Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Познание и нравственность





Смысл философствования не исчерпывается лишь познаватель-
ными задачами. Великие мыслители пронесли это убеждение
античности через все последующие века. Ярким его выразителем
явился тот же Кант. Без знаний, подчеркивал он, нельзя стать
философом, но этого нельзя достичь и с помощью одних лишь
знаний. Высоко ценя усилия теоретического разума, он без коле-
баний вынес на первый план практический разум — то, чему
в конечном счете служит философия. Мыслитель подчеркивал
активный, практический характер мировоззрения: «...мудрость...
вообще-то больше состоит в образе действий, чем в знании...» 2
Подлинный философ, на его взгляд,— это философ практиче-
ский, наставник мудрости, воспитывающий учением и делом.
Однако Кант в согласии с древнегреческими мыслителями вовсе
не считает уместным предоставлять миропонимание, жизнепо-
нимание стихии повседневного опыта, здравого человеческого рас-
судка, непросвещенного, наивного человеческого сознания и пр.
Он убежден: для серьезного обоснования и закрепления муд-
рость нуждается в науке, к мудрости ведут «узкие ворота»
науки, и философия всегда должна оставаться хранительницей
науки 3.

Философия в самом высоком ее значении (Кант характеризовал
его как всемирно-гражданское, мировое или даже космическое,
имея в виду не реальные учения философов, а программу, к кото-
рой должна стремиться философская мысль) воплощает в себе, по
Канту, идею совершенной мудрости. Она призвана указывать
высшие цели человеческого разума, связанные с важнейшими
ценностными ориентациями людей, прежде всего — с нравствен-
ными
ценностями. В обосновании высших нравственных ценностей
усматривается суть философствования. Любые цели, всякие зна-
ния, их применение философия призвана, по убеждению Канта,
согласовывать с высшими нравственными целями человеческого
разума. Без этого стержня все стремления, достижения людей
обесцениваются, теряют смысл.

В чем же усматривались высшая цель, главный смысл фило-
софских исканий? Вернемся на момент к трем кантовским вопро-
сам, отразившим основные способы человеческого отношения к
миру. Продолжая дальше свои размышления о предназначении
философии, немецкий мыслитель пришел к выводу, что, в сущно-
сти, все три вопроса можно было бы свести к четвертому: что
есть человек? 4 Он писал: «Если существует наука, действительно

1 См.: Кант И. Трактаты и письма. С. 333.
2 Нант И. Соч. В 6 т. Т. 4. Ч. 1. С. 241.

3 См.. там же. С. 501.
4 См.: Кант И. Трактаты и письма. С. 332.


нужная человеку, то это та, которой я учу — а именно подобаю-
щим образом занять указанное человеку место в мире — и из
которой можно научиться тому, каким надо быть, чтобы быть
человеком» '.

Итак, самой высокой ценностью и высшей целью Кант про-
возгласил человека, человеческое счастье (благо, блаженство)
и вместе с тем достоинство, высокий нравственный долг. Извеч-
ные надежды на счастье философ поставил в тесную связь с мо-
ральным правом на это, с тем, насколько человек сделал себя
достойным счастья, заслужил его своим поведением. Понятие выс-
ших целей человеческого разума сфокусировано у Канта на чело-
веке, нравственных идеалах, проникнуто гуманизмом. Вместе с
тем в нем заключены строгие нравственные требования к человеку,
выраженные в формулах высшего морального закона и его след-
ствиях. По убеждению Канта, ориентация на человека и высшие
нравственные ценности сообщает философии достоинство и внут-
реннюю ценность, а также придает ценность всем другим знаниям.
Эти мысли глубоки, серьезны и во многом имеют непреходя-
щее значение.

Таково понимание сути философии в учении И. Канта —
одном из наиболее зрелых в домарксистской мысли. Но размышле-
ния о задачах философов на этом не завершились. Более того,
время показало, что они вообще не могут быть полностью исчерпа-
ны. Существенно продвинуться в понимании данной проблемы
удалось К. Марксу.

4.







Date: 2015-05-05; view: 1072; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию