Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Религиозной философии и причины их влияния





По самой своей сущности религиозная мысль и связанная
с нею философия принадлежат к традиционалистскому, догмати-
ческому типу сознания. Это ни в коей мере· не означает, что
в русле религиозной мысли не рождаются философские учения,
оказывающие большое и длительное влияние на человеческую
культуру. Выражая устремления религиозного сознания той или
иной эпохи, вооружая его идеями, аргументами, ценностными
представлениями, философы православия, католичества, проте-
стантизма, ислама и других вероисповеданий могут стать влия-
тельными мыслителями — примером могут служить Августин и
Фома Аквинский.

Но, быть может, это относится только к эпохам, когда религия
была доминирующей идейной силой? Отнюдь нет. И в XX веке к
«классикам» немарксистской философии относят немало предста-
вителей религиозной мысли. Это и уже известные нам католические
философы Ж. Маритен, Э. Жильсон, Г. Марсель, Тейяр де Шар-
ден, философ иудаизма Мартин Бубер (1878 — 1965), протес-
тантские авторы Карл Барт (1886 — 1968), Пауль Тиллих (1886 —
1965), Рейнгольд Нибур (1892 — 1971). В исламском мире хорошо
известны имена Джемала ад-Дина ал-Афгани (1839—1909), поэта
и философа Мухаммада Икбала (1873/77 —1938). Надо добавить
и имена также уже упоминавшихся русских религиозных фило-
софов конца XIX — первой половины XX столетия В. Соловьева,
Н. Бердяева, П. Флоренского, С. Булгакова, С. Франка и многих
других.

В чем же источник немалого влияния на немарксистскую
мысль XX века религиозной философии? Вопрос весьма непростой.
Причиной влияния религиозной идеологии всегда было и остается
сегодня существование соответствующих религиозных органи-
заций и объединений (в христианской религии — церквей) с их
широкой и разнообразной идейной деятельностью. И в наши дни
существует достаточно явная связь между социально-экономиче-
ским, политическим положением, интересами этих организаций и


общефилософскими ориентациями, а также переориентациями тех,
кто представляет официальную религиозную идеологию. Любое из
вероисповеданий в каждый данный момент представлено идеолога-
ми — среди них и философы, которые играли и играют здесь
первую скрипку. Примером могут служить идеологи неотомизма.
Неотомизм· как направление — детище официального католичест-
ва. Зародилось оно в 70-х годах XIX столетия под влиянием реше-
ний I Ватиканского собора (1869 — 1870). В 1879 году в энциклике
папы Льва XIII философия Аквината была объявлена единствен-
но истинной.

С тех пор и до сего дня на арене идейной борьбы активно
выступали и выступают идеологи официального католичества,
включая философов. Не удивительно, что в рамках этой не просто
догматической, но и построенной на «чинопочитании» идейной
системе большую роль играют документы, подготовленные теми
папами, которые склонны и способны к построению идеологиче-
ских, в том числе философских, концепций. Нынешний папа
Иоанн Павел II, имеющий основательное философское образо-
вание, последовал традиции и в 80-х годах опубликовал ряд эн-
циклик философского характера. Ведущими идеологами и фило-
софами католичества были, например, И. Клойтген, кардинал
Д. Мерсье, Ф. Ван Стеенберген, А. Сертилланж, И. Бохень-
ский и др.

Однако официальные философы, философские доктринеры тех
или иных религий в XX веке, как правило, не выбивались в
когорту действительно крупных мыслителей, влияние которых
простирается далеко за пределы религиозной идеологии. И наобо-
рот, воздействие религиозных философов на немарксистскую
мысль, их известность в мире были тем большими, чем решитель-
нее они выходили за рамки официальных установлений, догма-
тов, ограничений соответствующих религий. И чем решительнее
включались в обсуждение реальных противоречий эпохи, ломали
привычную иерархию проблем религиозной философии, меняли
веками складывавшийся назидательно-покровительственный стиль
разговора с читателем и слушателем, тем меньше держались
за «чистоту» религиозного философствования. А вот официаль-
ные философы, продолжая за эту «чистоту» бороться, нередко
одергивали философов-«бунтарей», не считаясь с их мировой
славой. Так, в конце 40 — начале 50-х годов католическая
церковь осудила экзистенциализм Г. Марселя. Тот согласился не
называть свое учение «экзистенциализмом», но от его основных
идей не отказался. Преследованиям официальных кругов католи-
чества подвергался также воспитанник иезуитского ордена вид-
ный ученый Тейяр де Шарден (1881 — 1955), один из известнейших
мыслителей XX века, пытавшихся «модернизировать» христиан-
ство. Его воззрения — из-за «слишком большой близости» к
естествознанию, к гуманизму — были осуждены, а книги запре-



щены к использованию в католических учебных заведениях.
Характерно, что подобные меры только увеличивали извест-
ность неортодоксальных философов. И некоторые их идеи впо-
следствии все же вливались даже в официальную религиозную
мысль.

Это и подводит нас к характерному противоречию, которым
в XX веке отмечено развитие и влияние религии вообще, рели-
гиозной философии в частности. Наше стремительное столетие
довольно быстро развенчивает застывшие, окостеневающие формы
мышления, включая мышление философское. Попытки «пустить в
дело» устаревшее, сугубо традиционалистское идейное оружие
довольно быстро обнаруживают свою несостоятельность. «Мелкий
ремонт» его тоже не помогает. Решительный крах то и дело тер-
пит именно привычка цепляться за догмы. И в частности, в
трудное положение попадает философско-религиозная догматика.
Возьмем, например, одну из центральных догм христианства —
догму, согласно которой бог, «устраивая» человеку определен-
ные испытания в отместку за первородный грех и греховность
вообще, в конце концов все же берет на себя «попечение» о че-
ловеческой истории. Две мировые войны и угроза третьей —
таково «попечение»? Вот почему в нашем веке широкие круги
людей, интересующихся философией, в том числе и верующих,
сочувственно встречали попытки обновления, и порой достаточно
кардинальные, религиозной идеологии. Итак, поворот к новому,
неортодоксальному — одна из причин, объясняющих выдвижение
перечисленных религиозных мыслителей в когорту ведущих
немарксистских философов XX века.

Надо учесть и другое немаловажное обстоятельство: это
были высокопрофессиональные философы, знатоки истории фило-
софии, талантливые авторы. К тому же почти все они — яркие
социальные критики. Их усилиями был осуществлен в религиоз-
ной мысли нашего столетия — опять-таки при упорном сопротив-
лении ортодоксов — «антропологический поворот», то есть превра-
щение проблемы человека в наиважнейшую, если даже не наиглав-
нейшую проблему философии. И однако внимательный анализ
произведений неортодоксальных религиозных философов пока-
зывает: они, подобно ортодоксам, также считают предпосылкой и
конечной целью философствования сохранение понятия бога, а
также (по крайней мере) центральных догм и устоев религиозно-
го сознания. В этом, как ни покажется странным, также заклю-
чен один из источников влияния крупных религиозных философов
на современную немарксистскую мысль. Ведь вопреки некоторым
ожиданиям и предположениям XX век, потеснив религиозную
догматику и ортодоксию, вовсе не стал — и на Западе, но особен-
но на Востоке — веком атеизма. На конец XX столетия прихо-
дится даже оживление активности церквей и религий, нара-
стание религиозности в некоторых слоях и группах населения.


В данном процессе немалую роль играет то, что и официальная,
и тем более неофициальная религиозная философия, сохраняя
незыблемыми некоторые исходные догмы и прицципы, в то же
время обнаружила способность к обновлению.







Date: 2015-05-05; view: 520; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию