Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Немарксистской философии в 80-х годах XX века
⇐ ПредыдущаяСтр 145 из 145
Картина идейной борьбы в философской мысли Запада на исходе XX столетия продолжает оставаться довольно пестрой. Есть последователи почти у каждого из крупных классических философов прошлого и классиков XX века. Но особенно стабиль- но к 80-м годам развивались и развиваются платонизм, аристо- телизм, томизм, спинозизм, кантианство, гегельянство, ницшеан- ство — разумеется, в их современных вариантах. Чем больше ре- формированы, «ревизованы», обновлены, актуализированы клас- сические направления, тем больше шансов на влияние их в со- временном мире. Примером может служить неотомизм: развитие его вплоть до последнего времени отмечено борьбой между сторон- никами коренных реформ («левый католицизм») и теми — в основном официальными идеологами,— которые хоть и идут на обновление, но стремятся сохранить основы религиозной до- гматики.
Из нерелигиозных неклассических направлений, которые воз- никли либо в начале века, либо десятилетия тому назад, наибо- лее живучими оказались: феноменология, некоторые (модифици- рованные) виды аналитической философии, постпозитивизм, нео- фрейдизм, а также структурализм, герменевтика, «новая мета- физика». Не имея возможности подробно рассмотреть эти фило- софские движения, очень кратко сформулируем основные проб- лемные узлы и соответственно главные тенденции развития немарксистской философской мысли наших дней.
Одним из важнейших проблемных центров по-прежнему остается вопрос о том, в чем состоит суть и роль философии, в особенности в современном мире. В данном вопросе побеждает антипозитивистская тенденция: философия, в чем убеждены мно- гие видные мыслители, должна сосредоточиться на осмыслении проблем, решения которых напряженно ждет от нее современное человечество: мир и место в нем человека; индивид и челове- чество; многообразие и единство культур; судьбы человеческой цивилизации; сущность человека и призвание его в современном мире; новое мышление и т. д. И наконец, вопросом всех вопросов является проблема выживания человечества, сохранения мира, предотвращения мировой войны и устранения локальных войн. Тут так же, как и в политике, необходимо, правильно подчеркива- ют современные прогрессивные философы, новое философское мышление: ведь раньше проблема мира и войны была как бы периферийной для философии; сейчас она перемещается в центр философской проблематики. Нельзя не отметить, что этот реаль- ный исторический запрос, обращенный к философии, в какой-то
мере застал ее врасплох: оказалось, что традиционное негати- вистское отношение к конкретной социальной проблематике ис- черпало себя. Но как ее анализировать? В чем специфический вклад философии? Ответы на эти животрепещущие вопросы фило- софия во всем мире только начала искать. В 70—80-х годах арену социальной философии на Западе занимали скорее не «тради- ционные» философы, а философствующие социологи, журналисты, публицисты с «футурологическим» уклоном — такие, как О. Тоф- флер, Дж. Нэсбит и др. Опираясь на социологические, жур- налистские приемы сбора (огромного и интересного) материала, они предлагают свое видение современного мира, наиболее важ- ных тенденций его будущего развития.
Большую роль в немарксистской социальной мысли играют те люди, которые осмысливают новые ценности, альтернатив- ные перспективы, расходящиеся возможности, вызовы будущего исторического развития человеческой цивилизации.
Соответственно новым ценностям формируются и идеи «новой метафизики». Сегодня метафизические тенденции значительно усилились — в связи с тем, что «новая метафизика» смело и с полным основанием требует переосмысления тех идей и прин- ципов, которые веками считались основаниями человеческого и даже космического бытия,— господство и подчинение, «ничтож- ность» части перед целым, индивида перед обществом и т. д. Долж- ны быть пересмотрены такие глубоко укоренившиеся идеи и под- ходы, как «культурный империализм» — все равно, воплощается ли он в формах европоцентризма, панамериканизма, в других шовинистических формах,— и его националистические, изоляци- онистские антиподы.
Что касается новейших собственно философских тенденций, то здесь следует отметить:
— усиление влияния материализма, возникновение более близ- ких к материализму вариантов «реалистической» философской мысли (и что очень ценно, их влияние особенно усилилось в фило- софии и методологии);
— усиление интереса к философским проблемам логики при одновременной интенсивной разработке новых разновидностей логического знания. (Интересны с этой точки зрения работы ло- гиков У. Куайна, П. Строссона, Я. Хинтикки, С. Крипке, которые вносят весомый вклад в разработку современной логики и в то же время тяготеют к построению философских истолкований логи- ческого знания, отличающихся от «классического» неопозити- вистского сведения философии к логике и анализу языка. Логики нашей страны активно участвуют в этой работе, сотрудничают с зарубежными логиками.);
— значительное повышение интереса к проблемам развития, к диалектике, к вопросу о различных философских формах осмыс- ления противоречий (характерный пример — философские идеи
лауреата Нобелевской премии, крупнейшего бельгийского ученого И. Пригожина. Главные идеи И. Пригожина: необходим переход науки и философии к новому пониманию динамических процессов, философскому толкованию проблем необратимости, возникнове- ния, становления и т. д.);
— актуализация и углубление философских исследований че- ловеческого сознания и познания в самых различных направлениях анализа (что в немалой степени связано с новейшими стадиями работы над компьютерной техникой);
— повышение роли философской работы над формами, струк- турами человеческой культуры (текстами, знаково-символиче- скими образованиями, культурными памятниками и смыслами) и т. д.
Но, пожалуй, самое главное состоит в том, что философия стала более решительно искать теоретико-методологические пути для формирования комплексного изучения человека, в котором были бы объединены естественнонаучные, научно-технические, гуманитарные дисциплины и в котором значительную роль играли бы широкие мировоззренческие основания истинно философского характера.
Современная немарксистская мысль как органическая часть мировой философии находится в становлении, в пути, в быстром диалектическом изменении, приносящем новые, неожиданные ре- зультаты. Внимательно и объективно следить за данным процессом, активно участвовать в нем, влиять на него — большое искусство, которым пока еще в далеко не достаточной мере владеют филосо- фы-марксисты. А овладевать им очень и очень нужно, ибо это часть неотложного дела — защиты общечеловеческих ценностей, их обновления. Дела, без которого невозможно выживание и дальней- шее развитие человечества.
Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч. 1 В24 /Под общ. ред. И. Т. Фролова.— М.: Политиздат, 1990.— 367 с.
ISBN 5-250—01065-2 (ч. 1)
Учебник, подготовленный коллективом известных советских философов,— первый опыт изложения философии по новой структуре. Он вводит читателя в одну из наиболее богатых областей духовной культуры человечества, ос- вещая опыт мировой философской мысли в исследовании всеобщих проблем бытия природы, человека и общества; обосновывая диалектико-материалисти- ческие идеи" и принципы и соответствующие им позиции марксистско-ленин- ской философии в осмыслении реальностей современной эпохи и жизнедея- тельности человека, фундаментальных проблем науки.
Данная книга составляет первую часть учебника, в которой раскрываются предназначение, смысл и функции философии как науки, ее исторические типы и направления, очерчивается общая панорама становления и развития философии от ее возникновения до наших дней. Проблематика этой, исто- рико-философской, части в общем вузовском курсе представлена столь широко впервые. Рассчитана не только на студентов вузов, но и на всех изучающих философию, интересующихся ее проблематикой.
ББК 15
Date: 2015-05-05; view: 1366; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|