Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кризиса____





Центральная проблема, на которой сосредоточивают свое
внимание наиболее крупные философы, которых мы относим к
экзистенциализму, персонализму, философской антропологии,—
это проблема отчуждения индивида от общества.

Состояние отчуждения человека от общества исследовал еще
К. Маркс, на которого в данной связи не раз ссылались экзи-
стенциальные философы. Но, в отличие от Маркса, в основном
изучавшего проблемы отчуждения в капиталистическом обществе
XIX столетия, они считали необходимым указать и на другой
факт — существование умонастроений отчуждения и их корней
также и в условиях иных исторических эпох и других социальных
систем. Эти философы делали отсюда вывод, что отчуждение
является общей характеристикой жизни человека в обществе, в
особенности на нынешнем этапе истории, когда чувство страха
порождается опасностью уничтожения человечества. Они видели
смысл философии не только и не столько в констатации отчуж-
дения, а тем более не в «оправдании» и увековечивании настрое-
ний страха и покинутости. Им представлялось, что философия
обязана помочь человеку, охваченному трагическими умонастрое-
ниями, если не преодолеть их — что не всегда возможно,— то,
во всяком случае, искать и находить свое «Я», смысл своей

1 Mounier E. Introduction aux existenüalismes. P., 1962. P. 8—9.


жизни в самых трагических, «абсурдных» ситуациях. Распростра-
ненное мнение о том, что экзистенциалисты и философы других
«антропологических» направлений рассматривали индивида в
изоляции от общества и что они вовсе не занимались социаль-
ным анализом, неверно. Социальным размышлениям в философии
человека XX столетия отведена существенная роль — они либо
вплетены в общее философское осмысление человека (о котором —
позже), либо выливаются в самостоятельные произведения по
социально-философским и социально-политическим вопросам,
либо воплощаются в образах и коллизиях художественных произ-
ведений.

Так, К. Ясперс после второй мировой войны опубликовал
цикл работ, посвященных проблеме атомной войны и будущего
человечества, а также анализу социальной и духовной ситуации,
сложившейся в ФРГ '. И не один раз он предупреждал, что совре-
менный мир находится в опасности, которой не знало прошлое:
может быть прервана многотысячелетняя история человечества.
Перед философией нашей эпохи К. Ясперс ставил весьма ответ-
ственную и срочную задачу — убеждать человечество, отдельных
индивидов, партии и их идеологов в том, что настоятельно не-
обходимо использование «высших возможностей человеческого
бытия» в борьбе с охватившим людей отчаянием.

Разумеется, связь немарксистской философии человека с
эпохой и ее событиями была неоднозначной, внутренне противо-
речивой. Так, один из основателей немецкого экзистенциализма,
М. Хайдеггер, в 1933 году не сумел разглядеть суть фашизма и
его идеологии, согласившись принять от национал-социалистов
пост ректора Фрейбургского университета. Однако очень скоро
он в ситуации разобрался и отошел от дел, почти не публиковал
своих работ. К чести же других лидеров экзистенциализма надо
отметить, что они всегда занимали четкие и активные антифа-
шистские позиции. Французский экзистенциализм приобрел осо-
бое влияние в годы второй мировой войны, причем Ж. П. Сартр,
А. Камю, С. де Бовуар были не только активными участниками,
но и идеологами движения Сопротивления в своей стране. И не
случайно именно в военный и послевоенный периоды родились
наиболее значительные произведения французских экзистенциа-
листов.

В драматических и философских произведениях Ж. П. Сартра
периода войны предметом страстного, заинтересованного раз-
бора служила ситуация, сложившаяся во Франции и других окку-
пированных нацистами странах Европы. Ж. П. Сартр призывал
к сопротивлению фашизму, и, несмотря на мифологическую
символику поставленной в оккупированном Париже пьесы «Мухи»
(в основу ее положен древнегреческий миф об Оресте), призыв

1 См.: Ясперс К. Куда движется ФРГ? М„ 1969.


был хорошо понят читателями и зрителями. Одновременно сложив-
шаяся во время войны ситуация служила Ж. П. Сартру и другим
экзистенциалистам трагическим поводом для выявления самого
смысла человеческого существования, сути процессов нравствен-
ного выбора, отношения к смерти и т. д., то есть для постановки
проблем, которые экзистенциалистско-персоналистская филосо-
фия с самого начала ставила в центр философствования.

Роман А. Камю «Чума», написанный уже после войны (1947),
также содержит в себе это двойное измерение. Речь идет, с од-
ной стороны, об алжирском городе Оране, на который, как
повествует А. Камю, в 194... году обрушилась чума. Чиновники
муниципалитета упрямо отказываются признать болезнь чумой —
намек на политиков, долгое время «закрывавших глаза» на ко-
ричневую чуму фашизма, а заодно и на всякое будущее благоду-
шие правителей и подданных перед лицом назревающих социаль-
ных катастроф. В образе доктора Риэ, берущего на себя всю
тяжесть ответственности за борьбу с чумой, А. Камю воплотил
черты тех, кто решился на активное сопротивление фашизму.
Сам А. Камю говорил, что «явное содержание «Чумы»· — это
борьба европейского Сопротивления против нацизма». Но А. Камю,
с другой стороны, вполне определенно расширяет историко-
ситуационные рамки борьбы человека с «чумой», так же, как и
Сартр, придает трагическим обстоятельствам, бунту и сопротив-
лению характер человеческой судьбы для обозримого периода
истории.

Последние страницы «Чумы» — рассказ о том, как горожане,
празднуя конец эпидемии, готовы сразу же и забыть о ней.
Доктора Риэ это тревожит. Надо предупредить людей: «...микроб
чумы никогда не умирает, никогда не исчезает... он может деся-
тилетиями спать... и, возможно, придет на горе и в поучение
людям такой день, когда чума пробудит крыс и пошлет их
околевать на улицы счастливого города» ' — таким предостере-
жением А. Камю завершает «Чуму».

Философия человека XX столетия выросла на исторической
почве продолжающегося и сегодня социального кризиса, охватив-
шего экономические, политические, духовно-нравственные ос-
новы человеческого бытия. Философы стремились представить
искренний «самоотчет» мыслящего человека и исповедь философа,
оказавшихся в эпицентре кризисных процессов. Философам —
экзистенциалистам, персоналистам, сторонникам некоторых дру-
гих течений и направлений, в 20 —60-х годах зафиксировавших и
пытавшихся осмыслить тревожное, даже трагическое мироощу-
щение многих и многих индивидов, несправедливо было бы отказы-
вать в глубокой искренности их чувств, выстраданное™ оценок,
гуманизме устремлений. Наиболее крупные из этих философов

1 Камю А. Избранное. М., 1969. С. 378.


были выразителями резко критического отношения к обществу
отчуждения, к капитализму, к реакционным режимам. Они были
защитниками широко понятых демократии, прав и свобод лич-
ности, и потому встречавшиеся в наших популярных работах
причисления, скажем, экзистенциализма к реакционно-консер-
вативным буржуазным концепциям необъективны.

Экзистенциальная философия как идейное течение в филосо-
фии и литературе XX века последовательно выдержана в тра-
гико-драматическом, а порою и в пессимистическом тоне. Его
пытаются сдержать, преодолеть представители религиозных эк-
зистенциальных направлений — ведь вера в бога, по их мнению,
все-таки подает надежду человеку. Но и их работы наполнены
трагическими образами, рисующими отчаянную, по их мнению,
ситуацию современного человека. Все символы художественных
произведений экзистенциалистов (и даже названия многих из
них: «Тошнота», «Мертвые без погребения» Ж. П.Сартра, «Посто-
ронний», «Чума», «Бунтующий человек» А. Камю) ориентированы
на то, чтобы эмоционально передать состояния и умонастроения
человеческого существования. В качестве основных категорий
человеческого бытия в них выступают забота, покинутость, от-
чужденность, страх, ответственность, выбор, смерть и др.

Моделью человека, как такового, для экзистенциальных фило-
софов стал помещенный в пограничную ситуацию — ситуацию на
грани жизни и смерти — отчаявшийся и страдающий человек.
Можно спорить с этими философами относительно правомерности
того, что поведению человека в пограничной ситуации придает-
ся всеобщее значение. Но вряд ли можно отказывать философу,
писателю в праве использовать такие ситуации для изучения че-
ловека. Что же, пользуясь этой моделью, сумела разглядеть
в человеческой сущности экзистенциальная философия? И что она
рекомендовала индивиду делать в пограничной ситуации? Это
вопросы, которые отнюдь не отпали вместе с утратой экзистен-
циализмом или персонализмом их былой популярности. Отчужде-
ние и страх в современном мире не исчезли, а усилились. Потому
и размышление над поставленными проблемами пока еще имеет
прямое отношение к нашей человеческой судьбе.

Date: 2015-05-05; view: 511; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию