Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Философии. Каковы те главные принципы и ориентации, которые религи- озная философия кладет в основание философии?
Каковы те главные принципы и ориентации, которые религи- озная философия кладет в основание философии? По каким линиям идет обновление, переориентирование религиозной фи- лософской мысли? Ограничимся при рассмотрении этих вопросов важнейшим аспектом — пониманием задач, предмета, главных проблем философии.
В понимании задач философии традиционная ориентация рас- сматривает философию как деятельность, подчиненную богословию (теологии, учению о боге), ибо считается, что вера, на которой зиждется теология, выше разума, на котором основываются философские дисциплины. Такой была установка Фомы Аквин- ского. Но и другие христианские вероисповедания в общем при- держивались и придерживаются догмы о первенстве и главенстве теологии над философией. Переориентация в этом пункте, в сущ- ности, не является официальным пересмотром догмы. Но неорто- доксальные религиозные философы «явочным порядком» как бы обособляют философию от теологии и в своих философских заня- тиях далеко не всегда «оглядываются» на теологические уста- новки.
Соответственно этому трактуется и предмет философии. Традиционная ориентация, которой придерживается и сегодня официальная религиозная философия, это теоцентризм. Все, что говорится о мире или человеке, все этические проблемы должны быть, согласно этой догме, сконцентрированы вокруг проблемы бога, доказательства его- существования, его мудрости, вокруг идеи божественного блага. Переориентация состоит в том, что религиозные философы XX века, по большей части не посягая на пересмотр традиционной «иерархии проблем», в то же время фактически выдвигают в центр философии социальные, этические проблемы или вопрос о человеке.
Пожалуй, в наибольшей степени скорректированы представ- ления о взаимоотношениях религии, религиозной философии и науки. Если Фома Аквинский и другие классики религиозной мысли ранних этапов ее развития стремились превратить не только философию, но и науку в служанку теологии, то в новое время реализация этой установки столкнулась с серьезными
трудностями. Тем в большей мере это справедливо в отношении нашего времени, и религиозные идеологи вынуждены считаться с этим. Новый, более гибкий подход к проблеме науки и религии выражен, например, в принятом II Ватиканским собором (1965) документе (конституции) «Церковь в современном мире», а также в последующих работах католических идеологов.
Суть обновленного подхода к вопросу о науке и разуме, их роли в современном мире можно кратко сформулировать сле- дующим образом. С одной стороны, признается, что благодаря науке и технике в современном мире уже осуществлены и еще будут осуществлены коренные преобразования. Религиозные фило- софы, занимающиеся проблемами естествознания, в существенной мере ушли от традиционного цензорского тона по отношению к науке. Науке и разуму даже льстят, научные открытия ис- пользуют для «модернизации» религиозных воззрений. С другой стороны, в документах и произведениях, о которых идет речь, большую роль занимают критика науки, демонстрация противоре- чивости научно-технического прогресса. Эта критика бывает до- вольно меткой и убедительной, причем нередко говорится и о суще- ственных издержках негуманистического пути использования достижений науки и техники. Однако главная цель критических рассуждений о науке просвечивает вполне определенно: все беды, утверждают религиозные авторы, проистекают из того, что сов- ременный мир «забыл бога» или, во всяком случае, вспоминает о нем не так часто, как следовало бы.
И вместе с тем религиозная философия все шире и все активнее вовлекает в орбиту своего рассмотрения проблемы об- щества, человека, науки. Это одна из примет обновления рели- гиозной мысли. Но выходя к этим проблемам, религиозная мысль делает себя более уязвимой, более открытой для критики — как извне, так и изнутри. Извне — когда нерелигиозные филосо- фы и ученые обнаруживают несоответствие между проблемами современного мира и предлагаемым религиозной мыслью пони- манием их сути и путей решения. Изнутри — когда верующие, теологи, религиозные философы раскалываются на два борющихся лагеря — догматиков и обновленцев. Одни не желают никаких перемен и приходят в ужас от любой попытки идейной переориен- тации, от того, что церковь якобы слишком «открывает себя» миру. Другие, напротив, недовольны все еще сохраняющейся догматичностью, робостью предпринимаемых теоретических ре- форм. В таком напряженном состоянии идейного противобор- ства — сопротивляясь переменам и все же идя на них; обновляясь, но сохраняя традиционалистско-догматические основы — рели- гиозная философия и подходит к концу XX века. Три основных для нее «блока проблем» — бога, человека, нравственности — мы дальше рассмотрим подробнее.
Date: 2015-05-05; view: 514; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|