Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основной вопрос философии
«Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, фи- лософии,— подчеркивал Ф. Энгельс,— есть вопрос об отношении мышления к бытию». Важнейшее его содержание составляет аль- тернатива: «...что является первичным: дух или природа...» 2 В целом же смысловое поле этой узловой философской про- блемы образуют различные отношения человека как существа, наделенного сознанием, к объективному, реальному миру, прин- ципы практических, познавательно-теоретических, художествен- ных и других способов освоения мира. Одним из них, притом весьма важным, является принцип познаваемости мира.
1 Рассел Б. История западной философии. М., 1959. С. 7 — 8 2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 282, 283.
В зависимости от того, как философы понимали данное соот- ношение, что принимали за исходное, определяющее, они состави- ли два противоположных направления. Позиция, согласно которой мир объясняется, исходя из духа, сознания, получила название идеализма: в ряде моментов он перекликается с религией. Фи- лософы же, бравшие за основу миропонимания природу, мате- рию, объективную реальность, существующую независимо от чело- веческого сознания, примыкали к различным школам материа- лизма, во многом родственного по своим установкам науке. Су- ществование этих радикально противоположных направлений определяется не только теоретическими причинами, но и обстоя- тельствами социально-экономического, политического, духовного развития общества, в свою очередь оказывая на него несомненное влияние.
Изучающим философию, а порой и тем, кто профессионально работает в данной области, бывает нелегко понять, почему и в каком именно смысле вопрос о соотношении материального и духовного является для философии основным и так ли это на самом деле. Философия существует более двух с половиной тысяч лет, и в течение долгого времени этот вопрос ни прямо, ни косвенно, как правило, не ставился философами. Для осознания мировоз- зренческой значимости полярности «материальное — духовное» потребовались века философского развития. Она отчетливо выяви- лась _и заняла принципиальное место в период активного форми- рования собственно философской мысли (XVII—XVIII века), ее активного отмежевания от религии, с одной стороны, и от конкрет- ных наук — с другой. Но и после этого философы далеко не всегда. формулируют соотношение бытия и сознания в качестве основополагающего. Не секрет, что большинство философов не считало в прошлом и не считает сейчас своим важнейшим делом решение именно данного вопроса. На первый план в различных учениях выносились проблемы путей достижения истинного зна- ния, природы нравственного долга, свободы, человеческого счастья, практики и др. Приведем, к примеру, точку зрения французского философа XX столетия Альбера Камю, который считает самой животрепещущей проблему смысла человеческой жизни: «Решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой, или она не стоит этого,— значит ответить на основной вопрос философии».
Но может ли рассматриваться в качестве основного вопрос, который вообще не формулируется большинством философов? Может быть, он вводится post factuin (задним числом) в целях классификации философских направлений и позиций? Одним сло- вом, особое место в философии вопроса об отношении духовного к материальному не очевидно, его нужно пояснить, теоретически обосновать.
1 Camus A. Essais. Paris, 1965. P. 99.
По крайней мере, ясно одно: вопрос об отношении сознания и бытия не находится в одном ряду с многочисленными кон- кретными философскими вопросами, а носит иной характер. Может быть, это вообще не столько вопрос, сколько смысловая направленность, ориентированность философской мысли. Важно понять, что полярность «материальное — духовное», «объектив- ное — субъективное» входит во все философские размышления, составляет некий «нерв» любого конкретного философского вопро- са, независимо от того, отдают ли философы себе в этом отчет. Притом эта полярность далеко не всегда выливается в форму вопроса. Будучи же переведена в эту форму, она разрастается в целое множество взаимосвязанных между собой и охватываю- щих все поле философской мысли вопросов.
Противостояние и вместе с тем сложное взаимодействие бытия и сознания, материального и духовного вырастает из всей чело- веческой практики, культуры, пронизывает их. Значимые лишь в паре, в их полярной соотнесенности, эти понятия так или иначе охватывают все поле мировоззрения, носят применительно к нему универсальный характер, составляют его предельно общую основу. Философское уяснение исходных и самых общих предпосылок человеческого существования, как пояснил К. Маркс, должно исходить из наличия мира, прежде всего природы, с одной стороны, и людей — с другой. Все же остальное предстает как производное, как результат практического и духовного освоения людьми первичных (природных) и вторичных (общественных) форм бытия и взаимодействия людей между собой на этой основе.
Из многообразия отношений «мир — человек» можно выделить три основных типа: познавательные, практические и ценностные отношения.
В свое время И. Кант сформулировал три вопроса, имеющие, по его убеждению, принципиальное значение для философии в самом высоком «всемирно-гражданском» ее значении: что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? '
Эти три вопроса как раз и отражают три указанных типа от- ношений человека к миру. Обратимся прежде всего к первому из них.
Date: 2015-05-05; view: 525; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|