Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Новый поворот к человеку





Философия с глубокой древности была обращена к постиже-
нию человека. Тем не менее в каждую поворотную историческую
эпоху предлагалась новая трактовка проблематики, которая из-
давна входила в раздел философии, именуемый «философской
антропологией». Особенно решительный поворот к человеку


произошел в философии в эпоху Возрождения и на заре нового
времени. Но мыслители XX века — независимо от того, насколько
высоко и насколько объективно они оценивают вклад «антропо-
логической» философии прошлого,— считали и считают необхо-
димым осуществить «новый поворот» к человеку. Одни философы,
о которых пойдет здесь речь, связывали необходимость «антропо-
логического поворота» с широким обоснованием нерелигиозного
понимания мира, которое могло бы выдержать соперничество с
классической мыслью, существенно зависевшей от религии. Дру-
гие, напротив, использовали философию человека как наилучший,
по их мнению, способ «модернизации» религиозной философии.
Католический философ М. Шелер писал: «В известном смысле
все центральные проблемы философии можно свести к вопросу:
что есть человек и каково его метафизическое местоположение
в общей целостности бытия, мира и бога» '. С тех пор это стало
традицией в религиозной философии. Такие влиятельные рели-
гиозные философы XX столетия, как Г. Марсель, П. Тейяр де
Шарден, М. Бубер оставили заметный след в философии человека,
создав религиозные варианты экзистенциальной философии.

К числу первых ее версий в XX веке могут быть отнесены
философские учения, родившиеся в дореволюционной России.
Так, Н. Бердяев провозглашал: «Много писали оправданий бога,
теодицей. Но Наступает пора писать оправдание человека,—
антроподицею.
Быть может, антроподицея есть единственный путь
к теодицее, единственный неизжитый и неисчерпанный путь» 2.
Впрочем, корни антропологического поворота уходят еще в
XIX столетие, когда ряд мыслителей, и прежде всего Серен
Кьеркегор (1813 —1855), сделали именно вопрос о человеке
главным пунктом размежевания с философией прошлого.

Классическую философию Кьеркегор не без оснований обви-
нял в том, что вопрос о человеке она решает слишком абстракт-
но и благодушно. Философы, по Кьеркегору, превыше всего
ставят что-либо всеобщее, абстрактное — дух, материю, бога,
прогресс, отвлеченную истину — и этому общему стремятся под-
чинить конкретного человека. В самом же человеке они выделяют
и отвлеченно рассматривают только его сущность. Погружаясь
в дебри абстрактного «сущностного» рассмотрения, философия
отходит от живого индивида с его мыслями, эмоциями, страда-
ниями. И здесь Кьеркегор видел ограниченность не одной лишь
философии, а культуры, духовных умонастроений, морали своей
эпохи. У каждого столетия, по Кьеркегору, есть своя безнравст-
венность. Безнравственность XIX столетия датский мыслитель
усматривал в том, что всякое индивидуальное, единичное хочет
«забыться в общем». Задачу новой, действительно повернутой

1 Scheler M. Vom Umsturz der Werte. Lpz., 1919. Bd. I. S. 273.
2 Бердяев П. Смысл творчества. M., 191G. С. 15.


к человеку философии С. Кьеркегор видел в том, чтобы вгля-
деться, «вчувствоваться» в человеческую жизнь, человеческие
страдания. Философ должен глубже понять процессы выбора
индивидом своего «Я», выбора между добром и злом. Он должен
помочь индивиду найти истины, не просто близкие ему и понятные,
но неотделимые от него. По Кьеркегору, человек должен открыть
такую истину, ради которой ему хотелось бы жить и умереть.

Появившаяся еще в XIX веке «антропологическая» филосо-
фия — в той части, где она проповедовала отказ от «диктата» аб-
страктного всеобщего и близость к миру конкретного индивида —
была в целом перспективной. Программа эта нашла горячую
поддержку и развитие в целом ряде философских направлений
XX века. Среди них наиболее влиятельным в 30—60-е годы
был экзистенциализм. Само название этого направления заключает
в себе программу: заменить классическую «философию сущностей»
(essentia) философией человеческого существования (existentia).

Первоначальные формы философии экзистенциализма берут
свое начало в учениях русских философов Н. А. Бердяева и
Л. И. Шестова (1866—1938), испанского писателя М. де Унамуно
(1864—1936). После первой мировой войны он получил широкое
распространение в Германии. Основатели немецкого экзистен-
циализма — К. Ясперс (1883—1969) и М. Хайдеггер (1889 — 1976).
Писатели и философы Ж. П. Сартр (1905 — 1980), А. Камю
(1913—1960), Г. Марсель (1889—1973) представляют француз-
скую ветвь экзистенциализма. К экзистенциализму близок также
испанский философ X. Ортега-и-Гасет (1883—1955).


Во многом сходное с экзистенциализмом понимание задач
философии разделяли сторонники персонализма — направления
философии XX века, которое представлено философами, объеди-
нившимися в США в 20-х годах вокруг журнала «Personalist»
(У. Хокинг, Э. Брайтмен, Р. Т. Флюэлинг) и в 30-х во Франции
вокруг журнала «Esprit» (Э. Мунье (1905—1950), Ж. Лакруа
(1900—1954), и философской антропологии. Философская антро-
пология — философское движение, представленное немецкими
философами М. Шелером (1874—1928), А. Геленом (1904 — 1976),
Э. Ротхакером (1888-1965), Г. Э. Хенгстенбергом (род. 1904)
и др.

Экзистенциализм — а вместе с ним другие философские
направления, знаменовавшие поворот к человеку, такие, как пер-
сонализм, философская антропология, выразили широко распро-
странившиеся в XX веке идеи и умонастроения. И в дальнейшем,
привлекая в качестве примера идеи то экзистенциалистов, то
персоналистов, то представителей философской антропологии,
мы, по существу, будем иметь в виду целое идейное движение,
сконцентрированное вокруг проблемы человека и его места в
мире. (Мы будем, для краткости, называть его экзистенциаль-
ной философией.)


Программу экзистенциального направления так определял
глава французского персонализма Э. Мунье: «...можно охаракте-
ризовать это мышление как реакцию философии человека против
напора философии идей и философии вещей. Философия человека
берет существование не во всем его объеме: существование чело-
века — вот первая проблема философии. А традиционную фило-
софию она упрекает в том, что та слишком часто ставила на
первый план интересы философии мира или философии духовных
продуктов» '. В определенной мере этот упрек справедлив, как
оправданно и требование более решительно и четко сконцентри-
ровать философию вокруг самой главной ее проблемы — вопроса
о человеке.

Философия человека XX столетия, которая, как и всякая
философия, тесно связана со своей эпохой, несет на себе печать
нашего драматичного, конфликтного века. Существует связь
между экзистенциальной философией и широко распространив-
шимися в XX веке настроениями отчаяния, словом, отчужден-
ности от общества.







Date: 2015-05-05; view: 683; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию