Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Различие правового и социального неправового в современных обществах
В этих обществах проблема существенно упрощена благодаря одному чисто формальному обстоятельству, тому, что современные общества основаны на бумажной цивилизации и в них нет иного права, кроме писаного. В результате этого право сливается с документами со штампом «право», поставленным на них компетентной властью — законодательной, регламент/арной и т. д. Правда, для того чтобы узнать, что есть право, приходится обращаться к разным органам официального опубликования и в одних случаях листать «Журналь оффисиель», а в других— «Бюллетень дез арре». Но все, что находится и в том и в другом, является правом. И, наоборот, любая норма за их пределами — неправовая. Однако все обстоит не так просто, как кажется на первый взгляд, и в этом нетрудно убедиться на нескольких примерах. Гражданское право, как и любое право, содержится в официальных государственных сборниках, а нормы, относящиеся к категории нравов, — вне их. Кажется, что все просто. Но как быть, если сборники в ряде случаев отсылают к нравам. Такая отсылка может быть открытой и прямой, как это делает статья 1133 Гражданского кодекса, но может быть и завуалированной, как это имеет место при использовании категории вины. Напомним, что вина может выразиться в нарушении как нормы права, так и нравов. В этой связи проблема юридичности встает в новом ракурсе: исходный пункт — явление, относящееся к нравам, а конечный — правовое явление (недействительность договора, взыскание убытков). Грань между ними не так-то просто установить. Приведем пример из судебной практики. Водитель автомобиля, выводя его из гаража, расположенного в доме, обязан пропустить пешеходов, идущих по тротуару. Это — правило вежливости, которое переходит в правило предосторожности и далее трансформируется в случае его нарушения, повлекшем причинение вреда, в норму права. Последует гражданская ответственность автомобилиста. Причиненный другому вред часто означает такого рода переход из области нравов в область права, особенно когда речь идет об имущественном вреде (право и деньги во многом тесно связаны). Правда, следует оговорить, что речь идет о вреде в достаточно значительных масштабах. Малосущественный вред остается за рамками права: «закон и судья не занимаются малозначительными предметами» (de minimus поп curat lex et pretor), или, по другой формуле римских юристов, — «слишком мало считается ничем» (parum pro nihilo). Сходные представления о плавных переходах из одного состояния в другое весьма часто возникают, когда хотят определить, к какому порядку — правовому или социальному неправовому — относятся некоторые индивидуальные действия. Известно, например, что делового письма в сфере коммерческих отношений достаточно для предъявления требований, влекущих правовые последствия. Представим себе покупателя, который в весьма вежливой форме обращает внимание продавца на задержку поставки: «Я буду весьма признателен, если вы сообщите мне, когда я могу ожидать получения от вас купленной мной вещи. Я заранее вас благодарю и прошу вас верить в мои искренние чувства и т. д.». Что перед нами? Вежливый вопрос или претензия юридического характера? И разве не двусмысленна формула «я вас прошу», которая в зависимости от тональности может звучать как вежливое обращение и как угроза. Приведем еще пример. Умирающий любовник посылает почтовую открытку своей возлюбленной: «Я думаю о твоем будущем... Я хочу, чтобы ты до конца твоих дней получала фиксированную ренту, которую будут выплачивать тебе мои наследники... Пьер». Письмо, даже подписанное одним лишь именем без указания фамилии, может быть приравнено к олографпческому завещанию. Но что имело место в данных обстоятельствах? Не идет ли речь об общем пожелании, остающемся еще в сфере неправо- вого? Имеется судебное решение 1952 года, истолковавшее почтовую открытку как завещательное распоряжение. Тем не менее, чтобы увидеть правовое в ходе его становления, предпочтительнее не единичное решение, а серия юридических актов. Обратимся в этой связи к еще одному примеру—поощрениям, которые получает персонал ог предприятия (тринадцатая зарплата, премия по итогам года и т. д.). Судебная практика в принципе считает, что поощрения зависят от воли предприятия и служащие не вправе ни оспаривать их размеры, ни требовать их систематической выплаты. Но вместе с тем судебная практика резервирует возможность в некоторых случаях — в зависимости от конкретных обстоятельств, и в частности от повторяемости выплат, — рассматривать эти поощрения как дополнительную часть заработной платы, которую наниматель обязан платить. И здесь наступает тот момент, когда отношение переходит из обычного (сфера нравов) в правовое отношение. Date: 2015-05-08; view: 699; Нарушение авторских прав |