Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Существования бога
На протяжении всей своей истории, включая и современ- ность, важнейшим, если не первейшим предметом теологии и ре- лигиозной философии остается проблема бытия бога. Правда, в наше время в адрес религиозной философии все чаще высказы- вается такой упрек: если бог действительно и несомненно суще- ствует, почему необходимо столь упорно доказывать его сущест- вование? На этом основании иные «новаторы» в самой религии предлагают вообще исключить данную проблематику из теологии и философии. Однако большинство религиозных мыслителей с та- кими радикальными предложениями не соглашаются. Они исходят из того, что следует постоянно, на каждом новом уровне разви- тия человечества преодолевать сомнения верующих относительно существования бога и опровергать аргументы атеистов относи- тельно его несуществования. А это особенно нужно, заявляют религиозные философы, в наш век, когда все подобные сомнения и аргументы становятся особенно сильными и настойчивыми.
Не следует упрощать дело и думать, будто вследствие этого современная христианская философия во всех случаях оказы- вается простым повтором ее классических, то есть средневековых, образцов. Такие подходы тоже существуют. Но как раз наиболее известные религиозные мыслители наших дней — те, кто полагают, что путь к принятию существования бога надо прокладывать от самых острых проблем, тревог, забот современного челове- чества. Рассуждения наиболее крупных представителей религи- озной философии XX столетия на все эти темы отнюдь не беспоч- венны и порою проникнуты глубоким критицизмом, искренним беспокойством о судьбе человека и мира. Но какими бы оправдан- ными ни были их критические суждения, все же главная цель остается прежней — утвердить догму о существовании бога.
Приглядимся к тому, как это делается, в чем тут сходство с традициями религиозной мысли и каковы новые моменты по сравнению с ними. Традиционализм религиозной философии отчетливо проявляется не только в том, что доказательства бытия бога, как и много веков назад, ставятся в центр философии — и по существу «покрывают» философскую проблему бытия. В еще большей степени традиционализм сказывается в том, что за осно- ву принимаются те традиционные «схемы» доказательства бы- тия бога, которые обосновали для неотомистов Фома Аквинский, для неоавгустинистов — Августин, для протестантов — Лютер, Кальвин, Меланхтон и другие богословы. Покажем это на примере отношения неотомистов к соответствующим разделам наследия их идейного вдохновителя Фомы Аквинского.
По содержанию «доказательства» бытия бога у Фомы сведены к пяти главным доводам, которые изложены им в «Сумме теоло- гии» и «Сумме против язычников». 1. Если брать движение во всей его полноте, а не только как механическое движение, нель- зя не прийти, заявляет Фома, к «перводвигателю», то есть к богу. 2. Сходен довод, касающийся причинности. Если все в мире имеет свою причину, то должна быть «первопричина» — бог. 3. Бес- численное множество возможностей и случайностей в мире должно управляться, заявляет Фома Аквинский, абсолютно необходимой причиной, то есть богом. 4. Для измерения степеней совершенства (красоты, блага, истинности) всего, что есть в мире, должно су- ществовать абсолютное мерило всех совершенств, то есть бог. 5. Все существующее в мире обладает какой-то степенью целесообразности. А значит, должна существовать «последняя» и главная цель — бог. Несостоятельность доводов Фомы раскрыта во II главе учебника. Здесь же нам важно ответить на вопрос: как относились и относятся к «доказательствам» Фомы Аквинского неотомисты?
Картина этого отношения довольно причудлива. С одной стороны, неотомисты, относя доказательства бытия бога к серд- цевине католической, да и вообще религиозной философии, объ- являют выкладки Фомы по этому вопросу недосягаемым образцом. А отсюда — превалирование в писаниях официальных теологов и философов католичества сочинений комментаторского типа, содер- жащих новые и новые догматические и апологетические разъяс- нения того, что писал и что имел в виду Фома Аквинский. С дру- гой стороны, признается необходимость как-то модернизировать стиль и методы доказательства Фомы. Что же именно следует принять и что следует отвергнуть? Тут нет единого ответа. Одни считают «несовременным» вслед за Фомой настаивать на том, что некоторые догмы христианства недоказуемы и полагают необходимым давать доказательства всех сколько-нибудь суще- ственных принципов. Другие, напротив, склонны «освобо- диться» от необходимости доказывать и те догмы, которые объ- являл доказуемыми Фома и которые он, а также его после- дователи пытались доказывать. Нет единства и в отношении того, как и в какой мере при решении вопроса о бытии бога исполь- зовать данные современной науки. Одни томисты пытаются поставить достижения современной науки на службу религии и полагают необходимым укрепить «союз веры и разума». Дру- гие, напротив, видят путь усиления позиций веры и теологии в том, чтобы не заигрывать с разумом, а прямо апеллировать к «необъяснимому», «таинственному», «мистическому» в челове- ческом опыте.
По-разному решается и вопрос о том, на чем следует сде- лать акцент в попытках — с учетом реалий современного мира — решать проблему бытия бога.
Одни философы-томисты, поддерживая Фому, стремятся идти главным образом от истолкованных в соответствующем духе дан- ных естествознания о строении мира, считают, что путь «космоло- гических доказательств», как их именовали в истории мысли, особенно предпочтителен в наш век, когда познание мира в его космической целостности обладает в глазах людей таким боль- шим авторитетом. И потому они связывают дальнейшее движе- ние религиозной философии с более тщательной, чем у Фомы, работой над космологией, теорией познания, логикой. Другие философствующие томисты, возражая «космологам» и «гно- сеологам», стремятся в данном вопросе, как и в других во- просах религиозного миросозерцания, выдвинуть на первый план проблему человека и тем самым актуализировать философ- ско-антропологические моменты классического томистского на- следия. Томистская философия в конечном счете отдала предпочтение последнему варианту и на этом пути претерпела «антропологическую» переориентацию. Почему «антропологиче- ский поворот» происходит в религиозной философии именно в XX веке? В чем он выражается и как связан с традициями ре- лигиозного миропонимания?
«Поворот к человеку»:
Date: 2015-05-05; view: 562; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|