Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятие научно-философского мировоззрения
Уже отмечалось, что формы, типы мировоззрений многообраз- ны. Есть все основания говорить о плюрализме национальных, классовых и групповых, индивидуальных взглядов, позиций. Это не исключает, правда, присутствия в них и общих мотивов, типовых черт. Философские взгляды в этом смысле не составляют исклю- чения. История философии знакомит нас с многообразием фило- софских учений, принадлежащих прошлому и настоящему. Однако далеко не все они претендуют и могут претендовать на статус научно-философского мировоззрения.
Научно-философское мировоззрение — это такая система по- нимания мира и места в нем человека, которая опирается на науку,
корректируется и развивается вместе с наукой и сама оказывает активное влияние на развитие науки. Уместно сравнить теперь данное определение с ранее приведенными определениями миро- воззрения вообще и философского мировоззрения. Схематично их соотношение можно представить в виде концентрических кругов. Наиболее широким из трех понятий является понятие мировоззре- ния (М). Уже входящее в него понятие философского мировоз- зрения (ФМ). И наконец, лишь часть философских учений может быть отнесена к области научно-философского мировоззрения (НФМ).
История познания убеждает в том, что данному понятию в на- ибольшей степени отвечают учения философского материализма. В различные эпохи, в зависимости от уровня развития и характера научных знаний, материализм принимал различные формы. Важ- нейшими из них являются: стихийный и во многом еще наивный материализм древних философов; материализм XVII—XVIII ве- ков, носивший механистический и метафизический характер; наконец, диалектический материализм, созданный К. Марксом и Ф. Энгельсом к середине XIX века на основе исследований об- щества и новых достижений естествознания.
Во второй форме материализма почти отсутствовали представ- ления о развитии мира, о взаимосвязи, взаимодействии различных явлений. По словам Энгельса, ученые анатомировали природу, по крупицам собирали материал для последующих обобщений.
Это во многом и определило метафизический характер материа- лизма данного периода. Под метафизикой понимается взгляд на мир и способ мышления, при которых различные предметы, явле- ния рассматриваются вне их взаимосвязей, развития. Понятие диалектики противоположно понятию метафизики. Оно обозначает взгляд на мир и способ мышления, при которых различные явления рассматриваются во взаимодействии, развитии.
Насыщение диалектикой углубило и обогатило материализм. Материализм и диалектика сочетаются естественно и органично. Ведь материализм, как пояснял Ф. Энгельс,— не что иное, как понимание мира таким, каким он существует реально, без фанта- стических искажений (такова же в принципе установка науки). Но мир, как он есть,— это мир сложных взаимосвязей, противо- речий, качественных изменений, развития. А это значит, что верное понимание мира требует единства материализма и диалектики. Существенным вкладом в формирование диалектико-материали- стического миропонимания явилось также впервые осуществлен- ное Марксом распространение материализма на общественную жизнь, на человеческую историю.
Развитие материализма и влияние научных знаний на фило- софскую мысль этим, естественно, не закончилось, оно продол- жается и в наши дни. Материализм меняет свою форму с каждой крупной эпохой в развитии науки '. Со своей стороны, материа- листические учения оказывали заметное воздействие на развитие науки. Один из убедительных примеров такого воздействия — влияние атомистического учения древнегреческих философов (Демокрит и другие) на формирование научной атомистики. Продуктивное воздействие на науку оказывали и некоторые ра- циональные идеи идеалистических учений. Так, идеи развития вошли в естествознание сначала в идеалистической форме (мысль о стремлении к совершенству). И лишь позже было осуществлено их материалистическое переистолкование, соответствующее со- держанию и духу научного познания.
Вокруг проблемы научности философского мировоззрения продолжаются горячие споры. При этом нередко допускается неисторическос, абстрактное сопоставление познавательных функ- ций философии и науки, которое исходит из посылки, будто фи- лософия решает в принципе те же задачи, что и наука, только на другом, предельно обобщенном уровне. При таком подходе их специфика размывается, возникает опасность либо «растворения» философской проблематики в специально-научной, либо обособ- ления философской мысли, ее противопоставления науке. В рам- ках такого умозрительного сравнения, прямолинейного соотне- сения этих двух областей знания как в принципе однотипных проявляется эффект их мнимого соперничества.
1 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 286.
Философия, в отличие от конкретных наук, изучающих част- ные законы, определялась как наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. Согласно такой точке зрения (по сути, она восходит к Аристотелю), фило- софия мыслится как набор самых общих положений, выступаю- щих по отношению к развитому научному знанию как нечто вспо- могательное, не главное. При этом не только не раскрывается реальная картина соотношения философии и науки в истории культуры, но даже во многом утрачивается понимание специфики философии, достигнутое еще в классической немецкой философии. Аналогичен результат и других абстрактных сопоставлений сфер духовной деятельности (философия — религия, философия — ис- кусство и т. д.), берущихся вне истории, вне целостного контек- ста культуры.
Вопрос о требованиях к научно-философскому мировоззре- нию и о самой его возможности удается корректно поставить и решить лишь на основе историко-материалистического подхода к философии. Что же выявляет такой подход? Он свидетельствует о том, что философия и наука рождаются, живут и развиваются в лоне уже сложившихся, исторически конкретных типов куль- туры, испытывая воздействие различных их компонентов. Вме- сте с тем обе они оказывают заметное влияние друг на друга и на весь комплекс культуры. Причем характер и формы этого влияния имеют историческую природу, меняют свой вид в различные эпохи. Понять функции философии и науки, их род- ство и различие можно лишь на базе обобщения их реального статуса, роли в различные периоды истории. Исторический ана- лиз свидетельствует о том, что философия и наука — вовсе не соперницы, что каждая из них выполняет в культуре свои, специфические функции. Обрисованные выше функции филосо- фии в системе культуры позволяют уяснить те ее задачи, кото- рые родственны науке, а также те, которые носят иной, особый характер, определяя важную общественно-историческую миссию философской мудрости, в том числе ее способность влиять на развитие и жизнь науки.
Date: 2015-05-05; view: 1698; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|