Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диалектический метод Гегеля





Гегель (1770—1831), не принявший шеллингова учения об
интеллектуальной интуиции как высшей форме философского
постижения, напротив, пытался показать, что происхождение


многого из единого может быть предметом рационального позна-
ния, инструментом которого является логическое мышление,
а основной формой — понятие. Но это — рациональное познание
особого рода: в основе его лежит диалектическая, а не формальная
логика, и движущим мотором ее является противоречие. Гегель
сознательно и недвусмысленно отверг аристотелевский закон
непротиворечия — акт, на который никогда не решался Фихте. Ге-
гель требует переосмыслить природу понятия. В понятии до
сих пор, говорит Гегель, видели некоторое субъективное образо-
вание, тогда как в действительности «абсолютное понятие» есть
абсолютное тождество субъекта и объекта — то самое тождество,
которое, согласно Фихте, является никогда не осуществимым,
хотя и всегда желанным идеалом.

Гегель, как видим, отождествляет «чистое понятие» («Поня-
тие» с большой буквы) с самой сущностью вещей, отличая его
от субъективно данных понятий, которые существуют в челове-
ческой голове. Поскольку понятие с самого начала предстает как
тождество противоположностей, то саморазвитие понятия подчи-
няется законам диалектики. Логика, таким образом, совпадает
у Гегеля с диалектикой, а последняя мыслится как теория раз-
вития, в основе которой лежит единство и борьба противополож-
ностей. Диалектика развития «чистого понятия» составляет
общий закон развития как природы, так и человеческого мышле-
ния. В отличие от Канта, разделившего сферы природы и духа
(свободы), Гегель рассматривает их как разные стадии развития
одного начала — субстанции-субъекта.

Всякое развитие протекает, согласно Гегелю, по опреде-
ленной схеме: утверждение, или полагание (тезис), отрицание
этого утверждения (антитезис) и, наконец, отрицание отрицания,
снятие противоположностей (синтез). В синтезе как бы прими-
ряются между собой тезис и антитезис, из которых возникает
новое качественное состояние. Однако не следует думать, что
в этом третьем моменте полностью уничтожены два первых. Ге-
гелевское снятие означает в такой же мере преодоление, в какой
и сохранение тезиса и антитезиса, но сохранение в некотором
высшем, гармонизирующем единстве. Каждое понятие, а стало
быть, и каждое явление в природе, обществе и духовной жизни
человека проходит, по Гегелю, такой тройственный цикл разви-
тия — утверждения, отрицания и отрицания отрицания, или но-
вого утверждения, достигнув которого весь процесс воспроиз-
водится вновь, но на более высоком уровне; и так до тех пор, пока
не будет получен высший синтез. Вот пример такого диалекти-
ческого цикла, приведенный Гегелем: «Почка исчезает, когда
распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровер-
гается цветком; точно так же при появлении плода цветок при-
знается ложным наличным бытием растения, а в качестве его
истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только


различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несо-
вместимые. Однако их текучая природа делает их в то же время
моментами органического единства, в котором они не только не
противоречат друг другу, но один так же необходим, как и дру-
гой; и только эта одинаковая необходимость и составляет жизнь
целого» '.

В основе диалектики Гегеля лежит идеалистическое пред-
ставление о том, что источник всякого развития — как природы,
так и общества, и человеческого мышления — заключен в само-
развитии понятия,
а значит, имеет логическую, духовную при-
роду. Согласно Гегелю, «только в понятии истина обладает стихией
своего существования» 2, и поэтому диалектика понятий опреде-
ляет собой диалектику вещей — процессов в природе и обществе.
Последняя (диалектика вещей) есть, по Гегелю, лишь отраженная,
«отчужденная», «овнешненная» форма подлинной диалектики,
присущей только «жизни понятия», или, иначе говоря, жизни
Логоса, как он существует сам по себе, как бы в мышлении бога.
Но и сам бог мыслится Гегелем при этом пантеистически — не
как личный бог христианской религии, а как безличный процесс
самодвижения понятия, с неуклонной необходимостью разви-
вающего свои определения в диалектическом процессе — через
развертывание исходного противоречия и его последующее пре-
одоление. Это развертывание тоже подчинено необходимости.
Только у Гегеля это не есть необходимость причинно-следствен-
ных связей, как она имеет место в природе и изучается есте-
ствознанием, а необходимость скорее телеологического свойства,
ибо весь вселенский диалектический процесс в конечном счете
подчинен определенной цели — достижению точки зрения абсо-
лютного духа, в которой сняты и разрешены все противоречия
и «погашены» противоположности.







Date: 2015-05-05; view: 702; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию