Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Новый поворот к человеку
Философия с глубокой древности была обращена к постиже- нию человека. Тем не менее в каждую поворотную историческую эпоху предлагалась новая трактовка проблематики, которая из- давна входила в раздел философии, именуемый «философской антропологией». Особенно решительный поворот к человеку
произошел в философии в эпоху Возрождения и на заре нового времени. Но мыслители XX века — независимо от того, насколько высоко и насколько объективно они оценивают вклад «антропо- логической» философии прошлого,— считали и считают необхо- димым осуществить «новый поворот» к человеку. Одни философы, о которых пойдет здесь речь, связывали необходимость «антропо- логического поворота» с широким обоснованием нерелигиозного понимания мира, которое могло бы выдержать соперничество с классической мыслью, существенно зависевшей от религии. Дру- гие, напротив, использовали философию человека как наилучший, по их мнению, способ «модернизации» религиозной философии. Католический философ М. Шелер писал: «В известном смысле все центральные проблемы философии можно свести к вопросу: что есть человек и каково его метафизическое местоположение в общей целостности бытия, мира и бога» '. С тех пор это стало традицией в религиозной философии. Такие влиятельные рели- гиозные философы XX столетия, как Г. Марсель, П. Тейяр де Шарден, М. Бубер оставили заметный след в философии человека, создав религиозные варианты экзистенциальной философии.
К числу первых ее версий в XX веке могут быть отнесены философские учения, родившиеся в дореволюционной России. Так, Н. Бердяев провозглашал: «Много писали оправданий бога, теодицей. Но Наступает пора писать оправдание человека,— антроподицею. Быть может, антроподицея есть единственный путь к теодицее, единственный неизжитый и неисчерпанный путь» 2. Впрочем, корни антропологического поворота уходят еще в XIX столетие, когда ряд мыслителей, и прежде всего Серен Кьеркегор (1813 —1855), сделали именно вопрос о человеке главным пунктом размежевания с философией прошлого.
Классическую философию Кьеркегор не без оснований обви- нял в том, что вопрос о человеке она решает слишком абстракт- но и благодушно. Философы, по Кьеркегору, превыше всего ставят что-либо всеобщее, абстрактное — дух, материю, бога, прогресс, отвлеченную истину — и этому общему стремятся под- чинить конкретного человека. В самом же человеке они выделяют и отвлеченно рассматривают только его сущность. Погружаясь в дебри абстрактного «сущностного» рассмотрения, философия отходит от живого индивида с его мыслями, эмоциями, страда- ниями. И здесь Кьеркегор видел ограниченность не одной лишь философии, а культуры, духовных умонастроений, морали своей эпохи. У каждого столетия, по Кьеркегору, есть своя безнравст- венность. Безнравственность XIX столетия датский мыслитель усматривал в том, что всякое индивидуальное, единичное хочет «забыться в общем». Задачу новой, действительно повернутой
1 Scheler M. Vom Umsturz der Werte. Lpz., 1919. Bd. I. S. 273. 2 Бердяев П. Смысл творчества. M., 191G. С. 15.
к человеку философии С. Кьеркегор видел в том, чтобы вгля- деться, «вчувствоваться» в человеческую жизнь, человеческие страдания. Философ должен глубже понять процессы выбора индивидом своего «Я», выбора между добром и злом. Он должен помочь индивиду найти истины, не просто близкие ему и понятные, но неотделимые от него. По Кьеркегору, человек должен открыть такую истину, ради которой ему хотелось бы жить и умереть.
Появившаяся еще в XIX веке «антропологическая» филосо- фия — в той части, где она проповедовала отказ от «диктата» аб- страктного всеобщего и близость к миру конкретного индивида — была в целом перспективной. Программа эта нашла горячую поддержку и развитие в целом ряде философских направлений XX века. Среди них наиболее влиятельным в 30—60-е годы был экзистенциализм. Само название этого направления заключает в себе программу: заменить классическую «философию сущностей» (essentia) философией человеческого существования (existentia).
Первоначальные формы философии экзистенциализма берут свое начало в учениях русских философов Н. А. Бердяева и Л. И. Шестова (1866—1938), испанского писателя М. де Унамуно (1864—1936). После первой мировой войны он получил широкое распространение в Германии. Основатели немецкого экзистен- циализма — К. Ясперс (1883—1969) и М. Хайдеггер (1889 — 1976). Писатели и философы Ж. П. Сартр (1905 — 1980), А. Камю (1913—1960), Г. Марсель (1889—1973) представляют француз- скую ветвь экзистенциализма. К экзистенциализму близок также испанский философ X. Ортега-и-Гасет (1883—1955).
Во многом сходное с экзистенциализмом понимание задач философии разделяли сторонники персонализма — направления философии XX века, которое представлено философами, объеди- нившимися в США в 20-х годах вокруг журнала «Personalist» (У. Хокинг, Э. Брайтмен, Р. Т. Флюэлинг) и в 30-х во Франции вокруг журнала «Esprit» (Э. Мунье (1905—1950), Ж. Лакруа (1900—1954), и философской антропологии. Философская антро- пология — философское движение, представленное немецкими философами М. Шелером (1874—1928), А. Геленом (1904 — 1976), Э. Ротхакером (1888-1965), Г. Э. Хенгстенбергом (род. 1904) и др.
Экзистенциализм — а вместе с ним другие философские направления, знаменовавшие поворот к человеку, такие, как пер- сонализм, философская антропология, выразили широко распро- странившиеся в XX веке идеи и умонастроения. И в дальнейшем, привлекая в качестве примера идеи то экзистенциалистов, то персоналистов, то представителей философской антропологии, мы, по существу, будем иметь в виду целое идейное движение, сконцентрированное вокруг проблемы человека и его места в мире. (Мы будем, для краткости, называть его экзистенциаль- ной философией.)
Программу экзистенциального направления так определял глава французского персонализма Э. Мунье: «...можно охаракте- ризовать это мышление как реакцию философии человека против напора философии идей и философии вещей. Философия человека берет существование не во всем его объеме: существование чело- века — вот первая проблема философии. А традиционную фило- софию она упрекает в том, что та слишком часто ставила на первый план интересы философии мира или философии духовных продуктов» '. В определенной мере этот упрек справедлив, как оправданно и требование более решительно и четко сконцентри- ровать философию вокруг самой главной ее проблемы — вопроса о человеке.
Философия человека XX столетия, которая, как и всякая философия, тесно связана со своей эпохой, несет на себе печать нашего драматичного, конфликтного века. Существует связь между экзистенциальной философией и широко распространив- шимися в XX веке настроениями отчаяния, словом, отчужден- ности от общества.
Date: 2015-05-05; view: 683; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|