Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Бытие человека и бытие мира
Развернутую концепцию этого рода впервые создали немецкие экзистенциалисты. В 1927 году вышла книга М. Хайдеггера «Бытие и время», где был разработан первый проект экзистен- циалистского учения о бытии (онтологии). В целом ряде работ 20—30-х годов К. Ясперс предложил свой вариант онтологии. Впоследствии, сдираясь на разработки немецких мыслителей, Ж. П. Сартр создал обновленное понимание бытия (особенно в книге «Бытие и ничто»). Еще раньше новые, неклассические ва- рианты онтологии, повлиявшие па экзистенциалистов, разраба- тывал Э. Гуссерль (1856—1938) — основатель феноменологи- ческого направления, на протяжении всего столетия сохраняю- щего большое влияние в философии. Феноменологическую школу прошли видные философы XX века — один из основателей рели- гиозной (католической) антропологии М. Шелер (1874—1928), создатель «критической онтологии» Н. Гартман (1882—1950), М. Мерло-Понти (1908 — 1961). Феноменология оказала большое влияние на многие другие философские направления — экзистен- циализм, герменевтику и т. д.
Почему же особое внимание философов разбираемых направ- лений привлекло учение о бытии? И как это увязать с поворотом к человеку? Ведь в философии XX века, в отличие от традицион- ной онтологии, не мир, не природа, а человек становился проб- лемной точкой отсчета. Философы XX века стали решительно пересматривать внутрифилософские приоритеты прошлого. Они возражали тем представителям классической онтологии, которые отталкивались от самостоятельного бытия мира и от него дви- гались к пониманию человека, поставленного в зависимость от мира. В таких случаях, говорили они, философия и превращалась в «философию вещей», а человек чаще всего также рассматри- вался как вещь. Не менее категорическими были возражения против тех направлений классической философии, где на первый план выдвигались логика, гносеология, теория идей: господство «философии идей», утверждали сторонники «новой онтологии», превращает человека в своего рода познавательную машину.
В противовес классическому онтологизму и гносеологизму представители анализируемых направлений XX века считали необходимым действительно сделать человека центром философии. Ведь сам человек есть, существует, является бытием, притом бытием особым. Философы-классики рассматривали «бытие» как предельно широкое (человеческое) понятие о мире и в то же время считали бытие совершенно независимым от человека. Исключением было учение Канта. В нем философы XX века особенно высоко оценили ту идею, согласно которой мир мы видим
исключительно сквозь призму человеческого сознания. Вещи мира, сам мир существуют в себе, совершенно независимо от созна- ния, но «в себе» они нам, людям, не явлены. Поскольку же мир, вещи и процессы мира являются людям, постольку результаты его осознания уже неотделимы от человека. К этим тезисам Канта, значительно усиливая их субъективистский крен, присоеди- няются не только феноменологи, экзистенциалисты, персоналисты, но и представители многих других направлений. Однако в отличие от классиков, и даже от Канта, центром «антропологической философии» XX века является не учение о разуме, не гно- сеология и логика, а онтология. Центром же «новой онтологии» становится не некое изолированное сознание человека, а сознание, точнее, духовное (сознание и бессознательное), взятое в нераз- рывном единстве с человеческим бытием. Этот новый смысл и вкладывается в традиционное понятие Dasein (наличное бытие, здесь — бытие), которое становится базовой категорией экзистен- циалистской онтологии.
Итак, путь феноменолога, экзистенциалиста, персоналиста — не путь от Sein, бытия вообще, не от мира как бытия к бытию человека, как это было в классической онтологии. Избирается обратный путь — от человеческого Dasein к миру, как он видится человеку и «выстраивается» вокруг него. Такой подход пред- ставляется философам XX века предпочтительным не только с реалистической точки зрения (ведь по-другому, говорят они, человек и не осваивает мир), но и с точки зрения гуманистической: в центр ставится человек, его активность, возможности свободы, открываемые самим его бытием.
Первоосновой экзистенциалистской онтологии (а одновре- менно феноменологии, ибо и в ней внимание сосредоточивается на прояснении, вернее, «самопрояснении» феноменов, проявле- ний сознания) является, по Хайдеггеру, Dasein, толкуемое как особое человеческое бытие. Его особенности и преимущест- ва, разъясняет Хайдеггер, состоят в том, что оно — единственное бытие, которое способно «вопрошать» о самом себе и бытии вооб- ще, как-то «устанавливать себя» («устанавливаться») по отноше- нию к бытию. Вот почему такое бытие-экзистенция и есть, по Хайдеггеру, фундамент, на котором должна строиться всякая онтология. Такое понимание специфики человеческого бытия не лишено оснований. Ни одно из известных нам живых существ, кроме человека, неспособно помыслить, задаться вопросом о бытии, как таковом,— об универсуме и его целостности, о своем месте в мире. Здесь мы, кстати, видим определенное различие в понимании «экзистенции» Хайдеггером и Сартром. Сартр, упот- ребляя это понятие, делает акцент на индивидуальном выборе, ответственности, поисках собственного «Я», хотя, конечно, ставит в связь с экзистенцией и мир в целом. У Хайдеггера акцент все же перенесен на бытие,— для «вопрошающего» человека бытие
раскрывается, «светится» через все, что люди познают и делают. Надо только излечиться от опаснейшей болезни, поразившей совре- менное человечество,— «забвения бытия». Страдающие ею люди, эксплуатируя богатства природы, «забывают» о ее целостном, независимом бытии; видя в других людях всего лишь средства, люди «забывают» о высоком предназначении человеческого бытия.
Итак, первый шаг экзистенциалистской онтологии — конста- тация «изначальности» человеческого бытия как бытия-вопро- шания, бытия-установления, как бытия, которое «есть я сам». Следующий онкологический шаг, который экзистенциалисты приглашают сделать своего читателя и который, вообще говоря, естественно вытекает из логики их размышления, состоит в том, что вводится понятие и тема бытия-в-мире. Ведь суть че- ловеческого бытия действительно состоит в том, что это бытие-в- мире, связанное с бытием мира.
Бытие-в-мире, с одной стороны, раскрывается через неотъем- лемое от человека «делание» — и это напоминает немецкую клас- сическую философию, в частности понятие «дело — действие» у Фихте. Бытие-в-мире «светится», по Хайдеггеру, через «дела- ние», а «делание» раскрывается через «заботу». (Конечно, не следует путать заботу как категорию философии с конкретными «тяготами», «печалью», «жизненными заботами», в философии экзистенциализма речь идет об общей, «метафизической» заботе, обеспокоенности миром, самим бытием.) Итак, Dasein способно не только вопрошать о бытии, но и заботиться о себе как бытии, заботиться о бытии как таковом. И эти моменты, действитель- но характеризуют бытие человека в мире и очень важны, особенно сегодня, когда именно забота человека и человечества о бытии, о сохранении бытия планеты, цивилизации, о сохранении при- родной среды должна противостоять вырвавшимся из-под контроля деструктивным тенденциям человеческой жизни.
И экзистенциалисты, и феноменологи признают, что мир су- ществует вне и независимо от человека. Однако философия, согласно экзистенциалистам, только тогда встает и на путь жиз- ненного реализма, и на путь гуманизма, когда она ставит в центр анализа человека, начинает с его бытия. Мир, как таковой, для человека существует постольку, поскольку он, идя от своего бытия, придает миру значение и смысл, взаимодействует с миром. Все категории бытия, которые прежней философией были «обес- человечены», современная философия должна «очеловечить», заявляют экзистенциальные философы. В их онтологии, таким образом, переплетаются характеристики бытия, действия, созна- ния, эмоций, социально-исторические характеристики. В ряде случаев в литературе высказываются резко критические оценки такого пути — он критикуется за идеализм, субъективизм, психологизацию и т. д. Есть ли основания для таких оценок? Да, есть.
Индивидуальное бытие человека противоречиво: человек, в самом деле, не может смотреть на мир иначе, чем «сквозь призму» своего бытия, сознания, знания, и в то же время спосо- бен — в чем Хайдеггер прав — «вопрошать» о бытии как таковом. Не без оснований усматривая в таком противоречии источник драматизма человеческой жизни, феноменология и экзистенци- ализм, особенно на начальных этапах их развития, по существу, упускали из виду другое, не менее, если не более важное обстоя- тельство. Отдельные индивиды, не говоря уже о поколениях людей, о человечестве в целом, исходят, конечно, из своего «местоположения» и из своего «времени», когда «устраиваются» в мире. Но они не сделали бы ни одного жизненно верного, эф- фективного шага, если бы повседневно, ежечасно не выясняли, каковы объективные свойства (в том числе пространственные и временные) мира самого по себе, его вещей и процессов. Поэтому из того факта, что человек видит мир не иначе, чем своими глазами, постигает его не иначе, чем собственной мыслью, вовсе не выте- кает идеализм, как ошибочно полагают экзистенциальные фило- софы. Люди научаются сопоставлять себя с миром, видеть свое бытие как часть и продолжение бытия мира. Они умеют судить о мире, осваивать его не только по мерке своего вида, своего соз- нания и действия, но и по мерке самих вещей. Иначе они не смог- ли бы выжить в этом мире и тем более не смогли бы «вопрошать» о бытии как таковом. Не случайно М. Хайдеггер в своих более позд- них работах, пытаясь преодолеть субъективизм и психологизм ранней позиции, на первый план выдвигает бытие как таковое.
И все же нельзя согласиться с тем, что онтологии XX века, подобные феноменологическим, экзистенциалистским, заслужи- вают лишь негативных оценок. Связывание учения о бытии с человеческим действием, построение учения о бытии человека, о сферах бытия, о социальном бытии — путь, по которому пошла и марксистская философия. Она также отличается от класси- ческих вариантов онтологии. Но при этом, в отличие от экзистен- циальной философии, марксизм развивает некоторые тенденции классической онтологии — прежде всего идею о том, что человек, при всей неотделимости мыслей, действий, чувств индивида от его собственного бытия, способен не только «вопрошать» о бы- тии как таковом, но и давать на свои вопросы ответы, доступные проверке самыми разными способами. А потому человек и в повседневном действии, и в науке, и в философии накапливает объективные знания о мире и самом себе. Он всегда так или иначе строит (с разной мерой сознательности, глубины, разра- ботанности) «объективные онтологии», помогающие ему познавать мир и овладевать им. В частности, человеческое бытие-в-мире обладает самостоятельными объективными структурами, неза- висимыми от индивидов и, по крайней мере отчасти, постепенно улавливаемыми человеком и человечеством.
Философы XX века (вслед за Кантом) справедливо подчер- кивали опасность отождествления человеческих представлений о реальности с самим миром — опасность непосредственной «он- тологизации» человеческих состояний и знаний. Особенно важ- ной была борьба феноменологов и экзистенциалистов против такой «натурализации», биологизации человека, когда его изу- чение естественными науками, сколь бы ни было оно ценным, выдавалось за «последнее слово» изучения человеческой сущ- ности, тем более за сущность человека как таковую. Философы XX века — особенно Э. Гуссерль (1859 — 1938) в работе «Кри- зис европейских наук и трансцендентальная феноменология» — справедливо увязывали тенденцию «натурализации» человека в науках, в философии с социально опасными манипуляторскими попытками обращаться с людьми примерно так же, как обра- щаются с вещами. Один из важнейших акцентов такой «новой онтологии», как, впрочем, и других гуманистически ориентиро- ванных философских течений XX века,— идея об уникальности, неповторимости человека.
Date: 2015-05-05; view: 1289; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|