Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Полемика
между «механистами» и «диалектиками»
Сразу же после смерти В. И. Ленина советские философы ока- зались втянутыми в жесточайшую дискуссию, расколовшую лагерь марксистов на две непримиримые группы. Уже в этой дискуссии отсутствие научных аргументов компенсировалось гру- бостью и крепостью эпитетов, обвинениями в ревизионизме и лик- видаторстве, экстремистским фанатизмом в проведении своей позиции. Каждая из полемизировавших сторон не слушала аргу- менты и контраргументы другой стороны. В группу «механи- стов», которую возглавляли Л. Аксельрод и А. К. Тимирязев, вхо- дили А. Варьяш, И. И. Скворцов-Степанов, Вл. Сарабьянов и др. В группу «диалектиков», которую возглавлял ученик Г. В. Пле- ханова А. М. Деборин, входили Я. Стэн, Н. Карев, Гр. Баммель и др.
В чем же существо разногласий между «механистами» и «диа- лектиками»?
Полемика относилась прежде всего к статусу марксистской философии, ее отношению к естественным наукам. Если для «механистов» не может существовать отдельной и обособленной области философствования, в принципе отождествляемого ими с выводами естественных наук, то для «диалектиков» марксист- ская философия обладает самостоятельным статусом и специфи- ческим содержанием. Она представляет собой методологию и тео- рию познания.
Характерное для «механистов» позитивистское отождествле- ние философии с общими выводами из естественных наук при- водило в конечном счете не только к отказу от философского анализа достижений естествознания, но и к догматизации опре- деленного, далеко не современного уровня развития научного знания. Если «механисты» ограничивали все научное знание законами механики и той картиной мира, которая была развита на основе классичеЪкой механики, то «диалектики», апеллируя к диалектическому методу немецкого классического идеализма,
прежде всего к Гегелю, также не смогли подойти к гносеологиче- скому и методологическому осмыслению достижений естество- знания конца XIX — начала XX века. И те и другие пыта- лись реставрировать внутри философского знания компоненты уже отжившие — или механицизм, или идеалистическую диа- лектику.
Негативное отношение к ведущим теориям физики XX века составляло кредо «механистов». Один из лидеров «механистов», А. К. Тимирязев, обвинял всю физику в идеализме, поскольку она отказалась от наглядных механических моделей и заменила их абстрактно-математическими построениями. Так, теория отно- сительности А. Эйнштейна для него — это область идеалистиче- ской философии, диаметрально противоположная марксистской философии. Отождествив теорию относительности с махизмом (на деле А. Эйнштейн выступал с критикой махизма), А. К. Ти- мирязев называл основателя теории относительности реакционе- ром в науке, который будто бы способствовал попятному движе- нию научного знания. Столь же нигилистично было его отноше- ние к квантовой механике. Ошибочно отождествив механицизм с материализмом, а критику механицизма с критикой материа- лизма и с идеализмом, он связывал с отказом от механически- наглядных моделей кризис в физике вообще и в квантовой меха- нике в частности. Все критики механицизма, в том числе и среди советских ученых, квалифицировались им как проводники бур- жуазного идеалистического мировоззрения. (К идеалистам, вра- гам марксизма и Советской власти он причислял таких выдаю- щихся ученых, как П. П. Лазарев, В. И. Вернадский, Л. С. Берг и др.)
Хотя в полемике с «механистами» «диалектики» были во многом правы и фиксировали действительные слабости методо- логической позиции защитников механицизма, однако и пред- ставители «деборинской школы» остались далеки от плодотвор- ного философского обобщения достижений науки XX века. Основ- ные усилия их были направлены на то, чтобы гальванизировать гегелевскую диалектику, доказать ее действенность во всех част- ностях и деталях, даже в тех, антикварность которых стала оче- видной уже в XIX, а не только в XX веке. При всей глубине философского мышления Гегеля его концепция не могла не не- сти на себе печать культуры начала XIX века, и в постановке, и в решении многих философско-методологических проблем она не могла не отразить особенности и ограниченности науки этого времени, многократно увеличенные идеалистической кри- тикой естествознания, резвернутой Гег,елем в натурфилософии (в частности, критикой атомизма, ньютоновской оптики, диф- ференциального исчисления). Завышая степень научности геге- левской диалектики, ее перспективность для гносеологического и методологического анализа естествознания, представители
группы А. М. Деборина пытались уложить достижения есте- ствознания XX века в ее прокрустово ложе. Поэтому обвинения «диалектиков» в схоластике, выдвигавшиеся со стороны «механи- стов», были во многом заслуженными. Навязывая науке XX века гегельянские схемы-триады, «диалектики» столь же безапелляци- онно обвиняли в идеализме тех ученых, которые мыслили само- стоятельно и развивали оригинальные методологическо-философ- ские идеи (так, А. М. Деборин обвинял В. И. Вернадского в идеа- лизме).
Одним из центральных пунктов полемики «механистов» и «диа- лектиков» был вопрос о возможности редукции нового качества к количественным процессам и отношениям, то есть сведения сложного к простому. Если «диалектики» подчеркивали скач- кообразность перехода от низшей формы к высшей, несводимость нового качества к количественным процессам, то «механисты» полагали, что именно такое сведение составляет основную харак- теристику научного знания. Проблема редукции крайне обостри- лась при попытке объяснить сущность живого. Можно ли све- сти живое к физико-химическим свойствам? Достаточно ли по- знавательных средств механики для объяснения жизни? Эти во- просы обсуждались в ходе дискуссии «механистов» и «диалек- тиков». Трактуя качество как изменение того же количества, а «скачки» как выражение нашего незнания скрытых количест- венных параметров, «механисты» обвиняли «диалектиков» в ви- тализме, поскольку последние проводили мысль о несводимости живого к физико-химическим процессам. Надо сказать, что и среди современных философов ведутся дискуссии о редукционизме, о возможности сведения живого к физико-химическим процессам и о границах такой редукции.
Спор между «механистами» и «диалектиками» был далек от научной полемики. Стороны не стеснялись в средствах, об- виняя друг друга в идеализме, ликвидаторстве, схоластике, эк- лектизме, антимарксизме, философской беспомощности и т. д. А. М. Деборин обвинил Л. Аксельрод в сионизме, а Аксельрод своего оппонента — в мещанстве и в соединении марксистской фразы с антимарксистским содержанием. Вторая всесоюзная конференция марксистско-ленинских научно-исследовательских учреждений в 1929 году квалифицировала «механистов» как наиболее активное философское ревизионистское направление. С этого года — года «великого перелома» — влияние «механи- стов» идет на убыль и окончательно побеждает программа «диа- лектиков». Свою основную задачу группа А. М. Деборина усматривала в разработке диалектики как метода изучения при- роды и общества, как особого способа мышления, противостоя- щего формальной логике. Подвести иод естествознание фунда- мент материалистической диалектики — так мыслилась «дебо- риицами» основная линия философских исследований. Было
создано Общество воинствующих материалистов-диалектиков, ор- ганизован журнал «Естествознание и марксизм», ответственным редактором которого стал академик О. Ю. Шмидт. В редакцион- ной статье журнала «Наши задачи» подчеркивалось: «Нам нужны не мнимоматериалистические формулы, не терминологический псевдомарксизм, а добросовестная, самостоятельная, включающая проникновение в самые специальные вопросы науки, упорная работа, направленная на расширение области-применения марк- систской методологии и на выявление ее плодотворности в приме- нении к конкретному материалу естествознания». В первых но- мерах журнала были опубликованы статьи ведущих советских ученых — Л. А. Люстерника, А. С. Серебровского, М. Завадов- ского, Н. П. Дубинина, И. И. Агола и др. Однако довольно скоро Общество воинствующих материалистов-диалектиков, как ко- рабль ракушками, обросло лакействующими псевдоучеными, которые ради корыстных интересов были готовы подвести псевдо- марксистскую фразеологию подо все что угодно. Так, Общество врачей-материалистов при 1-м МГУ обсуждало доклад о приме- нении диалектического метода к проблеме классификации тубер- кулеза. Постепенно, за год-полтора в Обществе воинствующих материалистов-диалектиков утвердилась линия, идущая вразрез с программой, которая была сформулирована в редакционной статье. Эта линия была выражена Э. Кольманом как линия си- стематического пересмотра всех методологических понятий наук под углом зрения их «диалектизации». Она, по сути дела, вела к тому, что громилы от философии насильственно внедряли марк- сизм в естествознание, шельмовали многих советских ученых и целые научные теории и направления. «Диалектизация» есте- ствознания, к которой взывали представители группы А. М. Де- борина, закончилась прямым вмешательством И. В. Сталина в философские дискуссии и победой группы молодых, откровен- ных сталинистов.
Date: 2015-05-05; view: 506; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|