Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Природа философских проблем
Коренные мировоззренческие вопросы традиционно представ- лялись философам вечными и неизменными. Выявление К. Марк- сом их исторического характера, обусловившее существенное изменение способов философского исследования, привело к перео- смыслению этих вопросов. Так, казавшееся вечным отношение
«человек — природа» было переосмыслено как исторически изменчивое, зависящее от производственной и иной деятельности людей на том или ином этапе истории. Оказалось, что данная проблема в разные исторические периоды способна не просто менять свой характер, обостряться, становиться напряженной, но и перерасти в глобальную проблему, как это случилось в наши Дни.
Историко-материалистически были истолкованы также все ас- пекты философской проблемы «мир — человек». Классические философские вопросы (об отношениях «человек — природа», «природа — история», «личность — общество», «свобода — несво- бода») и при новом подходе сохранили свое непреходящее миро- воззренческое значение. Они предстали как выражение реальных диалектических «полярностей», неустранимых из жизни людей и потому принципиально неустранимых из философии.
Что же было внесено нового в понимание философских проб- лем? Можно ответить совсем кратко: историзм. Проходя через всю человеческую историю, выступая в определенном смысле как веч- ные проблемы, они приобретают в различные эпохи, в разных куль- турах и свой конкретный, неповторимый облик. И это касается не двух-трех проблем; речь идет о принципиально новой общей концепции философии, ее предназначения. Важно, однако, под- черкнуть, что преодоление старой формы философских учений отнюдь не означало и не означает отказа от сохранения, развития, углубления содержания обсуждавшихся в них серьезных проблем, а наоборот, предполагает все это.
В свете историко-материалистического подхода классические философские проблемы утратили облик неизменных, умозрительно решаемых проблем. Марксу удалось найти их искомую «земную основу»: они предстали как фундаментальные противоречия жи- вой человеческой истории, имеющие открытый, незавершенный характер. Отсюда их теоретическое решение мыслится не как окончательное, снимающее проблему. Динамичное, процессуаль- ное, как сама история, содержание философских проблем накла- дывает печать и на характер их решения, призванного резюмиро- вать прошлое, определять конкретный облик проблемы в современ- ных условиях и прогностически осмысливать будущее. В таком ключе была осмыслена, в частности, одна из важнейших философ- ских проблем — проблема свободы. Маркс преодолел ее сугубо абстрактное решение, примером которого может служить, в част- ности, тезир Спинозы «свобода есть осознанная необходимость». Обретение свободы осмысливается им как длительный процесс, обусловленный закономерным развитием общества и приобретаю- щий в каждый период истории наряду с общими также особые, не допускающие стандартных решений черты.
Новым было также понимание философских проблем не как «чистых» проблем сознания, а как проблем общественного бытия,
которые объективно возникают и разрешаются в человеческой жизни, практике. Отсюда следовало, что и философская мысль должна осмысливать такие проблемы не только в теоретическом, но и в практическом плане.
К большим философским проблемам обращались и будут обра- щаться мыслители разных эпох. При всем'различии их подходов и историческом изменении характера самих проблем все же в их содержании и понимании будет сохраняться определенное смысло- вое единство и преемственность. Историко-материалистический подход поставил под сомнение не сами проблемы, а лишь полно- ценность, достаточность их сугубо умозрительного решения. Он привел к выводу: решение философских проблем требует глубо- кого позитивного знания истории, конкретного изучения тенден- ций и форм исторического развития.
Что же касается отношения «мир — человек» («бытие — соз- нание» и т. п.), то оно тоже причастно к истории, хотя абстракт- ная его форма скрывает это обстоятельство. Но стоит только пред- ставить себе проблему, как становится понятным, что различные человеческие связи с миром развертываются в ходе истории. Они реализуются в изменяющихся формах труда, быта, в смене верований, развитии знаний, в политическом, нравственном, ху- дожественном и прочем опыте. Иначе говоря, поле практических, познавательных, ценностных отношений людей к миру, состав- ляющих главный предмет философского осмысления,— явление всецело историческое.
Человеческая история — реальность особого рода. Это — слож- ное сочетание общественной жизни людей (форм производства, социально-экономических, политических структур) и всевозмож- ных духовных ее составляющих. Причем оба компонента перепле- тены, взаимодействуют, нерасторжимы. Отсюда и двоякая направ- ленность философского исследования — на реалии человеческой жизни, с одной стороны, и на различные, в том числе теоре- тические, отражения этих реалий в человеческом сознании — с другой. Например, философский анализ проблем свободы пред- полагает, как пояснял Маркс, умение различать, что конкретно являлось, а что представлялось «свободой» («несвободой») людям различных исторических эпох и формаций. Аналогично обстоит дело со всеми философскими проблемами. Осмысление, с философской точки зрения, политики, права и т. д. предполагает разграничение соответствующих реалий и отражающих их взгля- дов, учений.
Может показаться, однако, что на природу как на предмет философского интереса сказанное не распространяется, что к при- роде философский разум обращается прямым образом, вне всякой связи с человеческой историей, практикой, познанием. Это иллю- зия. Вопрос, что собой представляет природа в ее самых общих чертах, по сути равнозначен вопросу, каковы наши практические,
научные и другие знания о природе, что дает их философское обобщение. А это значит, что философские концепции природы тоже формируются на основе критического анализа, сопоставле- ний, отбора, теоретической систематизации различных историче- ски возникавших, сменявших, дополнявших друг друга образов природы в нефилософском сознании людей.
В общественно-исторической жизни людей в целом и в каждом из конкретных ее «пластов» тесно переплетены объективное и субъективное, бытие и сознание, материальное и духовное. Ведь все предметы, создаваемые людьми, будь то машины, архи- тектурные сооружения или полотна художников, представляют со- бой овеществленные человеческий труд, мысль, знания, творчество. Вот почему философское мышление, связанное с осмыслением истории, требует сложных процедур разграничения этих составля- ющих — мыслимого и реального. Этим и объясняется «биполяр- ный», субъектно-объектный характер всех типично философ- ских размышлений. Не случайно важной обязанностью философов, как и других специалистов, изучающих общественно-историческую жизнь людей, Маркс считал объяснение механизмов появления и существования не только истинных, но и искаженных пред- ставлений о действительности, преодоление всяческих деформаций объективного содержания проблем. Отсюда необходимость для философа критической позиции, учета искажающих факторов. Одним словом, и эта часть задачи связана с уяснением смыслового поля «мир — человек — человеческое сознание», то есть с тем или иным решением основного вопроса философии в его конкретных исторических проявлениях.
Итак, классическая традиция связывала философию с постиже- нием вечных принципов понимания мира и человеческой жизни. Маркс вступил в спор с таким пониманием, подчеркнув, что философская мысль обращена к общественно-исторической жизни людей, подверженной изменению, развитию. Отсюда следовало переистолкование предмета, методов, результатов философии как исторических, принимающих различный облик в разные эпохи. Маркс стремился преодолеть традиционную обособленность фило- софии от реальной действительности, а также претензии филосо- фов на окончательное суждение о ней. Сегодня в условиях интен- сивного обновления советского общества на глазах меняются устоявшиеся формы хозяйственной, политической, духовной жиз- ни, разрушаются устаревшие стереотипы мышления, форми- руются свободные, демократические взгляды, позиции. Ясно, что замкнутая на самое себя философская мысль не способна отра- зить процесс столь быстрых изменений общественной реаль- ности.
На переживаемом нами ныне серьезном переломном этапе истории возникла настоятельная потребность более четко опреде- лить полномочия философии, ее отношение к действительности,
к решению сложных современных проблем. С этой точки зрения представляется крайне важным уяснить мысли о предназначении философии, к которым пришел Маркс в результате серьезных теоретических раздумий и преодоления спекулятивно-умозритель- ного, замкнутого в себе философствования. Важно возродить, ввести в действие разработанную Марксом интерпретацию фило- софии как социально-исторического знания, мировоззрения, по- стоянно связанного с жизнью, практикой, открытого новым ситуа- циям и проблемам.
5.
Date: 2015-05-05; view: 1438; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|