудностями, которые приводят нередко к выводу о необходимости вообще отказаться от попыток решения проблемы. А. Хобель сравнивал их с «поиском Грааля» 22. С иных позиций автор марксистской ориентации констатировал «тупик в поисках дефиниции права» 23. Трудность связана с тем, что ищут критерий, который равным образом был бы применим и к архаическим, и к развитым обществам. Правда, в этих последних государство, как бы предшествующее праву, само определяет, что имеет силу закона. Этот критерий подкупает своей бюрократической (если не сказать, детской) простотой. Однако он не достоин социологии. Что касается архаических обществ, то им вряд ли известно принятое у нас различие юридических и неюридических обычаев: они живут в еще недифференцированной нормативной сфере. Юридическая социология не достигнет успеха в поисках критерия правового, не обзаведясь необходимым понятийным инструментарием. Date: 2015-05-08; view: 558; Нарушение авторских прав |