Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Религиозной философии и причины их влияния
По самой своей сущности религиозная мысль и связанная с нею философия принадлежат к традиционалистскому, догмати- ческому типу сознания. Это ни в коей мере· не означает, что в русле религиозной мысли не рождаются философские учения, оказывающие большое и длительное влияние на человеческую культуру. Выражая устремления религиозного сознания той или иной эпохи, вооружая его идеями, аргументами, ценностными представлениями, философы православия, католичества, проте- стантизма, ислама и других вероисповеданий могут стать влия- тельными мыслителями — примером могут служить Августин и Фома Аквинский.
Но, быть может, это относится только к эпохам, когда религия была доминирующей идейной силой? Отнюдь нет. И в XX веке к «классикам» немарксистской философии относят немало предста- вителей религиозной мысли. Это и уже известные нам католические философы Ж. Маритен, Э. Жильсон, Г. Марсель, Тейяр де Шар- ден, философ иудаизма Мартин Бубер (1878 — 1965), протес- тантские авторы Карл Барт (1886 — 1968), Пауль Тиллих (1886 — 1965), Рейнгольд Нибур (1892 — 1971). В исламском мире хорошо известны имена Джемала ад-Дина ал-Афгани (1839—1909), поэта и философа Мухаммада Икбала (1873/77 —1938). Надо добавить и имена также уже упоминавшихся русских религиозных фило- софов конца XIX — первой половины XX столетия В. Соловьева, Н. Бердяева, П. Флоренского, С. Булгакова, С. Франка и многих других.
В чем же источник немалого влияния на немарксистскую мысль XX века религиозной философии? Вопрос весьма непростой. Причиной влияния религиозной идеологии всегда было и остается сегодня существование соответствующих религиозных органи- заций и объединений (в христианской религии — церквей) с их широкой и разнообразной идейной деятельностью. И в наши дни существует достаточно явная связь между социально-экономиче- ским, политическим положением, интересами этих организаций и
общефилософскими ориентациями, а также переориентациями тех, кто представляет официальную религиозную идеологию. Любое из вероисповеданий в каждый данный момент представлено идеолога- ми — среди них и философы, которые играли и играют здесь первую скрипку. Примером могут служить идеологи неотомизма. Неотомизм· как направление — детище официального католичест- ва. Зародилось оно в 70-х годах XIX столетия под влиянием реше- ний I Ватиканского собора (1869 — 1870). В 1879 году в энциклике папы Льва XIII философия Аквината была объявлена единствен- но истинной.
С тех пор и до сего дня на арене идейной борьбы активно выступали и выступают идеологи официального католичества, включая философов. Не удивительно, что в рамках этой не просто догматической, но и построенной на «чинопочитании» идейной системе большую роль играют документы, подготовленные теми папами, которые склонны и способны к построению идеологиче- ских, в том числе философских, концепций. Нынешний папа Иоанн Павел II, имеющий основательное философское образо- вание, последовал традиции и в 80-х годах опубликовал ряд эн- циклик философского характера. Ведущими идеологами и фило- софами католичества были, например, И. Клойтген, кардинал Д. Мерсье, Ф. Ван Стеенберген, А. Сертилланж, И. Бохень- ский и др.
Однако официальные философы, философские доктринеры тех или иных религий в XX веке, как правило, не выбивались в когорту действительно крупных мыслителей, влияние которых простирается далеко за пределы религиозной идеологии. И наобо- рот, воздействие религиозных философов на немарксистскую мысль, их известность в мире были тем большими, чем решитель- нее они выходили за рамки официальных установлений, догма- тов, ограничений соответствующих религий. И чем решительнее включались в обсуждение реальных противоречий эпохи, ломали привычную иерархию проблем религиозной философии, меняли веками складывавшийся назидательно-покровительственный стиль разговора с читателем и слушателем, тем меньше держались за «чистоту» религиозного философствования. А вот официаль- ные философы, продолжая за эту «чистоту» бороться, нередко одергивали философов-«бунтарей», не считаясь с их мировой славой. Так, в конце 40 — начале 50-х годов католическая церковь осудила экзистенциализм Г. Марселя. Тот согласился не называть свое учение «экзистенциализмом», но от его основных идей не отказался. Преследованиям официальных кругов католи- чества подвергался также воспитанник иезуитского ордена вид- ный ученый Тейяр де Шарден (1881 — 1955), один из известнейших мыслителей XX века, пытавшихся «модернизировать» христиан- ство. Его воззрения — из-за «слишком большой близости» к естествознанию, к гуманизму — были осуждены, а книги запре-
щены к использованию в католических учебных заведениях. Характерно, что подобные меры только увеличивали извест- ность неортодоксальных философов. И некоторые их идеи впо- следствии все же вливались даже в официальную религиозную мысль.
Это и подводит нас к характерному противоречию, которым в XX веке отмечено развитие и влияние религии вообще, рели- гиозной философии в частности. Наше стремительное столетие довольно быстро развенчивает застывшие, окостеневающие формы мышления, включая мышление философское. Попытки «пустить в дело» устаревшее, сугубо традиционалистское идейное оружие довольно быстро обнаруживают свою несостоятельность. «Мелкий ремонт» его тоже не помогает. Решительный крах то и дело тер- пит именно привычка цепляться за догмы. И в частности, в трудное положение попадает философско-религиозная догматика. Возьмем, например, одну из центральных догм христианства — догму, согласно которой бог, «устраивая» человеку определен- ные испытания в отместку за первородный грех и греховность вообще, в конце концов все же берет на себя «попечение» о че- ловеческой истории. Две мировые войны и угроза третьей — таково «попечение»? Вот почему в нашем веке широкие круги людей, интересующихся философией, в том числе и верующих, сочувственно встречали попытки обновления, и порой достаточно кардинальные, религиозной идеологии. Итак, поворот к новому, неортодоксальному — одна из причин, объясняющих выдвижение перечисленных религиозных мыслителей в когорту ведущих немарксистских философов XX века.
Надо учесть и другое немаловажное обстоятельство: это были высокопрофессиональные философы, знатоки истории фило- софии, талантливые авторы. К тому же почти все они — яркие социальные критики. Их усилиями был осуществлен в религиоз- ной мысли нашего столетия — опять-таки при упорном сопротив- лении ортодоксов — «антропологический поворот», то есть превра- щение проблемы человека в наиважнейшую, если даже не наиглав- нейшую проблему философии. И однако внимательный анализ произведений неортодоксальных религиозных философов пока- зывает: они, подобно ортодоксам, также считают предпосылкой и конечной целью философствования сохранение понятия бога, а также (по крайней мере) центральных догм и устоев религиозно- го сознания. В этом, как ни покажется странным, также заклю- чен один из источников влияния крупных религиозных философов на современную немарксистскую мысль. Ведь вопреки некоторым ожиданиям и предположениям XX век, потеснив религиозную догматику и ортодоксию, вовсе не стал — и на Западе, но особен- но на Востоке — веком атеизма. На конец XX столетия прихо- дится даже оживление активности церквей и религий, нара- стание религиозности в некоторых слоях и группах населения.
В данном процессе немалую роль играет то, что и официальная, и тем более неофициальная религиозная философия, сохраняя незыблемыми некоторые исходные догмы и прицципы, в то же время обнаружила способность к обновлению.
Date: 2015-05-05; view: 520; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|