Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Мир и человек
В мировоззрении вообще, а в философской его форме в осо- бенности всегда присутствуют два противоположных угла зрения: направление сознания «вовне» — формирование той или иной картины мира, универсума и, с другой стороны, его обращение «внутрь» — к самому человеку, стремление понять его суть, место, предназначение в природном и социальном мире. Причем человек здесь выступает не как часть мира в ряду других вещей, а как бытие особого рода (по определению Декарта, вещь мысля- щая, страдающая и т. д.). От всего остального его отличает спо- собность думать, познавать, любить и ненавидеть, радоваться и печалиться, надеяться, желать, быть счастливым или несчаст- ным, испытывать чувство долга, укоры совести и т. д. «Полю- сами», создающими «поле напряжения» философской мысли, выступают мир «внешний» по отношению к человеческому созна- нию и мир «внутренний» — психологическая, субъективная, ду- ховная жизнь. Различные отношения этих «миров» пронизывают всю философию.
Возьмем, к примеру, характерные философские вопросы. Яв- ляется ли сладость объективным свойством сахара или это лишь субъективное вкусовое ощущение человека? А красота? Принадле- жит ли она предметам природы, людям, искусным творениям мастеров или продиктована чувством прекрасного, человеческой способностью созидать, воспринимать красоту? Еще вопрос: что такое истина? Нечто объективное, не зависящее от людей или же это познавательное достижение человека, неразрывно связан- ное с его сознанием? Или, например, вопрос о человеческой свободе. На первый взгляд он касается только человека. Но он предполагает также понимание не зависящих от человеческой воли природных процессов и реалий общественной жизни, с которыми люди не могут не считаться. Наконец, обратимся к понятию об- щественного прогресса. Связан ли прогресс в обществе лишь с объективными показателями темпов экономического развития, роста производительности труда и другими, или же он включает и «субъективные», человеческие аспекты? Все эти вопросы затра- гивают одну общую проблему: соотношение бытия и сознания, объективного и субъективного, мира и человека.
Не случайно тот же общий стержень обнаруживается в переч- не вопросов, приведенных английским философом Бертраном Рас- селом: «Разделен ли мир на дух и материю, а если да, то что такое дух и что такое материя? Подчинен ли дух материи, или он обладает независимыми способностями? Имеет ли вселенная какое- либо единство или цель? Развивается ли вселенная по направле- нию к некоторой цели? Действительно ли существуют законы природы, или мы просто верим в них благодаря лишь присущей
нам склонности к порядку? Является ли человек тем, чем он ка- жется астроному,— крошечным комочком смеси углерода и воды, бессильно копошащимся на маленькой и второстепенной планете? Или же человек является тем, чем он представлялся Гамлету? А может быть, он является и тем и другим одновременно? Существуют ли возвышенный и низменный образы жизни, или же все образы жизни являются только тщетой? Если же существует образ жизни, который является возвышенным, то в чем он состоит и как мы его можем достичь? Нужно ли добру быть вечным, чтобы заслуживать высокой оценки, или же к добру нужно стремиться, даже если вселенная неотвратимо движется к гибели?...Иссле- довать эти вопросы, если не отвечать на них,— дело филосо- фии» '.
Философское мировоззрение как бы биполярно: его смысловые «узлы», «пункты напряжения» — мир и человек. Для философско- го мышления существенно не раздельное рассмотрение этих про- тивоположностей, а постоянное их соотнесение. В отличие от других форм мировоззрения в философском миропонимании такая полярность теоретически заострена, выступает наиболее рельефно, составляет основу всех размышлений. Различные проблемы фи- лософского мировоззрения, размещаясь в «силовом поле» между этими полюсами, «заряжены», нацелены на понимание форм их взаимодействия, на осмысление отношений человека к миру.
Это подводит нас к выводу, что большая многоплановая про- блема «мир — человек» (у нее много обличий: «субъект — объ- ект», «материальное — духовное» и другие), по сути, выступает как универсальная и может рассматриваться как общая формула, абстрактное выражение практически любой философской пробле- мы. Вот почему она может быть в определенном смысле названа основным вопросом философии.
Date: 2015-05-05; view: 571; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|