Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Диалектический метод Гегеля
Гегель (1770—1831), не принявший шеллингова учения об интеллектуальной интуиции как высшей форме философского постижения, напротив, пытался показать, что происхождение
многого из единого может быть предметом рационального позна- ния, инструментом которого является логическое мышление, а основной формой — понятие. Но это — рациональное познание особого рода: в основе его лежит диалектическая, а не формальная логика, и движущим мотором ее является противоречие. Гегель сознательно и недвусмысленно отверг аристотелевский закон непротиворечия — акт, на который никогда не решался Фихте. Ге- гель требует переосмыслить природу понятия. В понятии до сих пор, говорит Гегель, видели некоторое субъективное образо- вание, тогда как в действительности «абсолютное понятие» есть абсолютное тождество субъекта и объекта — то самое тождество, которое, согласно Фихте, является никогда не осуществимым, хотя и всегда желанным идеалом.
Гегель, как видим, отождествляет «чистое понятие» («Поня- тие» с большой буквы) с самой сущностью вещей, отличая его от субъективно данных понятий, которые существуют в челове- ческой голове. Поскольку понятие с самого начала предстает как тождество противоположностей, то саморазвитие понятия подчи- няется законам диалектики. Логика, таким образом, совпадает у Гегеля с диалектикой, а последняя мыслится как теория раз- вития, в основе которой лежит единство и борьба противополож- ностей. Диалектика развития «чистого понятия» составляет общий закон развития как природы, так и человеческого мышле- ния. В отличие от Канта, разделившего сферы природы и духа (свободы), Гегель рассматривает их как разные стадии развития одного начала — субстанции-субъекта.
Всякое развитие протекает, согласно Гегелю, по опреде- ленной схеме: утверждение, или полагание (тезис), отрицание этого утверждения (антитезис) и, наконец, отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез). В синтезе как бы прими- ряются между собой тезис и антитезис, из которых возникает новое качественное состояние. Однако не следует думать, что в этом третьем моменте полностью уничтожены два первых. Ге- гелевское снятие означает в такой же мере преодоление, в какой и сохранение тезиса и антитезиса, но сохранение в некотором высшем, гармонизирующем единстве. Каждое понятие, а стало быть, и каждое явление в природе, обществе и духовной жизни человека проходит, по Гегелю, такой тройственный цикл разви- тия — утверждения, отрицания и отрицания отрицания, или но- вого утверждения, достигнув которого весь процесс воспроиз- водится вновь, но на более высоком уровне; и так до тех пор, пока не будет получен высший синтез. Вот пример такого диалекти- ческого цикла, приведенный Гегелем: «Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровер- гается цветком; точно так же при появлении плода цветок при- знается ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только
различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несо- вместимые. Однако их текучая природа делает их в то же время моментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и дру- гой; и только эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого» '.
В основе диалектики Гегеля лежит идеалистическое пред- ставление о том, что источник всякого развития — как природы, так и общества, и человеческого мышления — заключен в само- развитии понятия, а значит, имеет логическую, духовную при- роду. Согласно Гегелю, «только в понятии истина обладает стихией своего существования» 2, и поэтому диалектика понятий опреде- ляет собой диалектику вещей — процессов в природе и обществе. Последняя (диалектика вещей) есть, по Гегелю, лишь отраженная, «отчужденная», «овнешненная» форма подлинной диалектики, присущей только «жизни понятия», или, иначе говоря, жизни Логоса, как он существует сам по себе, как бы в мышлении бога. Но и сам бог мыслится Гегелем при этом пантеистически — не как личный бог христианской религии, а как безличный процесс самодвижения понятия, с неуклонной необходимостью разви- вающего свои определения в диалектическом процессе — через развертывание исходного противоречия и его последующее пре- одоление. Это развертывание тоже подчинено необходимости. Только у Гегеля это не есть необходимость причинно-следствен- ных связей, как она имеет место в природе и изучается есте- ствознанием, а необходимость скорее телеологического свойства, ибо весь вселенский диалектический процесс в конечном счете подчинен определенной цели — достижению точки зрения абсо- лютного духа, в которой сняты и разрешены все противоречия и «погашены» противоположности.
Date: 2015-05-05; view: 702; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|