Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Спор вокруг метафизики
Еще в конце XIX века спор о специфике и судьбах филосо- фии приобрел форму дискуссий о проблеме «метафизики». Име- лась в виду метафизика как «первая философия», которая обя- зательно ставит мировоззренческие проблемы бытия, человека, познания и рассматривает их широко и масштабно. Кант и Гегель, критиковавшие «старую метафизику», вместе с тем придавали
большое значение новому пониманию таких проблем, как единство и целостность мира, место и роль человека в универсуме, конеч- ность и бесконечность мира и т. д. Они, таким образом, стреми- лись обновить метафизику, которая, по словам К. Маркса, пережи- ла в немецкой классической философии «победоносную рестав- рацию». А вот в конце XIX века возникло и передалось философии XX века критическое умонастроение, лозунг которого, перефрази- руя слова Ньютона — «Физика, бойся метафизики!», можно было бы выразить так: «Философия, бойся метафизики!»
Это движение в XIX веке было представлено «первым пози- тивизмом» (Дж. Ст. Милль, Г. Спенсер, О. Конт), потом «вторым позитивизмом» (Э. Мах, Р. Авенариус), а начиная с 20-х годов и до нынешнего времени — «третьим» позитивизмом, или неопо- зитивизмом.
«Неопозитивизм» — обозначение направления, в которое включают различные логико-философские школы, подходы, по- зиции. Неопозитивизм представляют такие видные философы и школы XX века, как: М. Шлик (1882 — 1936), основатель «Венского кружка», его последователи Р. Карнап, О. Нейрат, Г. Рейхенбах; представители Львовско-Варшавской школы А. Тар- ский, Я. Лукасевич, К. Айдукевич, логик, математик, философ Б. Рассел (1872—1970); основатель философии лингвистического анализа австрийский философ Л. Витгенштейн (1889—1951); логик и методолог науки К. Поппер (род. в 1902 г.); течение «общей семантики» (А. Кожибский, С. Чейз, С. Хайакава); «пост- позитивизм» — логика науки Т. Куна, И. Лакатоса, П. Фейерабен- да и др. Их относительное единство состоит в особом толковании предмета и задач философии: подвергается решительной критике понимание философии как метафизики и отстаивается идея «подлинной» научной философии, ориентирующейся на строгие образцы естественнонаучного, математического знания.
Борьба неопозитивистов против метафизики имела и до сих пор имеет свои достаточно серьезные теоретические основания и социально-практические предпосылки. Реальным основанием, относящимся к самой философии, является характерное проти- воречие: философия связана с жизнью, практикой, но она явля- ется сверхопытным знанием и познанием, высокоспециализи- рованной и трудной для понимания областью человеческой культуры. Представители точных наук упрекают философию — и подчас вполне оправданно — в неясности рассуждений, в услож- ненности языка. Подобные же упреки можно слышать и от тех людей, которые изучают философию, приобщаются к ней. Со стороны бывает нелегко разобраться, скрывается ли за труд- ностью понимания философских текстов, философского языка глубина анализа, разветвленность понятийно-категориального ап- парата или запутанность, непроясненность понятий, логики рас- суждения.
Неопозитивисты вынесли в адрес философии жесткий и аб- солютный приговор: «виновны» не только псевдофилософы — «виновны» и те философы-классики, которые загромоздили фило- софию полумистическими понятиями (такими, как абсолютный дух, чистый разум) и основанными на них концепциями, затянув философию в пучину бесконечных и бесплодных споров. Все это и было метафизикой, которую теперь, в век расцвета науки, надо решительно «выбросить за борт» философии. Таким был приговор от имени новой философии, которая мыслилась в качестве «новой логики».
Противопоставление «старой метафизики» и нового, «пози- тивного» знания основывается не только на философских сооб- ражениях. У него есть и более широкая жизненно-практическая основа — возрастание роли точных и конкретных знаний, эффек- тивных действий, хорошо обоснованных рекомендаций во всех без исключения областях человеческой жизнедеятельности. Когда ремесленник в одиночку создает какой-либо предмет, то удачный или неудачный исход действия зависит от него и его подручных. Ошибку можно исправить быстро. В условиях же разветвлен- ной системы взаимозависимых действий в производстве, управ- лении, науке, культуре современного мира надежность каждого звена зависит от того, сколь точны, обоснованы, надежны, «по- зитивны» знания и действия отдельных людей. Ошибки обходят- ся исключительно дорого и нередко оказываются уже неустра- нимыми. Рациональность, эффективность, функциональность — понятия, которые прочно входят в экономику и экономическую науку, социальное действие и социологию, в управленческую практику и науку об управлении. «Позитивная» обоснованность действия противостоит общим словам, не подкрепленным и не проверенным опытом рекомендациям, которые развенчиваются как нецелесообразные и даже опасные. Соответственно и филосо- фия сосредоточивает свое внимание на «позитивном» в человече- ском знании и познании. И тогда на повестку дня выносится во- прос: а выдерживает ли сама философия проверку на «позитив- ность» знания? Решительный отрицательный ответ на него и яв- ляется основой для критики неопозитивизмом традиционной и современной метафизики.
К философии, по убеждению неопозитивистов, следует строже предъявить те требования научности, которые сложились в естественных и математических науках. В связи с этим неопо- зитивисты прежде всего взяли на себя задачу осуществить пере- оценку ценностей и приоритетов философии, пользуясь крите- риями «строгих наук», критериями формальной логики. Это было осуществлено со знанием дела, ибо неопозитивисты по большей части являлись не только философами, но и специа- листами в области математики, математической логики, физики и других точных наук. Неопозитивизм — одно из проявлений и след-
ствий влияния на философию стандартов и культуры мышления, сложившихся в науках о природе, в математике и математической логике. И не случайно развитие неопозитивизма приходится на наше столетие с его научно-технической революцией, а «всплески» его воздействия — на периоды, особо отмеченные возрастающей ролью строгого знания в науке и практике человечества.
Результаты попыток «позитивизации» философии весьма неоднозначны. С одной стороны, стремление «подключить» фило- софию к общим процессам развития точного знания способствовало существенному обновлению тех ее разделов, которые пограничны с естествознанием, математикой, техническими науками. Наибо- лее сильное преобразующее влияние неопозитивизм оказал на ло- гику и методологию науки. В наше время логика и методоло- гия науки — одна из самых влиятельных, в том числе в науке, областей философии. С другой стороны, многие общефилософские претензии неопозитивизма обнаружили свою несостоятельность, что привело к «смягчению» самими представителями данного направления первоначально жестких требований и критериев, обращенных к философии. Так, категорические антиметафизи- ческие декларации начальных этапов развития неопозитивизма постепенно уступили место более компромиссным подходам. И дело было не только в сопротивлении современных «метафизи- ков» — философия, культура, потребности социального развития нашего столетия сопротивлялись тому, чтобы философия была сведена, как того поначалу требовали неопозитивисты, к анализу языка.
Рассмотрим подробнее обе эти стороны противоречивого раз- вития неопозитивизма.
Date: 2015-05-05; view: 2261; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|