Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Религия. Религия (от лат. religio — благочестие, набожность, святыня, предмет культа) — такая форма мировоззрения
Религия (от лат. religio — благочестие, набожность, святыня, предмет культа) — такая форма мировоззрения, в которой освое- ние мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний — «земной», естественный, воспринимаемый органами чувств, и по- тусторонний — «небесный», сверхъестественный, сверхчувствен- ный. Формирование искусственного (теоретического, художествен- ного или другого) «мира», в отличие от мира реального, жизнен- ного, предметного,— черта всех форм его духовного освоения людьми. Говорят: «мир научной теории», «мир сказки», «мир музыки». Специфика религии — в особом характере ее «второго» мира и его смысловой роли. Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование той или иной разновидности сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей.
Вера — способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание, характеризующее его внутреннее состоя- ние. Внешней, социально значимой формой проявления веры служит культ — система утвердившихся ритуалов, догматов. Об- щественно значимые представления, чувства, действия сочетаются в религии, как и в мировоззрении вообще, с индивидуальной сопричастностью людей ее идеям, образам, смыслам, с их личным творчеством. То и другое — обязательные «полюса», условия жиз- ни религиозного сознания.
Религиозные представления невозможно вывести из чувств, переживаний отдельного человека. Они — продукт исторического развития общества. Существовало и существует множество вариан- тов религиозных верований. Такие формы религий, как христиан- ство, буддизм, ислам, считаются мировыми и по сей день имеют большое число приверженцев в разных странах. Религия — социально организованная (и организующая) вера человеческих сообществ, форма их поклонения «высшим силам», а тем самым воплощенным в них наиболее почитаемым данным обществом ценностям.
Природа религиозного мировоззрения сложна и требует тща- тельного изучения. До недавнего времени его оценка в нашей литературе крайне упрощалась и огрублялась; оно истолковыва- лось просто как система «невежественных» представлений о мире и человеке. Между тем религия — определенное явление духовной культуры, форма идеологии, имеющая социальную природу и функции. Идейное содержание и общественные роли религиозных учений неоднозначны, подвержены историческим переменам, переосмыслению. Какова же их самая общая суть?
Исследования показывают, что в фантастических религиозных представлениях об одушевленных силах, непомерно превосходя- щих силы человеческие, «естественные», отражено постоянное вторжение в жизнь людей «чуждых» им природных и обществен- ных процессов, несущих в себе черты случайности, катастрофич- ности. Таинственные силы природы и истории (рока, судьбы) осмысливались как «высшие силы». Религия развивалась на почве сознания зависимости людей от таких неподконтрольных сил, как иллюзорное восполнение слабости общества перед ними. В пред- ставлениях о «высших силах» причудливо сплетались начала добра и зла, демонические и божественные стороны религии долгое время развивались параллельно. Отсюда смешанное чувство страха и уважения верующих по отношению к высшим силам. От кошмара злых духов верующие искали спасения в обращении к божественным силам.
Поклонение «высшим силам» постепенно приводит к понятию (образу) бога — высшего существа, достойного поклонения. В зре- лых формах религий идея бога побеждает все демоническое, освобождается от него. По аналогии с отношениями «отец — сын» и другими бог мыслится как владыка и одновременно за- ступник, спаситель человека. Бог мыслится и как блюститель обычая, традиции, нравственности, связующих людей культурных уз, почитаемых в обществе духовных ценностей. Эгоистическое же- лание умилостивить богов, призвать их в помощники сочетается с бескорыстным их почитанием, стремлением следовать высокому образцу. С усилением этого момента связано развитие в рамках религиозного сознания — на высших его ступенях — этических представлений, идеалов, норм. Религиозно-этическое отношение
к божеству нередко придает вере светлый, радостный характер, способствуя формированию высоких общечеловеческих ценностей.
Религия — сложное духовное образование и общественно-исто- рическое явление, которое не укладывается в однозначные, прямолинейные характеристики. Одной из исторических миссий религии, приобретающих в современном мире небывалую актуаль- ность, выступало и выступает формирование сознания единства человеческого рода, значимости общечеловеческих нравственных норм, непреходящих ценностей. Но в религиозном же мировоззре- нии могут выражаться и совсем другие настроения, идеи: фанатизм, вражда к людям другой веры, чему немало примеров в прошлом и настоящем. Опыт наших дней дает примеры непри- миримой вражды и между разными группами людей одной веры. Но это, повторяем, не дает оснований однозначно оценивать социально-политическую роль религиозных взглядов вообще.
В рамках различных религиозных вероучений формировались единые образцы (каноны), нормирующие образ чувств, мыслей, поведения людей. Благодаря этому религия выступала как мощное средство социальной регламентации и регуляции, упорядочения и сохранения нравов, традиций, обычаев. Это важная культурно- историческая роль. Но в тех случаях, когда церковь выступала орудием социально-политического гнета, осуществляла монополию на духовную жизнь народов (католическая церковь в средние века, во многом православная церковь в царской России), веро- учения принудительно навязывались миллионам верующих в ка- честве жесткого регулятора образа мышления и поведения, санк- ционировали существующий общественно-политический строй. Вместе с тем в религиозном сознании не раз складывались и оппозиционные, «еретические» настроения. Так, выступление Лю- тера против католицизма, преобразование им средневековой веры в новую форму, созвучную буржуазной эпохе (Реформация) Ф. Энгельс сравнивал с открытием Коперника '. К. Маркс, также имея в виду Лютера, отмечал: в Германии «революция началась в мозгу монаха...» 2. Не только опыт прошлого, но и современность свидетельствует о способности религии вносить весомый вклад в прогрессивные демократические движения.
Религия — явление многоплановое и многозначное. Она по- рождена специфическими закономерностями развития общества. Общественные процессы определят в конечном итоге и ее судьбу. Сегодня, при всей уязвимости идей сверхъестественного мирового начала в свете достижений науки, при всей фантастичности форм, в которых выражается религиозное мировоззрение, влияние ре- лигиозных идей на общественное сознание разных стран и ре- гионов все еще очень велико.
1 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 509 2 Там же. Т. 1. С. 422.
Это в значительной мере связано с тем, что «человеческий мир» религий по-своему отражает огромный реальный жизненный опыт человечества, хранит систему эмоционально-образных пред- ставлений и переживаний, ценностей, норм жизни, нравственных идеалов, которые так нужны современному человечеству. С по- мощью торжественной, праздничной обрядности религия культиви- рует человеческие чувства любви, доброты, терпимости, сострада- ния, милосердия, совести, долга, справедливости и другие, стре- мясь придать им особую ценность, связать с переживанием воз- вышенного, священного. Возведя на пьедестал духовно-ценност- ную сторону жизни людей, религиозное сознание способствовало развитию духовности человека, этого и в самом деле «сверх- природного» в известном смысле аспекта человеческого бытия. Он социален и потому не улавливается посредством природ- ных, «естественных» объяснений. Кроме того, он связан с идеаль- ной стороной культуры, с человеческой субъективностью и по- тому не схватывается как нечто вещественное, осязаемое, слабее поддается рационально-теоретическому толкованию, регулиро- ванию.
Родственность, близость философии и религии состоит в том, что обе они — общественно-исторические формы мировоззрения, решающие сходные задачи мироуяснения и воздействия на созна- ние, поведение людей. Но велико и их различие. Тысячелетиями философски мыслящие люди составляли ничтожно малую часть в общем числе глубоко религиозных людей. Для философской мысли характерно свободомыслие. Естественно, что мыслить сво- бодно, самостоятельно во все времена способны были только наиболее образованные, интеллектуально развитые, сильные ду- хом люди. Большинство же черпало свои моральные и общеми- ровоззренческие установки из религиозно-церковных источников. Лишь с ростом образованности, культуры, с научным прогрессом последних двух столетий философские знания, исследования полу- чили более широкое распространение в мире.
В отличие от религиозного мировоззрения с его преиму- щественным вниманием к человеческим тревогам, надеждам, к по- иску веры, философия вынесла на первый план интеллектуаль- ные аспекты мировоззрения, отразив нараставшую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания, разума. Она выступила как поиск мудрости.
Date: 2015-05-05; view: 866; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|