Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общественно-исторический характер философии





Что же пришлось пересмотреть в складывавшемся веками
образе философии? В историко-философской традиции до Маркса
прочно закрепилось представление о философском разуме как
носителе «высшей мудрости», как верховной интеллектуальной
инстанции, позволяющей глубинно понять все существующее,
некие вечные его принципы. В свете новых материалистических
взглядов на общество, к которым пришел Маркс, представления
об особой, сверхисторической позиции философского разума стали
принципиально невозможными. Всякое сознание, в том числе
философское, предстало как выражение исторически изменяюще-
гося бытия, само вплетенное в исторический процесс и подвержен-
ное различным его воздействиям.

' Мыслителю, живущему в определенных исторических услови-
ях, крайне трудно преодолеть их влияние. Притязания на абсо-
лютную позицию Маркс характеризовал как профессиональную
иллюзию философов и других представителей духовного труда.
Завышенными, иллюзорными представлялись ему и идеалистиче-
ские помыслы об активном воздействии абстрактной философской
мысли, как таковой, на общественную жизнь, безоговорочное при-
писывание сознанию роли главного двигателя истории. В тради-
ционном образе философии (особенно в абстрактных идеалистиче-
ских учениях) Маркса не удовлетворял значительный отрыв от
действительной жизни, от проблем современности. Возможности
воздействия на «земные дела» он связал с принципиально новым
типом философии, выражающей самые передовые общественные
тенденции и активно поставленной «на службу истории». Он при-
шел к убеждению: надысторичное, далекое от конкретной социаль-
ной практики, отвлеченное философское мышление не позволяет
рационально осмысливать, понимать реальные жизненные про-
блемы.

В абстрактной, внеисторической форме философии Маркс усмо-
трел симптом определенной ущербности традиционного философ-
ского сознания, которое в целом он высоко ценил. Вековым пред-
ставлениям о философии как автономном «царстве разума» был
противопоставлен совсем иной взгляд: импульсы для теоретиче-
ского мышления дает жизнь, практика; философия же должна


осмысливать опыт исторического развития и указывать пути, идеа-
лы, цели на основе анализа этого опыта. Таким образом, мате-
риалистическая концепция общественного развития привела
Маркса к переосмыслению традиционной оценки социальной роли
философии, к отказу от укоренившихся в сознании философов
завышенных претензий. Отсюда, однако, вовсе не следовало ума-
ление роли философии. Просто новый подход позволил Марксу
по-новому раскрыть ее суть и место в общественной жизни людей,
в истории.

В противовес традиционным представлениям К. Маркс и
Ф. Энгельс включают философию в комплекс общественно-истори-
ческих дисциплин, «относящихся к обществу, а не просто к при-
роде» ', к общественной жизни, понимаемой как исторический
процесс. В новом марксовом видении философия предстала, таким
образом, как форма социально-исторического знания. Это относи-
лось прежде всего к предмету философского осмысления. Об-
щественное сознание было понято как выражение общественного
бытия. Философия же, будучи универсальной, наиболее емкой
исторической формой общественного сознания, предстала как осо-
бый способ отражения общественно-исторического бытия во всей
его полноте. (Заметим в этой связи, что до сих пор сохраняются
следы абстрактного, внеисторического подхода к философии. Это
проявляется, в частности, в акцентировании внимания при опре-
делении философии на всеобщем — на универсальных закономер-
ностях, принципах, категориальных схемах, абстрактных моде-
лях бытия, тогда как в тени остается момент постоянной ее связи
с кодкретной исторической действительностью, с жизнью, с ак-
туальными проблемами времени, эпохи, сегодняшнего дня.)

В свете такого понимания предложенное ранее описание от-
ношений человека к миру можно конкретизировать следующим
образом: человек не вынесен за рамки мира, он — внутри него;
ближайшим бытием для людей выступает общественное бытие,
их отношение к природе опосредствовано общественным бытием —
трудом, знанием; границы в системе «человек — общество —
природа» подвижны.

Философия в новой ее интерпретации раскрылась как обоб-
щенная концепция общественной жизни в целом и различных ее
подсистем — практики, познания, политики, права, морали, искус-
ства, науки, в том числе естествознания, на основе которого во
многом воссоздается научно-философская картина природы. На-
иболее емкое уяснение общественно-исторической жизни людей в
единстве, взаимодействии, развитии всех ее составляющих осу-
ществляется сегодня в рамках культурно-исторического подхода.
Историко-материалистическое понимание общества позволило вы-
работать широкий взгляд на философию как на явление куль-

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 39. С. 83'.


туры, понять ее функции в сложном комплексе социально-
исторической жизни людей, осознать реальные сферы приложе-
ния, процедуры и результаты философского мироуяснения.







Date: 2015-05-05; view: 1205; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию