Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Немарксистской философии в 80-х годах XX века





Картина идейной борьбы в философской мысли Запада на
исходе XX столетия продолжает оставаться довольно пестрой.
Есть последователи почти у каждого из крупных классических
философов прошлого и классиков XX века. Но особенно стабиль-
но к 80-м годам развивались и развиваются платонизм, аристо-
телизм, томизм, спинозизм, кантианство, гегельянство, ницшеан-
ство — разумеется, в их современных вариантах. Чем больше ре-
формированы, «ревизованы», обновлены, актуализированы клас-
сические направления, тем больше шансов на влияние их в со-
временном мире. Примером может служить неотомизм: развитие
его вплоть до последнего времени отмечено борьбой между сторон-
никами коренных реформ («левый католицизм») и теми —
в основном официальными идеологами,— которые хоть и идут
на обновление, но стремятся сохранить основы религиозной до-
гматики.

Из нерелигиозных неклассических направлений, которые воз-
никли либо в начале века, либо десятилетия тому назад, наибо-
лее живучими оказались: феноменология, некоторые (модифици-
рованные) виды аналитической философии, постпозитивизм, нео-
фрейдизм, а также структурализм, герменевтика, «новая мета-
физика». Не имея возможности подробно рассмотреть эти фило-
софские движения, очень кратко сформулируем основные проб-
лемные узлы и соответственно главные тенденции развития
немарксистской философской мысли наших дней.

Одним из важнейших проблемных центров по-прежнему
остается вопрос о том, в чем состоит суть и роль философии,
в особенности в современном мире. В данном вопросе побеждает
антипозитивистская тенденция: философия, в чем убеждены мно-
гие видные мыслители, должна сосредоточиться на осмыслении
проблем, решения которых напряженно ждет от нее современное
человечество: мир и место в нем человека; индивид и челове-
чество; многообразие и единство культур; судьбы человеческой
цивилизации; сущность человека и призвание его в современном
мире; новое мышление и т. д. И наконец, вопросом всех вопросов
является проблема выживания человечества, сохранения мира,
предотвращения мировой войны и устранения локальных войн.
Тут так же, как и в политике, необходимо, правильно подчеркива-
ют современные прогрессивные философы, новое философское
мышление: ведь раньше проблема мира и войны была как бы
периферийной для философии; сейчас она перемещается в центр
философской проблематики. Нельзя не отметить, что этот реаль-
ный исторический запрос, обращенный к философии, в какой-то


мере застал ее врасплох: оказалось, что традиционное негати-
вистское отношение к конкретной социальной проблематике ис-
черпало себя. Но как ее анализировать? В чем специфический
вклад философии? Ответы на эти животрепещущие вопросы фило-
софия во всем мире только начала искать. В 70—80-х годах арену
социальной философии на Западе занимали скорее не «тради-
ционные» философы, а философствующие социологи, журналисты,
публицисты с «футурологическим» уклоном — такие, как О. Тоф-
флер, Дж. Нэсбит и др. Опираясь на социологические, жур-
налистские приемы сбора (огромного и интересного) материала,
они предлагают свое видение современного мира, наиболее важ-
ных тенденций его будущего развития.

Большую роль в немарксистской социальной мысли играют
те люди, которые осмысливают новые ценности, альтернатив-
ные перспективы, расходящиеся возможности, вызовы будущего
исторического развития человеческой цивилизации.

Соответственно новым ценностям формируются и идеи «новой
метафизики». Сегодня метафизические тенденции значительно
усилились — в связи с тем, что «новая метафизика» смело и с
полным основанием требует переосмысления тех идей и прин-
ципов, которые веками считались основаниями человеческого и
даже космического бытия,— господство и подчинение, «ничтож-
ность» части перед целым, индивида перед обществом и т. д. Долж-
ны быть пересмотрены такие глубоко укоренившиеся идеи и под-
ходы, как «культурный империализм» — все равно, воплощается
ли он в формах европоцентризма, панамериканизма, в других
шовинистических формах,— и его националистические, изоляци-
онистские антиподы.

Что касается новейших собственно философских тенденций,
то здесь следует отметить:

— усиление влияния материализма, возникновение более близ-
ких к материализму вариантов «реалистической» философской
мысли (и что очень ценно, их влияние особенно усилилось в фило-
софии и методологии);

— усиление интереса к философским проблемам логики при
одновременной интенсивной разработке новых разновидностей
логического знания. (Интересны с этой точки зрения работы ло-
гиков У. Куайна, П. Строссона, Я. Хинтикки, С. Крипке, которые
вносят весомый вклад в разработку современной логики и в то
же время тяготеют к построению философских истолкований логи-
ческого знания, отличающихся от «классического» неопозити-
вистского сведения философии к логике и анализу языка. Логики
нашей страны активно участвуют в этой работе, сотрудничают с
зарубежными логиками.);


— значительное повышение интереса к проблемам развития,
к диалектике, к вопросу о различных философских формах осмыс-
ления противоречий (характерный пример — философские идеи


лауреата Нобелевской премии, крупнейшего бельгийского ученого
И. Пригожина. Главные идеи И. Пригожина: необходим переход
науки и философии к новому пониманию динамических процессов,
философскому толкованию проблем необратимости, возникнове-
ния, становления и т. д.);

— актуализация и углубление философских исследований че-
ловеческого сознания и познания в самых различных направлениях
анализа (что в немалой степени связано с новейшими стадиями
работы над компьютерной техникой);

— повышение роли философской работы над формами, струк-
турами человеческой культуры (текстами, знаково-символиче-
скими образованиями, культурными памятниками и смыслами)
и т. д.

Но, пожалуй, самое главное состоит в том, что философия
стала более решительно искать теоретико-методологические пути
для формирования комплексного изучения человека, в котором
были бы объединены естественнонаучные, научно-технические,
гуманитарные дисциплины и в котором значительную роль играли
бы широкие мировоззренческие основания истинно философского
характера.

Современная немарксистская мысль как органическая часть
мировой философии находится в становлении, в пути, в быстром
диалектическом изменении, приносящем новые, неожиданные ре-
зультаты. Внимательно и объективно следить за данным процессом,
активно участвовать в нем, влиять на него — большое искусство,
которым пока еще в далеко не достаточной мере владеют филосо-
фы-марксисты. А овладевать им очень и очень нужно, ибо это часть
неотложного дела — защиты общечеловеческих ценностей, их
обновления. Дела, без которого невозможно выживание и дальней-
шее развитие человечества.


Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч. 1
В24 /Под общ. ред. И. Т. Фролова.— М.: Политиздат, 1990.—
367 с.

ISBN 5-250—01065-2 (ч. 1)

Учебник, подготовленный коллективом известных советских философов,—
первый опыт изложения философии по новой структуре. Он вводит читателя
в одну из наиболее богатых областей духовной культуры человечества, ос-
вещая опыт мировой философской мысли в исследовании всеобщих проблем
бытия природы, человека и общества; обосновывая диалектико-материалисти-
ческие идеи" и принципы и соответствующие им позиции марксистско-ленин-
ской философии в осмыслении реальностей современной эпохи и жизнедея-
тельности человека, фундаментальных проблем науки.

Данная книга составляет первую часть учебника, в которой раскрываются
предназначение, смысл и функции философии как науки, ее исторические
типы и направления, очерчивается общая панорама становления и развития
философии от ее возникновения до наших дней. Проблематика этой, исто-
рико-философской, части в общем вузовском курсе представлена столь широко
впервые. Рассчитана не только на студентов вузов, но и на всех изучающих
философию, интересующихся ее проблематикой.

ББК 15







Date: 2015-05-05; view: 1366; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию