Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие научно-философского мировоззрения





Уже отмечалось, что формы, типы мировоззрений многообраз-
ны. Есть все основания говорить о плюрализме национальных,
классовых и групповых, индивидуальных взглядов, позиций. Это
не исключает, правда, присутствия в них и общих мотивов, типовых
черт. Философские взгляды в этом смысле не составляют исклю-
чения. История философии знакомит нас с многообразием фило-
софских учений, принадлежащих прошлому и настоящему. Однако
далеко не все они претендуют и могут претендовать на статус
научно-философского мировоззрения.

Научно-философское мировоззрение — это такая система по-
нимания мира и места в нем человека, которая опирается на науку,


корректируется и развивается вместе с наукой и сама оказывает
активное влияние на развитие науки. Уместно сравнить теперь
данное определение с ранее приведенными определениями миро-
воззрения вообще и философского мировоззрения. Схематично их
соотношение можно представить в виде концентрических кругов.
Наиболее широким из трех понятий является понятие мировоззре-
ния (М). Уже входящее в него понятие философского мировоз-
зрения (ФМ). И наконец, лишь часть философских учений может
быть отнесена к области научно-философского мировоззрения
(НФМ).

История познания убеждает в том, что данному понятию в на-
ибольшей степени отвечают учения философского материализма.
В различные эпохи, в зависимости от уровня развития и характера
научных знаний, материализм принимал различные формы. Важ-
нейшими из них являются: стихийный и во многом еще наивный
материализм древних философов; материализм XVII—XVIII ве-
ков, носивший механистический и метафизический характер;
наконец, диалектический материализм, созданный К. Марксом и
Ф. Энгельсом к середине XIX века на основе исследований об-
щества и новых достижений естествознания.

Во второй форме материализма почти отсутствовали представ-
ления о развитии мира, о взаимосвязи, взаимодействии различных
явлений. По словам Энгельса, ученые анатомировали природу,
по крупицам собирали материал для последующих обобщений.


Это во многом и определило метафизический характер материа-
лизма данного периода. Под метафизикой понимается взгляд на
мир и способ мышления, при которых различные предметы, явле-
ния рассматриваются вне их взаимосвязей, развития. Понятие
диалектики противоположно понятию метафизики. Оно обозначает
взгляд на мир и способ мышления, при которых различные явления
рассматриваются во взаимодействии, развитии.

Насыщение диалектикой углубило и обогатило материализм.
Материализм и диалектика сочетаются естественно и органично.
Ведь материализм, как пояснял Ф. Энгельс,— не что иное, как
понимание мира таким, каким он существует реально, без фанта-
стических искажений (такова же в принципе установка науки).
Но мир, как он есть,— это мир сложных взаимосвязей, противо-
речий, качественных изменений, развития. А это значит, что верное
понимание мира требует единства материализма и диалектики.
Существенным вкладом в формирование диалектико-материали-
стического миропонимания явилось также впервые осуществлен-
ное Марксом распространение материализма на общественную
жизнь, на человеческую историю.

Развитие материализма и влияние научных знаний на фило-
софскую мысль этим, естественно, не закончилось, оно продол-
жается и в наши дни. Материализм меняет свою форму с каждой
крупной эпохой в развитии науки '. Со своей стороны, материа-
листические учения оказывали заметное воздействие на развитие
науки. Один из убедительных примеров такого воздействия —
влияние атомистического учения древнегреческих философов
(Демокрит и другие) на формирование научной атомистики.
Продуктивное воздействие на науку оказывали и некоторые ра-
циональные идеи идеалистических учений. Так, идеи развития
вошли в естествознание сначала в идеалистической форме (мысль
о стремлении к совершенству). И лишь позже было осуществлено
их материалистическое переистолкование, соответствующее со-
держанию и духу научного познания.

Вокруг проблемы научности философского мировоззрения
продолжаются горячие споры. При этом нередко допускается
неисторическос, абстрактное сопоставление познавательных функ-
ций философии и науки, которое исходит из посылки, будто фи-
лософия решает в принципе те же задачи, что и наука, только на
другом, предельно обобщенном уровне. При таком подходе их
специфика размывается, возникает опасность либо «растворения»
философской проблематики в специально-научной, либо обособ-
ления философской мысли, ее противопоставления науке. В рам-
ках такого умозрительного сравнения, прямолинейного соотне-
сения этих двух областей знания как в принципе однотипных
проявляется эффект их мнимого соперничества.


1 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 286.


Философия, в отличие от конкретных наук, изучающих част-
ные законы, определялась как наука о наиболее общих законах
развития природы, общества и человеческого мышления. Согласно
такой точке зрения (по сути, она восходит к Аристотелю), фило-
софия мыслится как набор самых общих положений, выступаю-
щих по отношению к развитому научному знанию как нечто вспо-
могательное, не главное. При этом не только не раскрывается
реальная картина соотношения философии и науки в истории
культуры, но даже во многом утрачивается понимание специфики
философии, достигнутое еще в классической немецкой философии.
Аналогичен результат и других абстрактных сопоставлений сфер
духовной деятельности (философия — религия, философия — ис-
кусство и т. д.), берущихся вне истории, вне целостного контек-
ста культуры.

Вопрос о требованиях к научно-философскому мировоззре-
нию и о самой его возможности удается корректно поставить и
решить лишь на основе историко-материалистического подхода к
философии. Что же выявляет такой подход? Он свидетельствует
о том, что философия и наука рождаются, живут и развиваются
в лоне уже сложившихся, исторически конкретных типов куль-
туры, испытывая воздействие различных их компонентов. Вме-
сте с тем обе они оказывают заметное влияние друг на друга
и на весь комплекс культуры. Причем характер и формы этого
влияния имеют историческую природу, меняют свой вид в
различные эпохи. Понять функции философии и науки, их род-
ство и различие можно лишь на базе обобщения их реального
статуса, роли в различные периоды истории. Исторический ана-
лиз свидетельствует о том, что философия и наука — вовсе
не соперницы, что каждая из них выполняет в культуре свои,
специфические функции. Обрисованные выше функции филосо-
фии в системе культуры позволяют уяснить те ее задачи, кото-
рые родственны науке, а также те, которые носят иной, особый
характер, определяя важную общественно-историческую миссию
философской мудрости, в том числе ее способность влиять на
развитие и жизнь науки.







Date: 2015-05-05; view: 1698; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию