Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мир и человек





В мировоззрении вообще, а в философской его форме в осо-
бенности всегда присутствуют два противоположных угла зрения:
направление сознания «вовне» — формирование той или иной
картины мира, универсума и, с другой стороны, его обращение
«внутрь» — к самому человеку, стремление понять его суть,
место, предназначение в природном и социальном мире. Причем
человек здесь выступает не как часть мира в ряду других вещей,
а как бытие особого рода (по определению Декарта, вещь мысля-
щая, страдающая и т. д.). От всего остального его отличает спо-
собность думать, познавать, любить и ненавидеть, радоваться
и печалиться, надеяться, желать, быть счастливым или несчаст-
ным, испытывать чувство долга, укоры совести и т. д. «Полю-
сами», создающими «поле напряжения» философской мысли,
выступают мир «внешний» по отношению к человеческому созна-
нию и мир «внутренний» — психологическая, субъективная, ду-
ховная жизнь. Различные отношения этих «миров» пронизывают
всю философию.

Возьмем, к примеру, характерные философские вопросы. Яв-
ляется ли сладость объективным свойством сахара или это лишь
субъективное вкусовое ощущение человека? А красота? Принадле-
жит ли она предметам природы, людям, искусным творениям
мастеров или продиктована чувством прекрасного, человеческой
способностью созидать, воспринимать красоту? Еще вопрос: что
такое истина? Нечто объективное, не зависящее от людей или
же это познавательное достижение человека, неразрывно связан-
ное с его сознанием? Или, например, вопрос о человеческой
свободе. На первый взгляд он касается только человека. Но он
предполагает также понимание не зависящих от человеческой воли
природных процессов и реалий общественной жизни, с которыми
люди не могут не считаться. Наконец, обратимся к понятию об-
щественного прогресса. Связан ли прогресс в обществе лишь с
объективными показателями темпов экономического развития,
роста производительности труда и другими, или же он включает
и «субъективные», человеческие аспекты? Все эти вопросы затра-
гивают одну общую проблему: соотношение бытия и сознания,
объективного и субъективного, мира и человека.

Не случайно тот же общий стержень обнаруживается в переч-
не вопросов, приведенных английским философом Бертраном Рас-
селом: «Разделен ли мир на дух и материю, а если да, то что такое
дух и что такое материя? Подчинен ли дух материи, или он
обладает независимыми способностями? Имеет ли вселенная какое-
либо единство или цель? Развивается ли вселенная по направле-
нию к некоторой цели? Действительно ли существуют законы
природы, или мы просто верим в них благодаря лишь присущей


нам склонности к порядку? Является ли человек тем, чем он ка-
жется астроному,— крошечным комочком смеси углерода и воды,
бессильно копошащимся на маленькой и второстепенной планете?
Или же человек является тем, чем он представлялся Гамлету?
А может быть, он является и тем и другим одновременно?
Существуют ли возвышенный и низменный образы жизни, или же
все образы жизни являются только тщетой? Если же существует
образ жизни, который является возвышенным, то в чем он состоит
и как мы его можем достичь? Нужно ли добру быть вечным, чтобы
заслуживать высокой оценки, или же к добру нужно стремиться,
даже если вселенная неотвратимо движется к гибели?...Иссле-
довать эти вопросы, если не отвечать на них,— дело филосо-
фии» '.

Философское мировоззрение как бы биполярно: его смысловые
«узлы», «пункты напряжения» — мир и человек. Для философско-
го мышления существенно не раздельное рассмотрение этих про-
тивоположностей, а постоянное их соотнесение. В отличие от
других форм мировоззрения в философском миропонимании такая
полярность теоретически заострена, выступает наиболее рельефно,
составляет основу всех размышлений. Различные проблемы фи-
лософского мировоззрения, размещаясь в «силовом поле» между
этими полюсами, «заряжены», нацелены на понимание форм их
взаимодействия, на осмысление отношений человека к миру.

Это подводит нас к выводу, что большая многоплановая про-
блема «мир — человек» (у нее много обличий: «субъект — объ-
ект», «материальное — духовное» и другие), по сути, выступает
как универсальная и может рассматриваться как общая формула,
абстрактное выражение практически любой философской пробле-
мы. Вот почему она может быть в определенном смысле названа
основным вопросом философии.







Date: 2015-05-05; view: 571; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию