Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Философии
Проблема человека занимала заметное место в классической религиозной философии. Августин, Фома Аквинский и другие классики религиозной философии неизменно включали в свои фи- лософские системы раздел о человеке. Вместе с тем догмати- чески установленная религиозной идеологией иерархия ценностей (запечатленная в различных «священных» текстах и документах церквей, например христианских) никогда не отводила челове- ку первое место. Теологи и философы христианства издавна объявляли его проблемой второстепенной по сравнению с вопро- сами о боге, его существовании, богопознании.
Что касается неотомизма наших дней, то в нем тенденции антропологизации получили довольно широкое распространение и пользуются поддержкой папы Иоанна Павла II, профессиональ- ного философа, который в 70-е годы, еще будучи кардиналом К. Войтылой, написал книгу «Действующая личность». В свою очередь, антропологическая линия религиозной философии обнов- ленческой ориентации покоится на тех формах отчасти реформи- рованной религиозной философии, которые зародились в первой половине нашего столетия, а сейчас уже стали своего рода
«классикой». Если в свое время антропологические учения М. Шелера, Ж. Маритена, Г. Марселя, П. Тиллиха, Э. Мунье, Тейя- ра де Шардена принимались ортодоксами с опаской, а то и просто осуждались, то сегодня многие идеи названных философов широко используются сторонниками «антропологического пово- рота» внутри религиозной мысли и вне ее.
Безусловно, «антропологический поворот» в религиозной мысли представлен мыслителями, позиции которых различались и которые спорили друг с другом. Но в их взглядах есть и много общего. Мы и рассмотрим их в определенной типологической обобщенности.
«Антропологический поворот» связан с решимостью филосо- фов-реформаторов в определенном смысле пересмотреть традици- онную иерархию ценностей и проблем религиозной философии.
Если традиционная религиозная философия сводила все во- просы философии, включая и вопрос о человеке, к проблеме бога, то религиозная философская антропология XX века, как видим, ставит в центр именно широко понятую проблему человека. И хотя отношение человека к богу философы этого направления считают необходимым также «подтянуть к центру», все же переориентация по сравнению с религиозной классикой происходит заметная и не- маловажная.
Происходят перемены и в том, как именно анализируется вопрос о человеке, какие ценности жизни и поведения людей выдвигаются на первый план. Меняется сам стиль обращения ре- лигиозных мыслителей XX века к человеку. Правда, довольно часто они предпочитают — в соответствии с духом традициона- листского мышления — приглушать свое новаторство и делать вид, что только извлекают из теолого-философских традиций христианства внутренне заключенную в нем гуманистическую ориентацию. Для такого подхода есть определенные основания. За фасадом теоцентризма постоянно скрывался интерес к челове- ку, его жизни, поведению, нравственности. Особенно характерен в этом отношении пример Августина, и не удивительно, что «ренессанс Августина» в XX веке стал мощным стимулом для переориентации в направлении философской антропологии.
И все же в понимании человека неортодоксальными религи- озными философами есть немало идей и подходов, с которыми вряд ли согласились бы классики религиозной мысли и которые встречают в штыки современные ревнители «чистоты» веры. Эти новые идеи и подходы сказываются уже в самом духе, стиле произведений наиболее известных религиозных антропологов. Можно читать их работы десятками страниц и не найти традицион- ных опознавательных знаков религиозной мысли. Правда, «нуж- ные» слова о боге, религии все-таки появляются, но где-то на обочи- не анализа и без которых читатель, если он хочет, вполне может обойтись.
Так, одна из центральных идей Г. Марселя — необходимость «тотальной евангелизации души» перед лицом современного со- циального и нравственного кризиса. Нельзя, утверждает он, представить себе спасения человека и человечества от обрушив- шихся на них в XX веке бед, страхов, угроз, потрясений, если не признать «сверхземной (сверхъестественный) порядок» (то есть бога), не верить в бессмертие души. И это дает все основания для отнесения концепции Г. Марселя прежде всего в разряд религиозной философии. Но в религиозную оболочку заключено у него нетрадиционное философское содержание. Прежде всего, нетрадиционно то, что человеку и философской проблеме человека в работах Г. Марселя (а то же можно сказать о многих произве- дениях других названных ранее классиков религиозной фило- софии) уделено преимущественное внимание. Традиционные сю- жеты — бог, его бытие и т. д.— явно отодвинуты на задний план. Изменение, далее, состоит в том, что считается главным в чело- веке. Традиционная ориентация полагает наиважнейшим делом и уделом человека богопослушание. Г. Марсель и другие современ- ные религиозные авторы на первый план выдвигают поиски чело- веком своего «Я», своей неповторимой духовности. И они не уте- шают человека, не гарантируют ему ничего, кроме постоянного поиска пути к духовному поиску и совершенству. Homo viator (человек-пилигрим, вечный путешественник) — вот, согласно Г. Марселю, наилучший образ человеческой сущности. В отличие от традиционалистов, которые скорее склонны говорить о «попе- чении» бога над судьбами человеческими, Г. Марсель — в унисон с экзистенциалистами — подчеркивает и драматизирует такие моменты жизни человека в современном мире, как страх, от- чаяние, покинутость, отчужденность. Отсюда понятно, почему хранители «чистоты» религиозных традиций так рьяно выступили против концепции Г. Марселя.
Проблема человека тесно связана с этической проблемати- кой. В религиозной этике идет та же борьба традиционализма и новых подходов.
Date: 2015-05-05; view: 523; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|