Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия в системе культуры





Философия многогранна. Обширно поле, многообразны про-
блемные пласты, области философского исследования. Между тем
в различных учениях нередко односторонне акцентируются лишь
те или иные аспекты этого сложного явления. Скажем, внимание
фокусируется на связи «философия — наука» или «философия —
религия» в отвлечении от всего остального комплекса вопросов.
В других случаях в единственный и универсальный предмет фи-
лософского интереса превращают внутренний мир человека или
язык и т. д. Абсолютизация, искусственное сужение проблема-
тики рождает обедненные образы философии. Реальные же фило-
софские интересы в принципе обращены ко всему многообразию
общественно-исторического опыта. Так, система Гегеля, теоретиче-
ского предшественника К. Маркса, включала в себя философию
природы, философию истории, политики, права, искусства, ре-
лигии морали, то есть охватывала мир человеческой жизни,
культуры в его многообразии. Структура гегелевской философии


во многом отражает проблематику философского мироуяснения во-
обще. Чем богаче философская концепция, тем более широкое поле
культуры делается в ней предметом мировоззренческого осмысле-
ния. Схематично это можно представить в виде «ромашки», где
«лепестки» — области философского изучения разных сфер куль-
туры; число «лепестков» может быть меньшим (специализирован-
ные концепции) и большим (богатые, емкие концепции) (см. схе-
му). Отражая открытый характер философского постижения мира
культуры, схема позволяет неограниченно добавлять в нее новые
разделы философского миропонимания.

Историко-материалистический подход дал возможность понять
философию как явление сложное, многомерное, с учетом всей
системы связей, в которой она проявляет себя в духовной жизни
общества. Такой подход соответствует реальной сути философии
и вместе с тем отвечает острой современной потребности в широ-
ком, полноценном мироуяснении, которое не может быть достиг-
нуто на пути узких специализаций философской мысли.

Рассмотрение философии как культурно-исторического явле-
ния позволяет охватить весь динамичный комплекс ее проблем,
взаимосвязей, функций. Общественная жизнь людей при культуро-
логическом ее рассмотрении предстает как единый, целостный
процесс, связаный с формированием, функционированием, хра-
нением, трансляцией культурно-исторических ценностей, с крити-
ческим преодолением устаревших и становлением новых форм
опыта, со сложными системами корреляций многообразных прояв-
лений человеческой деятельности в различных исторически кон-
кретных типах культур.

Будучи эффективным методом исторических исследований,
культурологический подход способен играть существенную роль и
при разработке теории тех или иных социальных явлений, по-
скольку таковая выступает как резюме, обобщение их реальной
истории. Заключая, что философия базируется на осмыслении че-
ловеческой истории, К. Маркс имел в виду не фактическое описа-
ние исторического процесса, а выявление закономерностей, тен-
денций истории. Соответственно и философ, в отличие от истори-
ка, представлялся ему теоретиком, особым образом обобщающим
исторический материал и формирующим на этой основе фило-
софско-теоретическое миропонимание.

С исторической точки зрения, философия — не первичная,
простейшая форма сознания. К моменту возникновения философии
человечеством был пройден большой путь, накоплены различные
навыки действий, сопутствующие им знания и другой опыт. Появ-
ление философии — это рождение особого, вторичного типа обще-
ственного сознания, направленного на осмысление уже сложив-
шихся форм практики, культуры. Не случайно воплощенный в
философии способ мышления, обращенный ко всему полю куль-
туры, называют критически-рефлексивным.








Date: 2015-05-05; view: 1155; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию