Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Философия в системе культуры
Философия многогранна. Обширно поле, многообразны про- блемные пласты, области философского исследования. Между тем в различных учениях нередко односторонне акцентируются лишь те или иные аспекты этого сложного явления. Скажем, внимание фокусируется на связи «философия — наука» или «философия — религия» в отвлечении от всего остального комплекса вопросов. В других случаях в единственный и универсальный предмет фи- лософского интереса превращают внутренний мир человека или язык и т. д. Абсолютизация, искусственное сужение проблема- тики рождает обедненные образы философии. Реальные же фило- софские интересы в принципе обращены ко всему многообразию общественно-исторического опыта. Так, система Гегеля, теоретиче- ского предшественника К. Маркса, включала в себя философию природы, философию истории, политики, права, искусства, ре- лигии морали, то есть охватывала мир человеческой жизни, культуры в его многообразии. Структура гегелевской философии
во многом отражает проблематику философского мироуяснения во- обще. Чем богаче философская концепция, тем более широкое поле культуры делается в ней предметом мировоззренческого осмысле- ния. Схематично это можно представить в виде «ромашки», где «лепестки» — области философского изучения разных сфер куль- туры; число «лепестков» может быть меньшим (специализирован- ные концепции) и большим (богатые, емкие концепции) (см. схе- му). Отражая открытый характер философского постижения мира культуры, схема позволяет неограниченно добавлять в нее новые разделы философского миропонимания.
Историко-материалистический подход дал возможность понять философию как явление сложное, многомерное, с учетом всей системы связей, в которой она проявляет себя в духовной жизни общества. Такой подход соответствует реальной сути философии и вместе с тем отвечает острой современной потребности в широ- ком, полноценном мироуяснении, которое не может быть достиг- нуто на пути узких специализаций философской мысли.
Рассмотрение философии как культурно-исторического явле- ния позволяет охватить весь динамичный комплекс ее проблем, взаимосвязей, функций. Общественная жизнь людей при культуро- логическом ее рассмотрении предстает как единый, целостный процесс, связаный с формированием, функционированием, хра- нением, трансляцией культурно-исторических ценностей, с крити- ческим преодолением устаревших и становлением новых форм опыта, со сложными системами корреляций многообразных прояв- лений человеческой деятельности в различных исторически кон- кретных типах культур.
Будучи эффективным методом исторических исследований, культурологический подход способен играть существенную роль и при разработке теории тех или иных социальных явлений, по- скольку таковая выступает как резюме, обобщение их реальной истории. Заключая, что философия базируется на осмыслении че- ловеческой истории, К. Маркс имел в виду не фактическое описа- ние исторического процесса, а выявление закономерностей, тен- денций истории. Соответственно и философ, в отличие от истори- ка, представлялся ему теоретиком, особым образом обобщающим исторический материал и формирующим на этой основе фило- софско-теоретическое миропонимание.
С исторической точки зрения, философия — не первичная, простейшая форма сознания. К моменту возникновения философии человечеством был пройден большой путь, накоплены различные навыки действий, сопутствующие им знания и другой опыт. Появ- ление философии — это рождение особого, вторичного типа обще- ственного сознания, направленного на осмысление уже сложив- шихся форм практики, культуры. Не случайно воплощенный в философии способ мышления, обращенный ко всему полю куль- туры, называют критически-рефлексивным.
Date: 2015-05-05; view: 1155; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|