Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пограничная ситуация и современное человечество





Экзистенциальная философия повернула внимание современ-
ной культуры к проблеме смерти. «Быть или не быть» инди-
виду — тема в философии человека XX века еще более популяр-
ная, чем во времена Шекспира.

А. Камю в «Мифе о Сизифе» заявил, что место центрального
философского вопроса должна занять проблема самоубийства.
И он видел свою гуманистическую задачу в том, чтобы помочь
человеку, который находится на грани отчаяния, на грани само-
убийства, сохранить жизнь.

Чем ему способна помочь философия? Во всяком случае, рас-
суждает Камю, не благодушно-оптимистическими уверениями в
том, что жизнь прекрасна — к ним отчаявшийся человек скорее
всего отнесется без всякого доверия. Бессмысленны, безнравст-
венны и те концепции философии прошлого, согласно которым
человек живет в лучшем из миров. Мир этот абсурден, заявляет
Камю, так же, как абсурдны действия Сизифа, поднимающего, по
наказанию богов, камень на гору, с которой он снова должен пока-
титься вниз... И все-таки жизнь даже в ситуации абсурда —


ценность, равной которой у человека нет. Но это жизнь, всегда
«пограничная» со смертью.

Жизнь на грани смерти, утрата и поиск смысла жизни —
ситуации, которые в философии и литературе XX века иссле-
довались глубже и тщательнее, чем прежде. К сожалению, в нашей
литературе и философии долгое время господствовало пренеб-
режительное отношение и к этим проблемам, и к их осмыслению —
как будто они не заботят абсолютно каждого человека. Каждый
переживал смерть близких, многим в разгар жизни или на ее
исходе приходилось смотреть в глаза смерти; всякий человек
обязательно задумывается о смерти. Жизнь индивида может быть
наполнена смыслом, но может вдруг и утратить для него этот
смысл. Достойно умереть, когда приходит смерть, бороться с нею,
когда есть шанс жить, помогать другим людям в их смертной
борьбе — это великое и нужное любому человеку умение. Ему
учит сама жизнь. Жизнь и смерть человека, смысл жизни — это
вечные темы искусства и философии.

Однако в классической мысли и в современной философии
тема смерти занимает разное место; смерть оценивается сущест-
венно по-разному. «...Самое страшное из зол, смерть, не имеет
к нам никакого отношения, так как, когда мы существуем, смерть
еще не присутствует; а когда смерть присутствует, тогда мы не
существуем» ',— писал, выражая мироощущение и ценности сво-
ей эпохи, древнегреческий философ Эпикур. Современная же эк-
зистенциальная философия определяет жизнь не иначе как «бытие
к смерти». В какой-то степени это верно — едва родившись,
человек «устремляется» к смерти. И смерть в любой момент может
оборвать нить жизни... Можно, да и нужно понять людей, чьи
мысли и чувства — под влиянием личных и социальных пере-
живаний — повернулись, в основном, к проблеме смерти.

Это бывает не только в случаях социальной патологии (пара-
ноидальной одержимости идеей самоубийства), но и в ситуациях,
не так уж редко выпадающих на долю вообще-то здоровых людей:
в ситуациях конфликтного выбора, отчаяния, причем нередко,
как показал Шекспир на примере Гамлета, совпадающих с высо-
кими духовно-нравственными порывами личности. И все же,
рассуждая о человеческом бытии одновременно реалистически
и гуманистически, правомерно усомниться в теоретической и
нравственной справедливости определения сущности жизни че-
ловека как бытия к смерти. Человеческая жизнь (да и жизнь
вообще) постоянно развертывается не просто через противо-
положность, через «устремленность» к смерти, а скорее че-
рез противодействие ей. И человек в нормальном состоянии
ориентируется именно на жизнь. Он научился полагаться на
ее силу. О смерти же он мыслит и заботится скорее в крайних,

1 Литология мировой философии. М., 1969. Т. 1. Ч. 1. С. 356.


действительно «пограничных» между жизнью и смертью ситуа-
циях — но даже и в них человек способен не только,и не просто
отдаться «бытию к смерти», а либо проявлять огромную волю
к жизни, либо сознательно жертвовать своей жизнью во имя вы-
соких принципов, во имя жизни других людей.

Экзистенциальная философия оправданно исходила из того, что
близость, угроза смерти чаще всего заставляет людей задуматься
о смысле и содержании прожитой жизни, «повернуться» от быта,
от повседневности к самому бытию, к собственной экзистенции —
сущности, которая едина с существованием. Это предположение
отнюдь не беспочвенно, и писатели-экзистенциалисты умели остро
и ярко осмысливать ситуации на грани жизни и смерти. По су-
ществу, герои их главных произведений помещены в пограничные
ситуации. (Примеры — пьесы Сартра; повесть А. Камю «Посто-
ронний»; повесть С. де Бовуар «Самая легкая смерть» — силь-
ный и «жесткий» рассказ об умирающей матери и т. д.) Такой
поворот не был случайным: он свидетельствовал о наступлении
эпохи, когда пограничная ситуация стала не только индивидуаль-
ной, но и социальной, более того — общечеловеческой проблемой.
Глобальная историческая ситуация в наши дни стала погранич-
ной: возможны и гибель человечества, и его выживание. Чело-
вечество впервые в истории не абстрактно, а вполне реально
оказалось перед угрозой смерти. Как и в жизни индивидов,
так и в сегодняшней жизни человеческого рода требуются высо-
кий жизненный порыв, критическая рефлексия, усилия разума,
борьба с иррациональными устремлениями, «ангажирован-
ность» — активность и инициатива всех нас и каждого из нас.
Важнейший шаг, который должно сделать и уже делает современ-
ное человечество,— осознание того, что сложилась качественно
новая ситуация, что она действительно пограничная. Даже страх
перед глобальной катастрофой, которым сегодня охвачены многие
люди, должен послужить делу выживания человечества. Примени-
мость экзистенциальных понятий, ранее относимых к индивиду,
ко всему человечеству, еще раз демонстрирует неразделимость
судеб уникального индивида и общества, всего человечества.
Человек свободен осознать свою неотделимость от человечества —-
и он должен это осознать. Его сверхзадача: создать такие исто-
рические условия, при которых мысль о мире в целом, об истории,
о других людях не будет наполнять его ни страхом, ни болью,
ни отчаянием.

Проблема специфики человеческого бытия в мире является
центральной и для многих направлений современной религиозной
философии. Причем концентрация внимания на проблеме чело-
века, его места в мире и здесь произошла в результате длительной
и острой борьбы, постепенного пересмотра исторически сложив-
шегося традиционалистского понимания задач, целей и методов
философствования.


5.

Date: 2015-05-05; view: 567; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию