Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздумья философов





Первоначально понятие «философия» употреблялось в более
широком значении, чем закрепившееся за ним позднее. По сути
это был синоним зарождающейся науки и теоретической мысли
вообще, совокупного, не разделенного до поры до времени на
специальные разделы знания, как конкретного, так и обобщен-
ного. Кроме того, именовавшееся философией знание древних
охватывало не только практические наблюдения и выводы, на-
чатки наук, но и такие раздумья людей о мире и о себе, которые
в будущем составят корпус философской мысли уже в более спе-
циальном, собственном смысле этого слова, о чем далее и пойдет
речь.

В разные периоды истории у разных мыслителей вопрос, что
такое философия, получал различные ответы. Это происходило по
ряду причин. С развитием человеческой культуры, практики
реально изменялся предмет философии, ее специфика. Да и в рам-
ках одной эпохи рождались различные варианты философского
понимания мира и жизни. Ну и конечно же варьировалось,
перестраивалось самосознание философов — их понимание дан-
ного предмета, их «образы» философии, представления о ней.
Особенно ощутимо изменялся облик философии, ее статус, связи
с наукой, политикой, социальной практикой, духовной культурой
в переломные исторические эпохи. Но при всех переменах все же
сохранялась некоторая связь уходящих в прошлое и новых форм,
обеспечивалось некоторое единство того типа духовной деятель-
ности, который характеризует философскую мысль в отличие от
всего остального. Гегель справедливо отметил: как бы различны
ни были между собой философские системы, они сходятся в том.
чго все они — философские системы.


О чем же размышляли и продолжают размышлять те, кого
называют философами? Их внимание на протяжении веков при-
влекала природа, о чем свидетельствуют даже названия многих
философских трудов (например: Лукреций «О природе вещей»;
Д. Бруно «О бесконечности вселенной и мирах»; Д. Дидро
«Мысли об истолковании природы»; П. Гольбах «Система при-
роды»; Гегель «Философия природы»; А. И. Герцен «Письма
об изучении природы»; Ф. Энгельс «Диалектика природы» и
другие).

Именно природу сделали предметом изучения первые греческие
философы. При этом их интересовали не частности. Каждое кон-
кретное наблюдение они старались присовокупить к пониманию
волновавших их принципиальных вопросов. Интересовали же их
космогонические и космологические вопросы: возникновение и
строение мира, Земли, Солнца, звезд. Ядром философии на ран-
них стадиях ее развития, да и позднее, было учение о первоос-
нове всего сущего, из которой все возникает и в которую все пре-
вращается. В этом поиске выражалась суть древнегреческого
мышления, для которого рациональное понимание явления озна-
чало сведение его к единой первооснове.

Взгляды философов были неодинаковы. Вариативность реше-
ний, интеллектуальное «проигрывание» возможных ответов вооб-
ще станет важной чертой философского подхода. Но при всей
неоднозначности и видоизменениях позиций сохранялась основная
задача: связать фрагменты человеческих знаний воедино. Тем са-
мым проблема первоначала смыкалась с другой волновавшей
философов проблемой: единого и многого. Поиск единства в мно-
гообразии мира выражал характерную для философской мысли
задачу синтеза человеческого опыта, знаний. Таким образом,
философия выступила как философия природы, или натурфило-
софия. Эти функции сохранялись за философской мыслью в те-
чение многих веков. Хотя на зрелых стадиях развития науки,
особенно ее теоретических разделов, они существенно видоизменя-
лись, философский интерес к природе не угас и, насколько
можно судить, угаснуть не может.

Постепенно в сферу философии вошли и стали постоянным
предметом ее интереса вопросы общественной жизни людей, ее
политического, правового устройства и др.

Это также запечатлелось в названиях сочинений (например:
Платон «Государство», «Законы»; Аристотель «Политика»;
Т. Гоббс «О гражданине», «Левиафан, или Материя, форма и
власть государства церковного и гражданского»; Д. Локк «Два
трактата о государственном направлении»; Ш. Монтескье «О духе
законов»; Гегель «Философия права»; Ф. Энгельс «Происхож-
дение семьи, частной собственности и государства»; В. И. Ленин
«Государство и революция»). Подобно натурфилософам, провоз-
вестникам будущего естествознания, социально-философская


мысль подготовила почву для позитивных, конкретных социально-
политических знаний и дисциплин (гражданская история, юрис-
пруденция и другие).

Философы разрабатывали общее понимание, теоретические
принципы более'или менее единого, без выделения специализи-
рованных разделов, знания об обществе. Дифференциация этого
знания, как и выделение конкретных наук о природе, будет про-
исходить позже уже на базе философской проработки. Наряду
с тщательным изучением, анализом общественных явлений фило-
софы много думали о наилучшем устройстве общества, завеща-
ли последующим векам, поколениям найденные ими гуманисти-
ческие идеалы разума, справедливости, свободы в качестве прин-
ципов общественной жизни людей.


Что же еще волновало философов? Предметом их раздумий
неизменно выступали и сам человек, его природа, ум, чувства,
язык, мораль, познание, религия, искусство и другие проявления
человеческих способностей и жизненных проблем. В греческой
философии поворот от космоса к человеку совершил Сократ, для
которого главными философскими вопросами стали вопросы
человеческой жизни и смерти, смысла человеческого существо-
вания, предназначения человека, природы знания, истины, спра-
ведливости, мужества и других нравственных добродетелей. Сокра-
товский образ философии как жизнепонимания высоко ценил
К. Маркс, назвавший этого мыслителя «олицетворением филосо-
фии». Марксу была дорога позиция Сократа, поставившего про-
блему человека в центр философского внимания.

Проблематика, получившая свой импульс от Сократа, заняла
очень важное место в философской мысли, что отражено и в те-
матике философских сочинений. (Например: Аристотель «О ду-
ше», «Этика», «Поэтика», «Риторика»; Авиценна «Книга знания»;
Р. Декарт «Правила для руководства ума», «Рас.суждение о ме-
тоде», «Страсти души»; Спиноза «Трактат об усовершенствовании
разума», «Разыскание истины», «Этика»; Т. Гоббс «О человеке»;
Д. Локк «Опыт о человеческом разуме»; К. Гельвеции «Об
уме», «О человеке»; А. Н. Радищев «О человеке, его смертности
и бессмертии»; Гегель «Философия религии», «Философия мора-
ли», «Философия искусства» и т. д.)

Итак, предметом философских размышлений (и неразрывно
связанных с ними на первых порах научных изысканий) стали
природный и общественный мир и человек в их сложных соот-
ношениях. Но ведь это основные темы и всякого мировоззрения.
В чем же сказалось своеобразие философии? Прежде всего в теоре-
тическом характере мышления: из-под пера философов выходили
не сказания с фантастическими сюжетами, а трактаты, обращен-
ные к знаниям, разуму людей.

Вместе с тем тесная связь ранних философских учении с
мифологией, с одной стороны, и элементами рождающейся


науки — с другой, затушевывала специфику философской мысли,
не всегда позволяла ей проявиться отчетливо. Формирование
философии как самостоятельной области духовной культуры
со своими особыми задачами, не сводимыми ни к мифологиче-
ским, ни к научным, ни к религиозным, ни к каким бы то
ни было прочим, продлится века. Соответственно растянется во
времени и будет постепенно нарастать уяснение природы фило-
софии.

Первую попытку выделить философию как особую область
теоретического знания предпринял древнегреческий философ Ари-
стотель (384—322 годы до н. э.). С тех пор многие мыслители заду-
мывались над сложным вопросом «что такое философия?» (это,
может быть, один из самых трудных философских вопросов)
и вносили свою лепту в его уяснение. Пожалуй, первым прибли-
зился к пониманию существа дела немецкий философ И. Кант
(1724—1804). Новое, принципиальное значение несло в себе пони-
мание предназначения философии, которое выработал К. Маркс
(1818—1883) на основе открытого им материалистического пони-
мания общества. Опираясь на взгляды этих мыслителей, мы и
попытаемся дать представление об особой области знаний, мыслей,
проблем, имя которой — философия.







Date: 2015-05-05; view: 621; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию