Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Раздумья философов
Первоначально понятие «философия» употреблялось в более широком значении, чем закрепившееся за ним позднее. По сути это был синоним зарождающейся науки и теоретической мысли вообще, совокупного, не разделенного до поры до времени на специальные разделы знания, как конкретного, так и обобщен- ного. Кроме того, именовавшееся философией знание древних охватывало не только практические наблюдения и выводы, на- чатки наук, но и такие раздумья людей о мире и о себе, которые в будущем составят корпус философской мысли уже в более спе- циальном, собственном смысле этого слова, о чем далее и пойдет речь.
В разные периоды истории у разных мыслителей вопрос, что такое философия, получал различные ответы. Это происходило по ряду причин. С развитием человеческой культуры, практики реально изменялся предмет философии, ее специфика. Да и в рам- ках одной эпохи рождались различные варианты философского понимания мира и жизни. Ну и конечно же варьировалось, перестраивалось самосознание философов — их понимание дан- ного предмета, их «образы» философии, представления о ней. Особенно ощутимо изменялся облик философии, ее статус, связи с наукой, политикой, социальной практикой, духовной культурой в переломные исторические эпохи. Но при всех переменах все же сохранялась некоторая связь уходящих в прошлое и новых форм, обеспечивалось некоторое единство того типа духовной деятель- ности, который характеризует философскую мысль в отличие от всего остального. Гегель справедливо отметил: как бы различны ни были между собой философские системы, они сходятся в том. чго все они — философские системы.
О чем же размышляли и продолжают размышлять те, кого называют философами? Их внимание на протяжении веков при- влекала природа, о чем свидетельствуют даже названия многих философских трудов (например: Лукреций «О природе вещей»; Д. Бруно «О бесконечности вселенной и мирах»; Д. Дидро «Мысли об истолковании природы»; П. Гольбах «Система при- роды»; Гегель «Философия природы»; А. И. Герцен «Письма об изучении природы»; Ф. Энгельс «Диалектика природы» и другие).
Именно природу сделали предметом изучения первые греческие философы. При этом их интересовали не частности. Каждое кон- кретное наблюдение они старались присовокупить к пониманию волновавших их принципиальных вопросов. Интересовали же их космогонические и космологические вопросы: возникновение и строение мира, Земли, Солнца, звезд. Ядром философии на ран- них стадиях ее развития, да и позднее, было учение о первоос- нове всего сущего, из которой все возникает и в которую все пре- вращается. В этом поиске выражалась суть древнегреческого мышления, для которого рациональное понимание явления озна- чало сведение его к единой первооснове.
Взгляды философов были неодинаковы. Вариативность реше- ний, интеллектуальное «проигрывание» возможных ответов вооб- ще станет важной чертой философского подхода. Но при всей неоднозначности и видоизменениях позиций сохранялась основная задача: связать фрагменты человеческих знаний воедино. Тем са- мым проблема первоначала смыкалась с другой волновавшей философов проблемой: единого и многого. Поиск единства в мно- гообразии мира выражал характерную для философской мысли задачу синтеза человеческого опыта, знаний. Таким образом, философия выступила как философия природы, или натурфило- софия. Эти функции сохранялись за философской мыслью в те- чение многих веков. Хотя на зрелых стадиях развития науки, особенно ее теоретических разделов, они существенно видоизменя- лись, философский интерес к природе не угас и, насколько можно судить, угаснуть не может.
Постепенно в сферу философии вошли и стали постоянным предметом ее интереса вопросы общественной жизни людей, ее политического, правового устройства и др.
Это также запечатлелось в названиях сочинений (например: Платон «Государство», «Законы»; Аристотель «Политика»; Т. Гоббс «О гражданине», «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского»; Д. Локк «Два трактата о государственном направлении»; Ш. Монтескье «О духе законов»; Гегель «Философия права»; Ф. Энгельс «Происхож- дение семьи, частной собственности и государства»; В. И. Ленин «Государство и революция»). Подобно натурфилософам, провоз- вестникам будущего естествознания, социально-философская
мысль подготовила почву для позитивных, конкретных социально- политических знаний и дисциплин (гражданская история, юрис- пруденция и другие).
Философы разрабатывали общее понимание, теоретические принципы более'или менее единого, без выделения специализи- рованных разделов, знания об обществе. Дифференциация этого знания, как и выделение конкретных наук о природе, будет про- исходить позже уже на базе философской проработки. Наряду с тщательным изучением, анализом общественных явлений фило- софы много думали о наилучшем устройстве общества, завеща- ли последующим векам, поколениям найденные ими гуманисти- ческие идеалы разума, справедливости, свободы в качестве прин- ципов общественной жизни людей.
Что же еще волновало философов? Предметом их раздумий неизменно выступали и сам человек, его природа, ум, чувства, язык, мораль, познание, религия, искусство и другие проявления человеческих способностей и жизненных проблем. В греческой философии поворот от космоса к человеку совершил Сократ, для которого главными философскими вопросами стали вопросы человеческой жизни и смерти, смысла человеческого существо- вания, предназначения человека, природы знания, истины, спра- ведливости, мужества и других нравственных добродетелей. Сокра- товский образ философии как жизнепонимания высоко ценил К. Маркс, назвавший этого мыслителя «олицетворением филосо- фии». Марксу была дорога позиция Сократа, поставившего про- блему человека в центр философского внимания.
Проблематика, получившая свой импульс от Сократа, заняла очень важное место в философской мысли, что отражено и в те- матике философских сочинений. (Например: Аристотель «О ду- ше», «Этика», «Поэтика», «Риторика»; Авиценна «Книга знания»; Р. Декарт «Правила для руководства ума», «Рас.суждение о ме- тоде», «Страсти души»; Спиноза «Трактат об усовершенствовании разума», «Разыскание истины», «Этика»; Т. Гоббс «О человеке»; Д. Локк «Опыт о человеческом разуме»; К. Гельвеции «Об уме», «О человеке»; А. Н. Радищев «О человеке, его смертности и бессмертии»; Гегель «Философия религии», «Философия мора- ли», «Философия искусства» и т. д.)
Итак, предметом философских размышлений (и неразрывно связанных с ними на первых порах научных изысканий) стали природный и общественный мир и человек в их сложных соот- ношениях. Но ведь это основные темы и всякого мировоззрения. В чем же сказалось своеобразие философии? Прежде всего в теоре- тическом характере мышления: из-под пера философов выходили не сказания с фантастическими сюжетами, а трактаты, обращен- ные к знаниям, разуму людей.
Вместе с тем тесная связь ранних философских учении с мифологией, с одной стороны, и элементами рождающейся
науки — с другой, затушевывала специфику философской мысли, не всегда позволяла ей проявиться отчетливо. Формирование философии как самостоятельной области духовной культуры со своими особыми задачами, не сводимыми ни к мифологиче- ским, ни к научным, ни к религиозным, ни к каким бы то ни было прочим, продлится века. Соответственно растянется во времени и будет постепенно нарастать уяснение природы фило- софии.
Первую попытку выделить философию как особую область теоретического знания предпринял древнегреческий философ Ари- стотель (384—322 годы до н. э.). С тех пор многие мыслители заду- мывались над сложным вопросом «что такое философия?» (это, может быть, один из самых трудных философских вопросов) и вносили свою лепту в его уяснение. Пожалуй, первым прибли- зился к пониманию существа дела немецкий философ И. Кант (1724—1804). Новое, принципиальное значение несло в себе пони- мание предназначения философии, которое выработал К. Маркс (1818—1883) на основе открытого им материалистического пони- мания общества. Опираясь на взгляды этих мыслителей, мы и попытаемся дать представление об особой области знаний, мыслей, проблем, имя которой — философия.
Date: 2015-05-05; view: 621; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|