Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Познание и нравственность
Смысл философствования не исчерпывается лишь познаватель- ными задачами. Великие мыслители пронесли это убеждение античности через все последующие века. Ярким его выразителем явился тот же Кант. Без знаний, подчеркивал он, нельзя стать философом, но этого нельзя достичь и с помощью одних лишь знаний. Высоко ценя усилия теоретического разума, он без коле- баний вынес на первый план практический разум — то, чему в конечном счете служит философия. Мыслитель подчеркивал активный, практический характер мировоззрения: «...мудрость... вообще-то больше состоит в образе действий, чем в знании...» 2 Подлинный философ, на его взгляд,— это философ практиче- ский, наставник мудрости, воспитывающий учением и делом. Однако Кант в согласии с древнегреческими мыслителями вовсе не считает уместным предоставлять миропонимание, жизнепо- нимание стихии повседневного опыта, здравого человеческого рас- судка, непросвещенного, наивного человеческого сознания и пр. Он убежден: для серьезного обоснования и закрепления муд- рость нуждается в науке, к мудрости ведут «узкие ворота» науки, и философия всегда должна оставаться хранительницей науки 3.
Философия в самом высоком ее значении (Кант характеризовал его как всемирно-гражданское, мировое или даже космическое, имея в виду не реальные учения философов, а программу, к кото- рой должна стремиться философская мысль) воплощает в себе, по Канту, идею совершенной мудрости. Она призвана указывать высшие цели человеческого разума, связанные с важнейшими ценностными ориентациями людей, прежде всего — с нравствен- ными ценностями. В обосновании высших нравственных ценностей усматривается суть философствования. Любые цели, всякие зна- ния, их применение философия призвана, по убеждению Канта, согласовывать с высшими нравственными целями человеческого разума. Без этого стержня все стремления, достижения людей обесцениваются, теряют смысл.
В чем же усматривались высшая цель, главный смысл фило- софских исканий? Вернемся на момент к трем кантовским вопро- сам, отразившим основные способы человеческого отношения к миру. Продолжая дальше свои размышления о предназначении философии, немецкий мыслитель пришел к выводу, что, в сущно- сти, все три вопроса можно было бы свести к четвертому: что есть человек? 4 Он писал: «Если существует наука, действительно
1 См.: Кант И. Трактаты и письма. С. 333. 2 Нант И. Соч. В 6 т. Т. 4. Ч. 1. С. 241.
3 См.. там же. С. 501. 4 См.: Кант И. Трактаты и письма. С. 332.
нужная человеку, то это та, которой я учу — а именно подобаю- щим образом занять указанное человеку место в мире — и из которой можно научиться тому, каким надо быть, чтобы быть человеком» '.
Итак, самой высокой ценностью и высшей целью Кант про- возгласил человека, человеческое счастье (благо, блаженство) и вместе с тем достоинство, высокий нравственный долг. Извеч- ные надежды на счастье философ поставил в тесную связь с мо- ральным правом на это, с тем, насколько человек сделал себя достойным счастья, заслужил его своим поведением. Понятие выс- ших целей человеческого разума сфокусировано у Канта на чело- веке, нравственных идеалах, проникнуто гуманизмом. Вместе с тем в нем заключены строгие нравственные требования к человеку, выраженные в формулах высшего морального закона и его след- ствиях. По убеждению Канта, ориентация на человека и высшие нравственные ценности сообщает философии достоинство и внут- реннюю ценность, а также придает ценность всем другим знаниям. Эти мысли глубоки, серьезны и во многом имеют непреходя- щее значение.
Таково понимание сути философии в учении И. Канта — одном из наиболее зрелых в домарксистской мысли. Но размышле- ния о задачах философов на этом не завершились. Более того, время показало, что они вообще не могут быть полностью исчерпа- ны. Существенно продвинуться в понимании данной проблемы удалось К. Марксу.
4.
Date: 2015-05-05; view: 1072; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|