Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основной вопрос философии





«Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, фи-
лософии,— подчеркивал Ф. Энгельс,— есть вопрос об отношении
мышления к бытию». Важнейшее его содержание составляет аль-
тернатива: «...что является первичным: дух или природа...» 2
В целом же смысловое поле этой узловой философской про-
блемы образуют различные отношения человека как существа,
наделенного сознанием, к объективному, реальному миру, прин-
ципы практических, познавательно-теоретических, художествен-
ных и других способов освоения мира. Одним из них, притом
весьма важным, является принцип познаваемости мира.

1 Рассел Б. История западной философии. М., 1959. С. 7 — 8
2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 282, 283.


В зависимости от того, как философы понимали данное соот-
ношение, что принимали за исходное, определяющее, они состави-
ли два противоположных направления. Позиция, согласно которой
мир объясняется, исходя из духа, сознания, получила название
идеализма: в ряде моментов он перекликается с религией. Фи-
лософы же, бравшие за основу миропонимания природу, мате-
рию, объективную реальность, существующую независимо от чело-
веческого сознания, примыкали к различным школам материа-
лизма,
во многом родственного по своим установкам науке. Су-
ществование этих радикально противоположных направлений
определяется не только теоретическими причинами, но и обстоя-
тельствами социально-экономического, политического, духовного
развития общества, в свою очередь оказывая на него несомненное
влияние.

Изучающим философию, а порой и тем, кто профессионально
работает в данной области, бывает нелегко понять, почему и в
каком именно смысле вопрос о соотношении материального и
духовного является для философии основным и так ли это на самом
деле. Философия существует более двух с половиной тысяч лет,
и в течение долгого времени этот вопрос ни прямо, ни косвенно,
как правило, не ставился философами. Для осознания мировоз-
зренческой значимости полярности «материальное — духовное»
потребовались века философского развития. Она отчетливо выяви-
лась _и заняла принципиальное место в период активного форми-
рования собственно философской мысли (XVII—XVIII века), ее
активного отмежевания от религии, с одной стороны, и от конкрет-
ных наук — с другой. Но и после этого философы далеко не
всегда. формулируют соотношение бытия и сознания в качестве
основополагающего. Не секрет, что большинство философов не
считало в прошлом и не считает сейчас своим важнейшим делом
решение именно данного вопроса. На первый план в различных
учениях выносились проблемы путей достижения истинного зна-
ния, природы нравственного долга, свободы, человеческого счастья,
практики и др. Приведем, к примеру, точку зрения французского
философа XX столетия Альбера Камю, который считает самой
животрепещущей проблему смысла человеческой жизни: «Решить,
стоит ли жизнь труда быть прожитой, или она не стоит этого,—
значит ответить на основной вопрос философии».

Но может ли рассматриваться в качестве основного вопрос,
который вообще не формулируется большинством философов?
Может быть, он вводится post factuin (задним числом) в целях
классификации философских направлений и позиций? Одним сло-
вом, особое место в философии вопроса об отношении духовного к
материальному не очевидно, его нужно пояснить, теоретически
обосновать.

1 Camus A. Essais. Paris, 1965. P. 99.


По крайней мере, ясно одно: вопрос об отношении сознания
и бытия не находится в одном ряду с многочисленными кон-
кретными философскими вопросами, а носит иной характер.
Может быть, это вообще не столько вопрос, сколько смысловая
направленность, ориентированность философской мысли. Важно
понять, что полярность «материальное — духовное», «объектив-
ное — субъективное» входит во все философские размышления,
составляет некий «нерв» любого конкретного философского вопро-
са, независимо от того, отдают ли философы себе в этом отчет.
Притом эта полярность далеко не всегда выливается в форму
вопроса. Будучи же переведена в эту форму, она разрастается
в целое множество взаимосвязанных между собой и охватываю-
щих все поле философской мысли вопросов.

Противостояние и вместе с тем сложное взаимодействие бытия
и сознания, материального и духовного вырастает из всей чело-
веческой практики, культуры, пронизывает их. Значимые лишь
в паре, в их полярной соотнесенности, эти понятия так или иначе
охватывают все поле мировоззрения, носят применительно к нему
универсальный характер, составляют его предельно общую основу.
Философское уяснение исходных и самых общих предпосылок
человеческого существования, как пояснил К. Маркс, должно
исходить из наличия мира, прежде всего природы, с одной
стороны, и людей — с другой. Все же остальное предстает как
производное, как результат практического и духовного освоения
людьми первичных (природных) и вторичных (общественных)
форм бытия и взаимодействия людей между собой на этой основе.

Из многообразия отношений «мир — человек» можно выделить
три основных типа: познавательные, практические и ценностные
отношения.

В свое время И. Кант сформулировал три вопроса, имеющие,
по его убеждению, принципиальное значение для философии в
самом высоком «всемирно-гражданском» ее значении: что я могу
знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? '

Эти три вопроса как раз и отражают три указанных типа от-
ношений человека к миру. Обратимся прежде всего к первому
из них.







Date: 2015-05-05; view: 525; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию