Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Природа философских проблем





Коренные мировоззренческие вопросы традиционно представ-
лялись философам вечными и неизменными. Выявление К. Марк-
сом их исторического характера, обусловившее существенное
изменение способов философского исследования, привело к перео-
смыслению этих вопросов. Так, казавшееся вечным отношение


«человек — природа» было переосмыслено как исторически
изменчивое, зависящее от производственной и иной деятельности
людей на том или ином этапе истории. Оказалось, что данная
проблема в разные исторические периоды способна не просто
менять свой характер, обостряться, становиться напряженной, но
и перерасти в глобальную проблему, как это случилось в наши
Дни.

Историко-материалистически были истолкованы также все ас-
пекты философской проблемы «мир — человек». Классические
философские вопросы (об отношениях «человек — природа»,
«природа — история», «личность — общество», «свобода — несво-
бода») и при новом подходе сохранили свое непреходящее миро-
воззренческое значение. Они предстали как выражение реальных
диалектических «полярностей», неустранимых из жизни людей и
потому принципиально неустранимых из философии.

Что же было внесено нового в понимание философских проб-
лем? Можно ответить совсем кратко: историзм. Проходя через всю
человеческую историю, выступая в определенном смысле как веч-
ные проблемы, они приобретают в различные эпохи, в разных куль-
турах и свой конкретный, неповторимый облик. И это касается
не двух-трех проблем; речь идет о принципиально новой общей
концепции философии, ее предназначения. Важно, однако, под-
черкнуть, что преодоление старой формы философских учений
отнюдь не означало и не означает отказа от сохранения, развития,
углубления содержания обсуждавшихся в них серьезных проблем,
а наоборот, предполагает все это.

В свете историко-материалистического подхода классические
философские проблемы утратили облик неизменных, умозрительно
решаемых проблем. Марксу удалось найти их искомую «земную
основу»: они предстали как фундаментальные противоречия жи-
вой человеческой истории, имеющие открытый, незавершенный
характер. Отсюда их теоретическое решение мыслится не как
окончательное, снимающее проблему. Динамичное, процессуаль-
ное, как сама история, содержание философских проблем накла-
дывает печать и на характер их решения, призванного резюмиро-
вать прошлое, определять конкретный облик проблемы в современ-
ных условиях и прогностически осмысливать будущее. В таком
ключе была осмыслена, в частности, одна из важнейших философ-
ских проблем — проблема свободы. Маркс преодолел ее сугубо
абстрактное решение, примером которого может служить, в част-
ности, тезир Спинозы «свобода есть осознанная необходимость».
Обретение свободы осмысливается им как длительный процесс,
обусловленный закономерным развитием общества и приобретаю-
щий в каждый период истории наряду с общими также особые, не
допускающие стандартных решений черты.

Новым было также понимание философских проблем не как
«чистых» проблем сознания, а как проблем общественного бытия,


которые объективно возникают и разрешаются в человеческой
жизни, практике. Отсюда следовало, что и философская мысль
должна осмысливать такие проблемы не только в теоретическом,
но и в практическом плане.

К большим философским проблемам обращались и будут обра-
щаться мыслители разных эпох. При всем'различии их подходов
и историческом изменении характера самих проблем все же в их
содержании и понимании будет сохраняться определенное смысло-
вое единство и преемственность. Историко-материалистический
подход поставил под сомнение не сами проблемы, а лишь полно-
ценность, достаточность их сугубо умозрительного решения. Он
привел к выводу: решение философских проблем требует глубо-
кого позитивного знания истории, конкретного изучения тенден-
ций и форм исторического развития.

Что же касается отношения «мир — человек» («бытие — соз-
нание» и т. п.), то оно тоже причастно к истории, хотя абстракт-
ная его форма скрывает это обстоятельство. Но стоит только пред-
ставить себе проблему, как становится понятным, что различные
человеческие связи с миром развертываются в ходе истории.
Они реализуются в изменяющихся формах труда, быта, в смене
верований, развитии знаний, в политическом, нравственном, ху-
дожественном и прочем опыте. Иначе говоря, поле практических,
познавательных, ценностных отношений людей к миру, состав-
ляющих главный предмет философского осмысления,— явление
всецело историческое.

Человеческая история — реальность особого рода. Это — слож-
ное сочетание общественной жизни людей (форм производства,
социально-экономических, политических структур) и всевозмож-
ных духовных ее составляющих. Причем оба компонента перепле-
тены, взаимодействуют, нерасторжимы. Отсюда и двоякая направ-
ленность философского исследования — на реалии человеческой
жизни, с одной стороны, и на различные, в том числе теоре-
тические, отражения этих реалий в человеческом сознании —
с другой. Например, философский анализ проблем свободы пред-
полагает, как пояснял Маркс, умение различать, что конкретно
являлось, а что представлялось «свободой» («несвободой»)
людям различных исторических эпох и формаций. Аналогично
обстоит дело со всеми философскими проблемами. Осмысление,
с философской точки зрения, политики, права и т. д. предполагает
разграничение соответствующих реалий и отражающих их взгля-
дов, учений.

Может показаться, однако, что на природу как на предмет
философского интереса сказанное не распространяется, что к при-
роде философский разум обращается прямым образом, вне всякой
связи с человеческой историей, практикой, познанием. Это иллю-
зия. Вопрос, что собой представляет природа в ее самых общих
чертах, по сути равнозначен вопросу, каковы наши практические,


научные и другие знания о природе, что дает их философское
обобщение. А это значит, что философские концепции природы
тоже формируются на основе критического анализа, сопоставле-
ний, отбора, теоретической систематизации различных историче-
ски возникавших, сменявших, дополнявших друг друга образов
природы в нефилософском сознании людей.

В общественно-исторической жизни людей в целом и в каждом
из конкретных ее «пластов» тесно переплетены объективное
и субъективное, бытие и сознание, материальное и духовное.
Ведь все предметы, создаваемые людьми, будь то машины, архи-
тектурные сооружения или полотна художников, представляют со-
бой овеществленные человеческий труд, мысль, знания, творчество.
Вот почему философское мышление, связанное с осмыслением
истории, требует сложных процедур разграничения этих составля-
ющих — мыслимого и реального. Этим и объясняется «биполяр-
ный», субъектно-объектный характер всех типично философ-
ских размышлений. Не случайно важной обязанностью философов,
как и других специалистов, изучающих общественно-историческую
жизнь людей, Маркс считал объяснение механизмов появления
и существования не только истинных, но и искаженных пред-
ставлений о действительности, преодоление всяческих деформаций
объективного содержания проблем. Отсюда необходимость для
философа критической позиции, учета искажающих факторов.
Одним словом, и эта часть задачи связана с уяснением смыслового
поля «мир — человек — человеческое сознание», то есть с тем или
иным решением основного вопроса философии в его конкретных
исторических проявлениях.

Итак, классическая традиция связывала философию с постиже-
нием вечных принципов понимания мира и человеческой жизни.
Маркс вступил в спор с таким пониманием, подчеркнув, что
философская мысль обращена к общественно-исторической жизни
людей, подверженной изменению, развитию. Отсюда следовало
переистолкование предмета, методов, результатов философии как
исторических, принимающих различный облик в разные эпохи.
Маркс стремился преодолеть традиционную обособленность фило-
софии от реальной действительности, а также претензии филосо-
фов на окончательное суждение о ней. Сегодня в условиях интен-
сивного обновления советского общества на глазах меняются
устоявшиеся формы хозяйственной, политической, духовной жиз-
ни, разрушаются устаревшие стереотипы мышления, форми-
руются свободные, демократические взгляды, позиции. Ясно, что
замкнутая на самое себя философская мысль не способна отра-
зить процесс столь быстрых изменений общественной реаль-
ности.

На переживаемом нами ныне серьезном переломном этапе
истории возникла настоятельная потребность более четко опреде-
лить полномочия философии, ее отношение к действительности,


к решению сложных современных проблем. С этой точки зрения
представляется крайне важным уяснить мысли о предназначении
философии, к которым пришел Маркс в результате серьезных
теоретических раздумий и преодоления спекулятивно-умозритель-
ного, замкнутого в себе философствования. Важно возродить,
ввести в действие разработанную Марксом интерпретацию фило-
софии как социально-исторического знания, мировоззрения, по-
стоянно связанного с жизнью, практикой, открытого новым ситуа-
циям и проблемам.

5.

Date: 2015-05-05; view: 1269; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию