Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общественно-исторический характер философии
Что же пришлось пересмотреть в складывавшемся веками образе философии? В историко-философской традиции до Маркса прочно закрепилось представление о философском разуме как носителе «высшей мудрости», как верховной интеллектуальной инстанции, позволяющей глубинно понять все существующее, некие вечные его принципы. В свете новых материалистических взглядов на общество, к которым пришел Маркс, представления об особой, сверхисторической позиции философского разума стали принципиально невозможными. Всякое сознание, в том числе философское, предстало как выражение исторически изменяюще- гося бытия, само вплетенное в исторический процесс и подвержен- ное различным его воздействиям.
' Мыслителю, живущему в определенных исторических услови- ях, крайне трудно преодолеть их влияние. Притязания на абсо- лютную позицию Маркс характеризовал как профессиональную иллюзию философов и других представителей духовного труда. Завышенными, иллюзорными представлялись ему и идеалистиче- ские помыслы об активном воздействии абстрактной философской мысли, как таковой, на общественную жизнь, безоговорочное при- писывание сознанию роли главного двигателя истории. В тради- ционном образе философии (особенно в абстрактных идеалистиче- ских учениях) Маркса не удовлетворял значительный отрыв от действительной жизни, от проблем современности. Возможности воздействия на «земные дела» он связал с принципиально новым типом философии, выражающей самые передовые общественные тенденции и активно поставленной «на службу истории». Он при- шел к убеждению: надысторичное, далекое от конкретной социаль- ной практики, отвлеченное философское мышление не позволяет рационально осмысливать, понимать реальные жизненные про- блемы.
В абстрактной, внеисторической форме философии Маркс усмо- трел симптом определенной ущербности традиционного философ- ского сознания, которое в целом он высоко ценил. Вековым пред- ставлениям о философии как автономном «царстве разума» был противопоставлен совсем иной взгляд: импульсы для теоретиче- ского мышления дает жизнь, практика; философия же должна
осмысливать опыт исторического развития и указывать пути, идеа- лы, цели на основе анализа этого опыта. Таким образом, мате- риалистическая концепция общественного развития привела Маркса к переосмыслению традиционной оценки социальной роли философии, к отказу от укоренившихся в сознании философов завышенных претензий. Отсюда, однако, вовсе не следовало ума- ление роли философии. Просто новый подход позволил Марксу по-новому раскрыть ее суть и место в общественной жизни людей, в истории.
В противовес традиционным представлениям К. Маркс и Ф. Энгельс включают философию в комплекс общественно-истори- ческих дисциплин, «относящихся к обществу, а не просто к при- роде» ', к общественной жизни, понимаемой как исторический процесс. В новом марксовом видении философия предстала, таким образом, как форма социально-исторического знания. Это относи- лось прежде всего к предмету философского осмысления. Об- щественное сознание было понято как выражение общественного бытия. Философия же, будучи универсальной, наиболее емкой исторической формой общественного сознания, предстала как осо- бый способ отражения общественно-исторического бытия во всей его полноте. (Заметим в этой связи, что до сих пор сохраняются следы абстрактного, внеисторического подхода к философии. Это проявляется, в частности, в акцентировании внимания при опре- делении философии на всеобщем — на универсальных закономер- ностях, принципах, категориальных схемах, абстрактных моде- лях бытия, тогда как в тени остается момент постоянной ее связи с кодкретной исторической действительностью, с жизнью, с ак- туальными проблемами времени, эпохи, сегодняшнего дня.)
В свете такого понимания предложенное ранее описание от- ношений человека к миру можно конкретизировать следующим образом: человек не вынесен за рамки мира, он — внутри него; ближайшим бытием для людей выступает общественное бытие, их отношение к природе опосредствовано общественным бытием — трудом, знанием; границы в системе «человек — общество — природа» подвижны.
Философия в новой ее интерпретации раскрылась как обоб- щенная концепция общественной жизни в целом и различных ее подсистем — практики, познания, политики, права, морали, искус- ства, науки, в том числе естествознания, на основе которого во многом воссоздается научно-философская картина природы. На- иболее емкое уяснение общественно-исторической жизни людей в единстве, взаимодействии, развитии всех ее составляющих осу- ществляется сегодня в рамках культурно-исторического подхода. Историко-материалистическое понимание общества позволило вы- работать широкий взгляд на философию как на явление куль-
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 39. С. 83'.
туры, понять ее функции в сложном комплексе социально- исторической жизни людей, осознать реальные сферы приложе- ния, процедуры и результаты философского мироуяснения.
Date: 2015-05-05; view: 1205; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|