Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Пограничная ситуация и современное человечество
Экзистенциальная философия повернула внимание современ- ной культуры к проблеме смерти. «Быть или не быть» инди- виду — тема в философии человека XX века еще более популяр- ная, чем во времена Шекспира.
А. Камю в «Мифе о Сизифе» заявил, что место центрального философского вопроса должна занять проблема самоубийства. И он видел свою гуманистическую задачу в том, чтобы помочь человеку, который находится на грани отчаяния, на грани само- убийства, сохранить жизнь.
Чем ему способна помочь философия? Во всяком случае, рас- суждает Камю, не благодушно-оптимистическими уверениями в том, что жизнь прекрасна — к ним отчаявшийся человек скорее всего отнесется без всякого доверия. Бессмысленны, безнравст- венны и те концепции философии прошлого, согласно которым человек живет в лучшем из миров. Мир этот абсурден, заявляет Камю, так же, как абсурдны действия Сизифа, поднимающего, по наказанию богов, камень на гору, с которой он снова должен пока- титься вниз... И все-таки жизнь даже в ситуации абсурда —
ценность, равной которой у человека нет. Но это жизнь, всегда «пограничная» со смертью.
Жизнь на грани смерти, утрата и поиск смысла жизни — ситуации, которые в философии и литературе XX века иссле- довались глубже и тщательнее, чем прежде. К сожалению, в нашей литературе и философии долгое время господствовало пренеб- режительное отношение и к этим проблемам, и к их осмыслению — как будто они не заботят абсолютно каждого человека. Каждый переживал смерть близких, многим в разгар жизни или на ее исходе приходилось смотреть в глаза смерти; всякий человек обязательно задумывается о смерти. Жизнь индивида может быть наполнена смыслом, но может вдруг и утратить для него этот смысл. Достойно умереть, когда приходит смерть, бороться с нею, когда есть шанс жить, помогать другим людям в их смертной борьбе — это великое и нужное любому человеку умение. Ему учит сама жизнь. Жизнь и смерть человека, смысл жизни — это вечные темы искусства и философии.
Однако в классической мысли и в современной философии тема смерти занимает разное место; смерть оценивается сущест- венно по-разному. «...Самое страшное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения, так как, когда мы существуем, смерть еще не присутствует; а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем» ',— писал, выражая мироощущение и ценности сво- ей эпохи, древнегреческий философ Эпикур. Современная же эк- зистенциальная философия определяет жизнь не иначе как «бытие к смерти». В какой-то степени это верно — едва родившись, человек «устремляется» к смерти. И смерть в любой момент может оборвать нить жизни... Можно, да и нужно понять людей, чьи мысли и чувства — под влиянием личных и социальных пере- живаний — повернулись, в основном, к проблеме смерти.
Это бывает не только в случаях социальной патологии (пара- ноидальной одержимости идеей самоубийства), но и в ситуациях, не так уж редко выпадающих на долю вообще-то здоровых людей: в ситуациях конфликтного выбора, отчаяния, причем нередко, как показал Шекспир на примере Гамлета, совпадающих с высо- кими духовно-нравственными порывами личности. И все же, рассуждая о человеческом бытии одновременно реалистически и гуманистически, правомерно усомниться в теоретической и нравственной справедливости определения сущности жизни че- ловека как бытия к смерти. Человеческая жизнь (да и жизнь вообще) постоянно развертывается не просто через противо- положность, через «устремленность» к смерти, а скорее че- рез противодействие ей. И человек в нормальном состоянии ориентируется именно на жизнь. Он научился полагаться на ее силу. О смерти же он мыслит и заботится скорее в крайних,
1 Литология мировой философии. М., 1969. Т. 1. Ч. 1. С. 356.
действительно «пограничных» между жизнью и смертью ситуа- циях — но даже и в них человек способен не только,и не просто отдаться «бытию к смерти», а либо проявлять огромную волю к жизни, либо сознательно жертвовать своей жизнью во имя вы- соких принципов, во имя жизни других людей.
Экзистенциальная философия оправданно исходила из того, что близость, угроза смерти чаще всего заставляет людей задуматься о смысле и содержании прожитой жизни, «повернуться» от быта, от повседневности к самому бытию, к собственной экзистенции — сущности, которая едина с существованием. Это предположение отнюдь не беспочвенно, и писатели-экзистенциалисты умели остро и ярко осмысливать ситуации на грани жизни и смерти. По су- ществу, герои их главных произведений помещены в пограничные ситуации. (Примеры — пьесы Сартра; повесть А. Камю «Посто- ронний»; повесть С. де Бовуар «Самая легкая смерть» — силь- ный и «жесткий» рассказ об умирающей матери и т. д.) Такой поворот не был случайным: он свидетельствовал о наступлении эпохи, когда пограничная ситуация стала не только индивидуаль- ной, но и социальной, более того — общечеловеческой проблемой. Глобальная историческая ситуация в наши дни стала погранич- ной: возможны и гибель человечества, и его выживание. Чело- вечество впервые в истории не абстрактно, а вполне реально оказалось перед угрозой смерти. Как и в жизни индивидов, так и в сегодняшней жизни человеческого рода требуются высо- кий жизненный порыв, критическая рефлексия, усилия разума, борьба с иррациональными устремлениями, «ангажирован- ность» — активность и инициатива всех нас и каждого из нас. Важнейший шаг, который должно сделать и уже делает современ- ное человечество,— осознание того, что сложилась качественно новая ситуация, что она действительно пограничная. Даже страх перед глобальной катастрофой, которым сегодня охвачены многие люди, должен послужить делу выживания человечества. Примени- мость экзистенциальных понятий, ранее относимых к индивиду, ко всему человечеству, еще раз демонстрирует неразделимость судеб уникального индивида и общества, всего человечества. Человек свободен осознать свою неотделимость от человечества —- и он должен это осознать. Его сверхзадача: создать такие исто- рические условия, при которых мысль о мире в целом, об истории, о других людях не будет наполнять его ни страхом, ни болью, ни отчаянием.
Проблема специфики человеческого бытия в мире является центральной и для многих направлений современной религиозной философии. Причем концентрация внимания на проблеме чело- века, его места в мире и здесь произошла в результате длительной и острой борьбы, постепенного пересмотра исторически сложив- шегося традиционалистского понимания задач, целей и методов философствования.
5.
Date: 2015-05-05; view: 635; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|