Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Проблемам
Позитивизм оказал большое воздействие на социальную мысль. Он, собственно, и зародился в качестве попытки перенести на социологию критерии естественнонаучной точности, «позитив- ности» анализа. Представленное в XIX веке Дж. Ст. Миллем, Г. Спенсером, О. Контом (а в России — Лавровым, Н. Михайлов-
ским) позитивистское направление даже подводило под «позитив- ность» социологии философско-историческую базу. Согласно О. Конту, истории общества соответствуют три основные стадии человеческого сознания, культуры, когда поочередно господствуют критерии религии, абстрактной философии и точной науки («тео- логическая», «метафизическая», «позитивная» эпохи). Понимание общества позитивизм в его первых вариантах теснее всего связывал именно с биологическими подходами и понятиями, в частности с проблемами эволюции. На общество были перенесены понятия «организм», «система». В свете современных системных исследо- ваний особенно ясно, как важно — на что обращал внимание еще К. Маркс — понимать общество как многоуровневую систему с многочисленными подсистемами. И рассмотрение общества как «организма» тоже может иметь определенное вспомогательное значение. Правда, позитивисты нередко переходили ту грань, которая отделяет относительно правомерное использование био- логических, эволюционных аналогий от биологизма, то есть сведе- ния специфического в общественном развитии к природным его данностям и предпосылкам.
Идеи системного подхода к обществу, разработанные в русле позитивизма, пустили глубокие корни в социологии XX века. Они нашли развитие и продолжение в так называемом структурно- функциональном анализе общества, связанном с именами крупней- ших социологов — Э. Дюркгейма, М. Вебера, Т. Парсонса, Р. Мер- тона. При этом сторонники структурно-функционального подхо- да, поддерживая лозунг «позитивности» социального анализа, все же считали необходимым покинуть уровень «глобальной» теории, уровень исторической динамики, двигаясь к теориям «среднего» уровня, максимально приближенным к конкретному социаль- ному действию.
С точки зрения Т. Парсонса, в центр социологии должна быть поставлена теория человеческого действия, понятого в качестве специфической (не сводимой к биологии) самоорганизующейся системы. А функционирование этой системы предполагает, сог- ласно Парсонсу, инвариантные (для всей истории) задачи: систе- ма должна приспособляться к окружающему миру, достигать поставленных целей, поддерживать собственную целостность, воспроизводить себя, снимать конфликты и напряжения. Для выполнения данных функций создаются соответствующие подсис- темы: экономика (функцияадаптации), политика (функция дости- жения целей), право (функция интеграции), семья и система веры, образования, морали (функция воспроизводства). Что ка- сается отличия человеческого действия именно как социальной системы, то Т. Парсонс — в соответствии с общей тенденцией неопозитивизма — особо подчеркивал символические, знаковые средства: язык, ценности, социальные нормы, символы и т. д. Структурно-функциональный анализ дал социологии немало
полезных средств исследования, но его справедливо критиковали за преувеличение значения таких моментов, как: адаптация человека к системе — в ущерб новаторству индивидов; самоинтег- рация системы и сохранение старого — в ущерб революционному преобразованию общества; социальная статика — в ущерб социаль- ной динамике; социальные инварианты — в ущерб исторической изменчивости общества.
Уклон в исследование языково-символических средств со- циального взаимодействия — результат влияния неопозитивизма на многие направления немарксистской социологии, независимо от того, причисляют ли они себя к неопозитивистскому течению или отказываются делать это. Приобретшее особую популярность в 30 — 40-х годах течение «общей семантики» провозгласило свой анализ средством преодоления «тирании слов», которая, в свою очередь, объявлялась основным препятствием для разрешения со- циальных конфликтов. Нельзя не признать того, что смысл, вкла- дываемый людьми в такие слова, как «демократия», «эксплуа- тация», «справедливость», «прогресс», и другие общие лозунги, принимаемые в тот или иной период большими массами людей,— все это чрезвычайно важно. И прояснение таких ключевых слов и понятий весьма существенно. Однако и тут сказался общий порок неопозитивизма: роль знаково-символических форм и «проясняю- щего» языкового анализа в развитии общества, в общественной деятельности индивидов чрезмерно акцентировалась. Социология, по существу, сводилась к анализу «социального языка» индивидов и групп.
С точки зрения политических позиций, социальных подходов неопозитивистские течения неоднородны. Вместе с тем есть в них и общее: большинство неопозитивистов склоняется к защите гума- низма, демократии и критике авторитарной власти, тоталитарного государства. Пример Б. Рассела в этом отношении наиболее ярок: философ не только проповедовал демократические, миролюбивые идеи, но и активно боролся за свои убеждения. До конца жизни Б. Рассел вел последовательную борьбу за мир и ядерное разо- ружение. Известный «Манифест Рассела — Эйнштейна» положил начало Пагуошскому движению ученых за мир. Социально- философские работы Б. Рассела охватывают широкий спектр проб- лем. Достаточно перечислить названия некоторых важнейших работ английского мыслителя: «Германская социал-демократия» (1906), «Политические идеалы» (1917), «Власть» (1938), «Власть и личность» (1949), «Брак и мораль» (1961), чтобы понять широту его социально-философских интересов. Особое место в деятель- ности Б. Рассела занимают обоснование атеистического мировоз- зрения, проблемы борьбы науки против религии. По этим вопросам им написаны талантливые — полемичные, публицистические, в ряде аспектов дискуссионные работы: «Сущность религии» (1912), «Религия и церковь» (1916), «Почему я не христианин»
(1927), «Внесла ли религия полезный вклад в цивилизацию?» (1930) и др.
Другое, куда более противоречивое явление в социальной фи- лософии неопозитивизма — философия К. Р. Поппера, изложен- ная в его работах «Нищета историцизма» (1944) и «Открытое общество и его враги» (1945). В конце войны и сразу после нее К. Поппер был одним из первых, кто резко выступил против «зак- рытого» общества, против тоталитаризма, в защиту максимально широкой и последовательной демократии. С одной стороны, это было продиктовано необходимостью осмысления национал- социалистического тоталитаризма и горьких исторических уро- ков его возникновения и распространения. С другой стороны, практика массовых репрессий, режим личной власти, культ личности Сталина дали в руки Поппера аргументы для примене- ния понятия «закрытое общество» также и к истории нашей страны.
Неопозитивизм довольно глубоко проник в этику, эстетику, философию человека. Здесь теоретическими предпосылками были, с одной стороны, убеждения в том, что социология, этика, эсте- тика, как и вообще социальные, гуманитарные знания в их тради- ционном виде, лишены научности, с другой стороны, предполага- лось, что новый уровень в них может быть установлен благодаря анализу языка — этических, эстетических, философско-антропо- логических предположений. Правда, и в этом случае, утверждали неопозитивисты, этика или эстетика не сделаются научными обла- стями, ибо их предложения — суждения о ценностях, нормах и т. д.— имеют практически-инструментальный характер, вытекают из желания отдельных индивидов или групп навязать, через «по- веления» этики или эстетики, свои вкусы, взгляды, устремления, а главное, свои чувства и эмоции. Анализ специфики этических и эстетических высказываний (например, предложений, фикси- рующих ценности или нормы) сам по себе не лишен интереса. Позитивизм заложил здесь основания для исследования, развернув- шегося в отдельные перспективные разделы логики, лингвистики. Некоторое позитивное воздействие они оказали и на социальную философию, этику и эстетику. Однако в целом наступление пози- тивизма на эти сферы философии вскоре уступило место обороне или прямому отступлению.
Надо отметить, что лагерь современных противников неопози- тивизма в немарксистской мысли постепенно сделался довольно мощным, внушительным: он объединил и значительно усиливших- ся сторонников «новой метафизики», и тех, кто принимал неопо- зитивистскую цель — повышение научности, строгости филосо- фии, но отвергал средство — сведение философии к анализу языка. Это подводит нас к заключительному вопросу данной главы: какие идеи и направления сталкиваются в немарксистской философии сегодня?
Date: 2015-05-05; view: 513; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|