Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нынешнее состояние юридической социологии





В настоящее время во всех странах юридическая социо­логия представлена как в преподавании, так и в исследо­вательской деятельности. Разумеется, от страны к стране ощущаются различия в направлении деятельности этой науки, причем эти различия более значительны, чем у общей социологии. Объясняется это тем, что к особенно­стям культуры, психологии и иных сфер, к которым обра­щается социология, добавляются еще и различия правовых систем.

Нет смысла пытаться рассказать здесь о том, как в раз­ных странах преподается социология права и каков в них уровень исследовательской работы85. Укажем лишь, что противоядием против национальных границ науки служат международные встречи, делающие возможными обмен информацией, дискуссии, определенную унификацию тем и методов86.

В любой стране преподаватели и исследователи, рабо­тающие в области социологии права, приходят в нее или из права, или из социологии. Социологи права — это прак­тически либо юристы с дополнительными социологически­ми знаниями, либо социологи, знакомые с правом. Проис­хождение легко обнаруживается по тому, как исследуются юридические явления. Если, например, объект исследова­ния — разведенная женщина, то первые поставят во главу угла процедуру развода и алименты, вторые же — пробле-

9 Заказ J* 1161

 

му одиночества. Что важнее? Такой вопрос будет непра­вилен. Когда речь идет о междисциплинарных сферах, нужно пытаться суммировать компетенции или же нейтра­лизовать некомпетентность. Связь между науками далеко не всегда легка: в одной доминирует дедукция, в другой — диалектика; в самые простые термины — договор, обычай, норма, родство, владение, статус и др. — вкладывается не один и тот же смысл, и, во всяком случае, у них неодина­ковый резонанс87. Междисциплииарность сама но себе является дисциплиной, а именно дисциплиной, призван­ной решать конфликты наподобие того, как это делает международное частное право. В 1961 году Совет социаль­ных наук ЮНЕСКО провел «круглый стол», на котором обсуждался вопрос об институционных средствах сотруд­ничества общественных наук. Во Франции проблема меж-дисцишшнарности приобрела широкое значение после 1968 года.

Кроме преодолеваемой национальной и «ведомствен­ной» замкнутости в нынешнем состоянии социологии пра­ва бросается в глаза, что почти повсюду она разделяется на теоретическую социологию — размышления над книга­ми и документами, кабинетная работа — и эмпирическую социологию — социологию полевых исследований. Преоб­ладает теоретическая социология, и, возможно, это проис­ходит по финансовым причинам: она обходится дешевле. Из-за отсутствия средств эмпирические исследования в социологии права развивались медленнее, чем в других отраслях социологии. Представляется, однако, что начи­ная с 60-х гг. во всех странах социологи права изменили стратегию. Вместо того, чтобы ждать выводов умозритель­ной юридической социологии, они обратились к приклад­ной социологии, хотя ее инструментарий и был еще несо­вершенен. Таким путем надеялись заинтересовать возмож­ных заказчиков и получить поддержку для новых, уже бо­лее значимых исследований, сперва эмпирических, а затем и фундаментальных.

Если попытаться сделать некоторые, не претендующие на полноту выводы о современном состоянии социологии права, то придется учитывать наличие в ней этих двух сек­торов — практического и теоретического.

а) Доминирующей чертой практического сектора явля­ется то, что различным разделам права (если, разумеется, считать, что юридическая социология должна охватить все эти разделы) уделяется далеко не одинаковое внимание.

130 ' "

Имеются полностью нетронутые участки, остающиеся такими длительное время (многие проблемы обязательст­венного права). Есть участки, которым уделяется некото­рое внимание (собственность, договор, основные аспекты ответственности). И наконец, имеются три зоны, на которые обращены основные социологические усилия: 1) парная категория преступность — репрессия (она разрабатывает­ся уже давно); 2) семья (поскольку ее одновременно изу­чает и общая социология); 3) первичные механизмы про­изводства и распространения права (поскольку они отно­сятся к публичному праву, соответственно политике, и интересуют в этом качестве общую социологию). Под эти­ми первичными механизмами понимаются нормы права, судебные решения, управленческие акты, то есть все явления, несущие властный импульс. Они изучаются как таковые, но одновременно выступают как основание для изучения людей, участвующих в их создании (напомним в этой связи изложенные выше идеи Макса Вебера). Име­ются многочисленные исследования юридических профес­сий, в том числе судейского корпуса. Одновременно стре­мятся также выявить результативность воздействия первичных механизмов на массу управляемых. Здесь — отправной пункт для другой серии исследований: знание права, образ юстиции в общественном мнении и т. д.


Разумеется, вовсе не обязательно классифицировать деятельность юридической социологии по традиционным правовым институтам и категориям. В конечном итоге это оказалось бы неверным. Мы должны предоставить этой пауке возможность иметь свою собственную картографию. При таком подходе в центре наиболее интенсивных социо­логических исследований окажутся совсем другие пробле­мы, как, например, юридическая аккультурация, сфера инфраюридического и в особенности то, что можно на­звать динамикой права, то есть изменения права в их соот­ношении с изменениями, происходящими в обществе. К этому вопросу мы еще вернемся в дальнейшем изложе­нии.

б) Относительно теоретического сектора ограничимся общим указанием на то, что существует несколько теорий (плюрализм Гурвича, реализм Гейгера и Ллевеллина), которые можно рассматривать как самостоятельные, по­скольку они основаны на социологическом осмыслении юридических явлений. Однако большинство теорий, в от­личие от названных, построены методом переноса (адап-

9*

тации) ранее созданных в общей социологии концепций на социологию права. В этом плане теоретическую юридиче­скую социологию постигла та же судьба, что и философию права (за исключением, быть может, доктрины естествен­ного права). И произошло это по тем же причинам: тео­ретическая юридическая социология — это отражающая дисциплина в том смысле, что она заимствует идеи другой, менее специализированной дисциплины. Это заимствова­ние часто происходит сложными путями. На основе гло­бальной системы взглядов создается социологическое, пси­хологическое или нравственное учение, и этим производ­ным источником в свою очередь пользуется социология права. Таким образом, всякая новая философия несет в себе возможность появления соответствующей социологии права. Применительно к марксизму, фрейдизму, учению Дюркгейма, структурализму эта возможность в той или иной мере уже реализована.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Об истории горидико-социологических доктрин см. также: Gurvitch G. Elements de sociologie juridique, 1940 (здесь, однако, недостаточно материалов, относящих­ся к частному праву); Т г е v e s R. Introduzione alia so-ciologia del diritto, 1977.

2 В качестве примера сошлемся на монолог Гамлета, в котором осуждаются несовершенства права и высокоме­рие властей. В русских переводах пьесы употребленные Шекспиром слова «law's delay» не нашли, к сожалению, адекватного отражения. См., напр., перевод М. Лозинско­го (Шекспир В. Полное собрание сочинений, т. 6, с. 71) и перевод Бориса Пастернака (В. Шекспир. М., «Ис­кусство», 1949. т. 1, с. 506. — Прим. перев.)

3 См. также: Papachristos. A. La sociologie juri­dique de soplnstes. — L'annee sociologique, 1974, p. 441. Тразимах (или Фразимах) Халкидонский (который, впро­чем, известен нам лишь по карикатурному изображению его Платоном в первой книге «Государства») утверждал (вероятно, утверждал), будто справедливость — ото не что иное, как интерес самого сильного. В конце 1960-х годов он был «вновь открыт» в США как ищущая личность, контестатор. Его противопоставляли Сократу, который па­радоксальным образом предстал как конформист. См. об


этом: Dahrendorf R. In praise of Thrasymachus.— Essays in the Theory of Society, 1968, p. 150.

4 См.: Norr D. Rechtskritik in dec romischen Antike, 1974.

5 Maspetiol. L'Etat et le droit selon Spinoza.— APhD, № 5, 1960, p. 172.

6 Подробнее см.: Goyard-Fabre S. Le droit et la loi dans la philosophie de Thomas Hobbes, 1975.

7 Янсенисты могут заинтересовать социологию своей трезвой оценкой конфликтного характера права и произ­водным от этой оценки пессимизмом. Так, по мнению До­ма, три вида явлений нарушают нормальную жизнь об­щества: судебные процессы, преступления и войны. (D о-mat. Traite des lois, 1665, chap. VIII). Янсенисты — это интересный пример судебной психосоциологии, поскольку моральная враждебность к процессам не мешала им за­нимать посты судей. В конечном итоге они признавали необходимость права для сохранения мира в сообществе. Здесь они сближались с таким реалистом, как Гоббс.

8 Монтескье Ш. Избранные произведения. М., По­литиздат, 1955, с. 361, 569.

9 Там же, с. 253. ^

10 Там же, с, 384-385, 510.

11 Bent am. Oeuvres choisies. P., t. 3, p. 89.

12 См.: RJDC, 1973, № 2, p. 261. Из большого количе­ства исследований о Монтескье укажем: Althusser L. Montesquieu, la politique et 1'histoire. 1959; Aron R. Dix-huit lecons sur la societe industrielle, 1962; Goyard-Fabre S. La philosophie du droit de Montesquieu, 1973; Quoniam Th. Introduction a une lecture de 1'Esprit des lois. 1974.

13 См., напр.: Voltaire. Dictionnaire philosophique, 1764 — 1769 (особенно статьи «Законы», «Советник или судья», «Диспут» и др.).

14 См.: Derathe R. Rousseau et la science politiquo de son temps, 1950; S chw art z enb e r g. R.-G. Nouvelle lecture du Contrat social, 1971.

15 О концепции, которая расширяет понятие «природа вещей» до масштабов всей социальной реальности, а роль естественного права видит в том, чтобы извлечь из этой реальности то, что справедливо — «id quod justum est», см.: Villey M. Lemons d'histoire de la philosophie du droit, 1962, p. 109; Seize essais dc philosophie du droit, 1969. По мнению Виллея, эта, так сказать, социологи.зи-

рованная концепция естественного права идет от Аристо­теля и Фомы Аквинского. Представляется, однако, что большинство их последователей рассматривали естествен­ное право как аксиоматические принципы человеческого разума.

16 Порталис жил в изгнании в Германии, где в салоне графини Ревентлов познакомился с немецким романтиз­мом, откуда и происходит его категорическая оппозиция к рационалистической философии Просвещения.


17 Французские названия журналов: «Revue de droit frangais et etranger» («Revue Foelix»); «Revue de legisla­tion et de jurisprudence» («Revue Wolowski»); «Revue historique de droit fran^ais et etranger» («Revue Labou-laye»).

18 «Themis», t. 10, p. 407.

19 Лапассад и Луро (Lapassade et Lourau. Clefs pour la sociologie, 1971, p. 31) говорят в этой связи о «социологии эмигрантов». Добавим, что она в значитель­ной своей части была социологией права. Эта социология возникла как реакция на законодательство Французской революции; в числе ее исходных идей такие, как восхва­ление обычая, упор на постепенный характер социальных изменений и т. д. Такова позиция англичанина Бэрка и немецкого автора Реберга, который в своей полемической книге «Uber dem Code Napoleon und dessen Einfuhrung in Deutschland», 1814 (несправедливо отодвинутой на зад­ний план уже упоминавшейся брошюрой Савиньи), под­верг высокотехнической и детальной — титул за титу­лом — критике Гражданский кодекс.

20 В своей книге «Примитивное законодательство» (В on aid L. de. Legislation primitive, 1802) Бональд про­водит аналогию между языком и правом и полагает, что право в еще большей степени, чем язык, не может быть созданием человека. В его же работах «Опыт о разводе» («Essai sur le divorce». 1816), «О сельской семье, инду­стриальной семье и праве первородства» («De la famille agricole, de la famille industrielle et du droit d'ainesse». 1826) были сделаны первые попытки поставить под со­мнение эгалитарный режим наследования, введенный Гражданским кодексом.

21 Подробнее о контовской социологии семьи см.: Аг-n a u d P. Essai d'approche positive du probleme de la fa­mille d'apres A. Comte. — APhD, t. 20, 1975.

22 Основные труды Ле-Пле: «Европейские рабочие»

(Le Play F. Les ouvriers europeens». 1855), «Социаль­ная реформа во Франции, выведенная из сравнительного изучения европейских народов» («La reforme sociale en France, deduite de 1'observation comparee des peuples euro­peens». 1864), «Организация семьи в соответствии с ис­тинной моделью, данной историей всех рас и всех времен» («L1 organisation de la famille selon le vrai modele signale par 1'liistoire de toutes les races et de tous les temps»).

23 См.: И е ринг Р. Юриспруденция обыденной жиз­ни. Собрание мелких юридических вопросов, вытекающих из событий обыденной жизни. М., 1881.

24 О Бентаме см.: Shakankiri El. La philosophic juridique de Jeremy Bentham. P., 1969.

25 См. также: Costa Jacqueline. Trois fondateurs de 1'etlmologie juridique. Bachofen, Maine et Engels.-No-mos, 1974, p. 15.

26 Отметим, что исследование, для которого он был послан в 1832 году в США вместе с Густавом де Бомо-ном, охватывало также и пенитенциарную систему, а тем самым и уголовное право.

27 О Троплонге и его работах см.: Bonnecase J. L'ecole de I'exegese en droit divil, 2 ed. 1924.

28 Для социологии семейного права Прудона особенно важна его книга «De la justice dans la Revolution et dans 1'Eglise», t. 1—3, p. 1858. Там же изложена его теория семейных конфликтов.

29 См.: Маркс К. Классовая борьба во Франции.— Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 7, с. 84 и ел.

30 Там же, т. 4, с. 443.

31 Основная юридическая работа Реннера, «Социаль­ная функция права», издана в 1904 году и переиздана в 1929 году под названием «Rechtsinstitute des Privatrechts und ihre soziale Funktion». (На русском языке опублико­вана под псевдонином: Карнер И. Социальные функ­ции права. М., 1923.— -Прим, перев.)

32 Ницше Ф. Поли. собр. соч. Т. Ill, M., 1911.

33 О правовых взглядах Ницше см.: Maspetiol R. Le droit et 1'Etat chez Nietzsche. — APhD, t. XIII, 1968; Villey M. Nietzsche et le droit. — APhD, t. XV, 1970.

He потеряла значения и книга: Mess F. Nietzsche als Gesetzgeber, 1930.

34Durkheim E. Regies de la methode sociologique, 1895. (В русском переводе: Метод социологии. Киев, Харь­ков, 1899.)

35 «L'Annee Sociologique» — издавался Дюркгеймбм И его сторонниками с 1896 года. Ежегодник оказал большое влияние на развитие французского обществоведения. — Прим. перев.

36 «L'Annee Sociologique» (AS), 1899—1900, AS, 1001 — 1902; AS, 1903—1904.

37 «Lemons de sociologie, phisique des moeurs et du droit». P., 1950.

38 Fauconnct P. La responsabilite, etude de socio­logie, 1920; Lcenhardt M. Do Komo, la personne et le mythe dans le monde melanesien. 1947; Davy G. La foi juree, etude Sociologique du probleme du contrat. 1922.

39 G e r n e t L. Droit et societe dans la Grece ancienne, 1964; Levy-Bruhl H. Quelques problemes du tres an-cien droit remain, 1934; Nouvelles etudes du tres ancien droit romain, 1947; Recherches sur les actions de la loi, 1960. Укажем также его работу, выходящую за рамки римского права: Sociologie du droit. 1961.

40 В этой школе довольно рано появилось социалисти­ческое течение (Турати, Коладжани), которое подчерки­вало роль социальных, особенно экономических причин преступности.

41 Основная работа Ферри была опубликована в 1881 году под безобидным названием «Новые горизонты уголовного и уголовно-процессуального права («Les nou-veaux horizons du droit penal et de la procedure penale»). В последующих изданиях она именовалась уже «Социоло­гия преступности» («Sociologie criminelle»). В русском переводе — «Уголовная социология». СПБ, 1910.

42 Этот закон гласит: «Подобно тому, как определен­ное количество данного вещества растворяется только в определенном количестве воды при определенной темпе­ратуре, точно так же определенное число преступлений может быть совершено только в определенной обществен­ной среде и при определенных физических индивидуаль­ных условиях» (Ферри Э. Уголовная социология. СПБ, 1910, с. 347).

43 Лакассань может быть отнесен к социологам бла­годаря формуле, сделавшей его известным: «Социальная среда — это тот бульон, в котором выращивается преступ­ная культура».

44 Т а р д Г. Законы подражания, СПБ, 1892.

45 См.: Tarde G. Les transformations du droit, 1894, p. 183.

46 Тард в течение длительного времени заведовал в Министерстве юстиции службой уголовной статистики.

47 Ehrlich E. Grundlegung der Soziologie des Rechts. Munchen — Leipzig, 1913, Vorrede.

48 Исследователь движения свободного права — в рам­ках которого, по правде говоря, никогда не ощущалось единства взглядов — имел основание поставить Эрлиха ря­дом с Канторовичем среди представителей движения (Riebschlager К. Die Freirechtsbewegung, zur Ent-vvicklung einer soziologischen Rechtsschule 1968).

49 Ehrlich E. Die stillschweiger.de Willenserklarung. 1893.

50 См.: Gurvitch G. L'experiencc juridique et la phi­losophic pluraliste du droit, 1935.

51 См.: Gurvitch G. L'idee du droit social, 1932; Le temps present et 1'idee du droit social, 1932.

52 О Ламбере см., в частности: Т abb ah В. Entre les deux poles (historique et Sociologique) de la philosophie contemporaine du droit. — «Etudes Ed. Lambert». 1938, t. 1.

53 Huvelin. Les tablettes magiques et le droit romain. 1900.

54 Jobbe-Duval. Les morts malfaisants d'apres le droit et les croyauces populaires des Remains. 1924; Les idees primitives dans la Bretagne contcmporiane. 1930.

55 P a r e t о V. Traite de sociologie generale. В § 466, 398—441, 838—841 рассматриваются соотношения права и морали, дается критика естественного права, § 1318 го­ворит о юридических санкциях. Его подход к проблемам хотя и реалистичен, но не выходит за рамки догматиче­ского права, у него нет количественного анализа, чего можно было ожидать от политэконома; автор не идет далее индукции, основанной на нескольких мелких, разнородных фактах.

56 Maunier R. Sociologie colonialc. 1932; Introduc­tion au folklore juridique. 1938. Под его руководством опубликованы «Etudes de sociologie et d'cthnologie juridi-ques» (20 vol. 1931 —1934). Колониальная социология — это особый научный жанр, переживший деколонизацию. При этом на смену социологии колониальных управителей и администраторов пришла социология представителей университетов.

57 Leroy M. Le Code civil et le droit nouveau. 1904. (в русском переводе: Л еру а М. Старое и новое право. К столетию Кодекса Наполеона, СПБ (без года).

 

58 Говоря об эволюционистской литературе, можно вы­делить два периода. Первый отмечен развитием, которое тогда казалось впечатляющим, а сегодня представляется достаточно скромным (прогресс в духе Третьей респуб­лики). Назовем работы: Charmont. La socialisation du droit. 1903. Он же. Les transformations du droit civil. 1912; M о г i n G. La revolte des faits centre le Code, 1920. Вто­рой период — это годы до и после мировой войны, когда развитие приняло более быстрый и более драматический характер. В этот период возросло влияние социалистов и даже коммунистов на законодательство. Работы ряда правоведов в этот период носили тревожный характер. См.: Josser and. Evolution et actualites. 1936; Rip-pert G. Le regime democratique et le droit civil moderne. 1937; Le dec]in du droit. 1949; Savatier R. Les meta­morphoses economiques et sociales du droit civil d'aujourd' hui, 1952-1959.

59 Дюги имел отношение и к названному выше эволю­ционистскому течению, о чем говорит его работа «Общие преобразования гражданского права со времени Кодекса Наполеона» (русск. перев. 1919). Однако в отличие от современников-цивилистов он бурно приветствовал эволю­цию и утверждал, что на смену метафизической и инди­видуалистической системе Гражданского кодекса прихо­дит реалистическая и социалистическая система.

60 Hauriou M. La science social traditionnelle. P., 1896.

61 Cruet G. La vie du droit et I'inipuissance des lois. P., 1908.

62 Levy E. Vision socialiste du droit, 1927.

63 Rip pert G. Les forces creatrices du droit. P., 1955.

64 Weber M. Wirtschaft und Gesellschaft. Teil 2, Кар. 7, 1922. Впоследствии эта больших размеров глава, посвященная социологии права, издавалась в виде само­стоятельной книги. Французский перевод сделан Гросло-дом, которому принадлежит весьма содержательная ввод­ная статья к французскому изданию (La sociologie du droit de Max Weber. Strasbourg, 1973).

65 G e i g e r T. Vorstudien zu einer Soziologie des Rechts. 1947.

66 Социологическая ориентированность Паунда прояви­лась, пожалуй, в начале его деятельности, когда в 1906 г. он выступил со знаменитой статьей «О причинах общест­венного недовольства отправлением правосудия». Позднее,

в частности в работе «Социальный контроль через право» (1942), Паунд уже ощущал, как трудно оставаться на чисто социологических позициях (см.: Social Control through Law.).

67 Rivista internazionale di filosofia del diritto 1958, p. 526.

68 Фрейд З. Тотем и Табу. Пер. с нем. М., 1923.

69 О вкладе Фрейда в юридическую социологию см.: Frank J. Law and the Modern Mind. 1930, в социологию семьи —Winch. The Modern Family, 1952. Влияние Фрейда и его последователей на право в конечном итоге привело к юридическому психоанализу, о котором гово­рилось выше.

'° Основная его работа была опубликована в 1934 го­ду, через два года после смерти автора (Meed G. H. Mind, Self and Society. 1934). В американской социологии имеется течение, которое и сегодня пытается применить психологическую схему игр к жизни общества, трактуе­мой как сумма конфликтов. Однако у представителей это­го течения не видно стремления подвергнуть такого рода анализу собственно юридические отношения, например до­говорные или процессуальные.

71 Более подробно свою функциональную теорию пра­ва Парсонс изложил в статье «Право и социальный конт­роль» (сборник «Law and Sociologie». Ed. W. M. Evan, 1962). См. также его статью «Социологические взгляды на юридическую профессию» (сборник «Essays in sociolo­gical Theory». 1954, p. 375).

'2 Бернарден де Сен-Пьер — французский писатель (1737—1814). Издавался на русском языке («Поль и Виргиния». «Индийская хижина». М. — Л., 1937. — Прим. пер.).

73 Boudon. Effets pervers et ordre social. 1977.

74 Althusser L. Pour Marx, 1965. Торговое право и хо­зяйственное право — это наиболее подходящие области приложения альтюссеровской схемы взаимного влияния экономики и политики.

75 См.: Arnand A.-J. Politique et droit dans 1'oeuvre de Mao-Tse-Toung. — APhD, t. 16, 1971; Edelman B. Le droit saisi par la photographie, 1973; Mia ill e M. line introduction critique au droit, 1976; Bourjol M., D u-jardin Ph. et autres. Pour une critique du droit, 1978.

76 Laroch-Flavin Ch. La machine judiciaire, 1968; Duprat G. et autres. Justice et politique, 1974.

 

77 Weil M. et R. La part du droit dans la realite et dans Faction, 1969.

78 Dalligny S. Essai sur les principes d'un droit civil socialiste, 1976.

79 Weil M. et R. Revolution et perspectives du droit, 1974.

80 Например: Toumanov V. Pensee juridique bour-geoise contemporaine, 1974, p. 238—324.

81 «Travaux du Colloque de sociologie juridique franco-sovietique» (Paris, 1975), 1977.

82 См., напр., доклады Л. Сухарева и В. Смирнова в трудах коллоквиума или работы венгерского ученого И. Сабо.

83 Мы имеем в виду известную книгу Клода Леви-Стросса «Элементарные структуры родства» (L о v i - S t r a-uss Cl. Les structures elementaires de la parente, 1949).

84 О структурализме в праве и его использовании в социологии права см. также: Arnand A. J. Essai d'analyse structural de CC franc.ais, 1973 (хотя и выска­зывались сомнения в том, что здесь действительно приме­нен этот метод). В плане критики структурализма в праве см.: Miaille. Une introduction critique au droit, 1976, p. 359. Влияние рассматриваемого метода на законода­тельство можно увидеть на примере того, как закон об усыновлении от 3 января 1973 г. решает вопрос о наслед­ственных правах ребенка, рожденного вне брака. Эти права рассматриваются как отношение между этим ребен­ком и другими могущими наследовать лицами.

85 Укажем в этой связи на обширный библиографиче­ский справочник: Rehbinder M. Internationale Biblio-graphie der rechtssoziologischen Literatur, 1972.

86 Международная социологическая ассоциация на сво­ем конгрессе в Вашингтоне (1962 год) создала специаль­ный исследовательский комитет социологии права, кото­рый затем проводил свои заседания в ходе всех после­дующих социологических конгрессов: Эвиан (1966 год), Варна (1970 год), Торонто (1974 год), Упсала (1978 год).

87 См.: Grawitz M. De I'utilisation en droit de no­tions sociologiques. — «L'annee sociologique», 1966, p. 415. Каждый том «Социологического ежегодника» имеет раз­дел, посвященный юридической социологии. С 1977 года начал выходить «Европейский ежегодник права и социо­логии» («European Year-book in Law and Sociology»).







Date: 2015-05-08; view: 699; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.034 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию