Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Кризиса____
Центральная проблема, на которой сосредоточивают свое внимание наиболее крупные философы, которых мы относим к экзистенциализму, персонализму, философской антропологии,— это проблема отчуждения индивида от общества.
Состояние отчуждения человека от общества исследовал еще К. Маркс, на которого в данной связи не раз ссылались экзи- стенциальные философы. Но, в отличие от Маркса, в основном изучавшего проблемы отчуждения в капиталистическом обществе XIX столетия, они считали необходимым указать и на другой факт — существование умонастроений отчуждения и их корней также и в условиях иных исторических эпох и других социальных систем. Эти философы делали отсюда вывод, что отчуждение является общей характеристикой жизни человека в обществе, в особенности на нынешнем этапе истории, когда чувство страха порождается опасностью уничтожения человечества. Они видели смысл философии не только и не столько в констатации отчуж- дения, а тем более не в «оправдании» и увековечивании настрое- ний страха и покинутости. Им представлялось, что философия обязана помочь человеку, охваченному трагическими умонастрое- ниями, если не преодолеть их — что не всегда возможно,— то, во всяком случае, искать и находить свое «Я», смысл своей
1 Mounier E. Introduction aux existenüalismes. P., 1962. P. 8—9.
жизни в самых трагических, «абсурдных» ситуациях. Распростра- ненное мнение о том, что экзистенциалисты и философы других «антропологических» направлений рассматривали индивида в изоляции от общества и что они вовсе не занимались социаль- ным анализом, неверно. Социальным размышлениям в философии человека XX столетия отведена существенная роль — они либо вплетены в общее философское осмысление человека (о котором — позже), либо выливаются в самостоятельные произведения по социально-философским и социально-политическим вопросам, либо воплощаются в образах и коллизиях художественных произ- ведений.
Так, К. Ясперс после второй мировой войны опубликовал цикл работ, посвященных проблеме атомной войны и будущего человечества, а также анализу социальной и духовной ситуации, сложившейся в ФРГ '. И не один раз он предупреждал, что совре- менный мир находится в опасности, которой не знало прошлое: может быть прервана многотысячелетняя история человечества. Перед философией нашей эпохи К. Ясперс ставил весьма ответ- ственную и срочную задачу — убеждать человечество, отдельных индивидов, партии и их идеологов в том, что настоятельно не- обходимо использование «высших возможностей человеческого бытия» в борьбе с охватившим людей отчаянием.
Разумеется, связь немарксистской философии человека с эпохой и ее событиями была неоднозначной, внутренне противо- речивой. Так, один из основателей немецкого экзистенциализма, М. Хайдеггер, в 1933 году не сумел разглядеть суть фашизма и его идеологии, согласившись принять от национал-социалистов пост ректора Фрейбургского университета. Однако очень скоро он в ситуации разобрался и отошел от дел, почти не публиковал своих работ. К чести же других лидеров экзистенциализма надо отметить, что они всегда занимали четкие и активные антифа- шистские позиции. Французский экзистенциализм приобрел осо- бое влияние в годы второй мировой войны, причем Ж. П. Сартр, А. Камю, С. де Бовуар были не только активными участниками, но и идеологами движения Сопротивления в своей стране. И не случайно именно в военный и послевоенный периоды родились наиболее значительные произведения французских экзистенциа- листов.
В драматических и философских произведениях Ж. П. Сартра периода войны предметом страстного, заинтересованного раз- бора служила ситуация, сложившаяся во Франции и других окку- пированных нацистами странах Европы. Ж. П. Сартр призывал к сопротивлению фашизму, и, несмотря на мифологическую символику поставленной в оккупированном Париже пьесы «Мухи» (в основу ее положен древнегреческий миф об Оресте), призыв
1 См.: Ясперс К. Куда движется ФРГ? М„ 1969.
был хорошо понят читателями и зрителями. Одновременно сложив- шаяся во время войны ситуация служила Ж. П. Сартру и другим экзистенциалистам трагическим поводом для выявления самого смысла человеческого существования, сути процессов нравствен- ного выбора, отношения к смерти и т. д., то есть для постановки проблем, которые экзистенциалистско-персоналистская филосо- фия с самого начала ставила в центр философствования.
Роман А. Камю «Чума», написанный уже после войны (1947), также содержит в себе это двойное измерение. Речь идет, с од- ной стороны, об алжирском городе Оране, на который, как повествует А. Камю, в 194... году обрушилась чума. Чиновники муниципалитета упрямо отказываются признать болезнь чумой — намек на политиков, долгое время «закрывавших глаза» на ко- ричневую чуму фашизма, а заодно и на всякое будущее благоду- шие правителей и подданных перед лицом назревающих социаль- ных катастроф. В образе доктора Риэ, берущего на себя всю тяжесть ответственности за борьбу с чумой, А. Камю воплотил черты тех, кто решился на активное сопротивление фашизму. Сам А. Камю говорил, что «явное содержание «Чумы»· — это борьба европейского Сопротивления против нацизма». Но А. Камю, с другой стороны, вполне определенно расширяет историко- ситуационные рамки борьбы человека с «чумой», так же, как и Сартр, придает трагическим обстоятельствам, бунту и сопротив- лению характер человеческой судьбы для обозримого периода истории.
Последние страницы «Чумы» — рассказ о том, как горожане, празднуя конец эпидемии, готовы сразу же и забыть о ней. Доктора Риэ это тревожит. Надо предупредить людей: «...микроб чумы никогда не умирает, никогда не исчезает... он может деся- тилетиями спать... и, возможно, придет на горе и в поучение людям такой день, когда чума пробудит крыс и пошлет их околевать на улицы счастливого города» ' — таким предостере- жением А. Камю завершает «Чуму».
Философия человека XX столетия выросла на исторической почве продолжающегося и сегодня социального кризиса, охватив- шего экономические, политические, духовно-нравственные ос- новы человеческого бытия. Философы стремились представить искренний «самоотчет» мыслящего человека и исповедь философа, оказавшихся в эпицентре кризисных процессов. Философам — экзистенциалистам, персоналистам, сторонникам некоторых дру- гих течений и направлений, в 20 —60-х годах зафиксировавших и пытавшихся осмыслить тревожное, даже трагическое мироощу- щение многих и многих индивидов, несправедливо было бы отказы- вать в глубокой искренности их чувств, выстраданное™ оценок, гуманизме устремлений. Наиболее крупные из этих философов
1 Камю А. Избранное. М., 1969. С. 378.
были выразителями резко критического отношения к обществу отчуждения, к капитализму, к реакционным режимам. Они были защитниками широко понятых демократии, прав и свобод лич- ности, и потому встречавшиеся в наших популярных работах причисления, скажем, экзистенциализма к реакционно-консер- вативным буржуазным концепциям необъективны.
Экзистенциальная философия как идейное течение в филосо- фии и литературе XX века последовательно выдержана в тра- гико-драматическом, а порою и в пессимистическом тоне. Его пытаются сдержать, преодолеть представители религиозных эк- зистенциальных направлений — ведь вера в бога, по их мнению, все-таки подает надежду человеку. Но и их работы наполнены трагическими образами, рисующими отчаянную, по их мнению, ситуацию современного человека. Все символы художественных произведений экзистенциалистов (и даже названия многих из них: «Тошнота», «Мертвые без погребения» Ж. П.Сартра, «Посто- ронний», «Чума», «Бунтующий человек» А. Камю) ориентированы на то, чтобы эмоционально передать состояния и умонастроения человеческого существования. В качестве основных категорий человеческого бытия в них выступают забота, покинутость, от- чужденность, страх, ответственность, выбор, смерть и др.
Моделью человека, как такового, для экзистенциальных фило- софов стал помещенный в пограничную ситуацию — ситуацию на грани жизни и смерти — отчаявшийся и страдающий человек. Можно спорить с этими философами относительно правомерности того, что поведению человека в пограничной ситуации придает- ся всеобщее значение. Но вряд ли можно отказывать философу, писателю в праве использовать такие ситуации для изучения че- ловека. Что же, пользуясь этой моделью, сумела разглядеть в человеческой сущности экзистенциальная философия? И что она рекомендовала индивиду делать в пограничной ситуации? Это вопросы, которые отнюдь не отпали вместе с утратой экзистен- циализмом или персонализмом их былой популярности. Отчужде- ние и страх в современном мире не исчезли, а усилились. Потому и размышление над поставленными проблемами пока еще имеет прямое отношение к нашей человеческой судьбе.
Date: 2015-05-05; view: 567; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|