Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Религия. Религия (от лат. religio — благочестие, набожность, святыня, предмет культа) — такая форма мировоззрения





Религия (от лат. religio — благочестие, набожность, святыня,
предмет культа) — такая форма мировоззрения, в которой освое-
ние мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний —
«земной», естественный, воспринимаемый органами чувств, и по-
тусторонний — «небесный», сверхъестественный, сверхчувствен-
ный. Формирование искусственного (теоретического, художествен-
ного или другого) «мира», в отличие от мира реального, жизнен-
ного, предметного,— черта всех форм его духовного освоения
людьми. Говорят: «мир научной теории», «мир сказки», «мир
музыки». Специфика религии — в особом характере ее «второго»
мира и его смысловой роли. Основу религиозного мировоззрения
составляет вера в существование той или иной разновидности
сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании
и жизни людей.

Вера — способ существования религиозного сознания, особое
настроение, переживание, характеризующее его внутреннее состоя-
ние. Внешней, социально значимой формой проявления веры
служит культ — система утвердившихся ритуалов, догматов. Об-
щественно значимые представления, чувства, действия сочетаются
в религии, как и в мировоззрении вообще, с индивидуальной
сопричастностью людей ее идеям, образам, смыслам, с их личным
творчеством. То и другое — обязательные «полюса», условия жиз-
ни религиозного сознания.


Религиозные представления невозможно вывести из чувств,
переживаний отдельного человека. Они — продукт исторического
развития общества. Существовало и существует множество вариан-
тов религиозных верований. Такие формы религий, как христиан-
ство, буддизм, ислам, считаются мировыми и по сей день имеют
большое число приверженцев в разных странах. Религия —
социально организованная (и организующая) вера человеческих
сообществ, форма их поклонения «высшим силам», а тем самым
воплощенным в них наиболее почитаемым данным обществом
ценностям.

Природа религиозного мировоззрения сложна и требует тща-
тельного изучения. До недавнего времени его оценка в нашей
литературе крайне упрощалась и огрублялась; оно истолковыва-
лось просто как система «невежественных» представлений о мире
и человеке. Между тем религия — определенное явление духовной
культуры, форма идеологии, имеющая социальную природу и
функции. Идейное содержание и общественные роли религиозных
учений неоднозначны, подвержены историческим переменам,
переосмыслению. Какова же их самая общая суть?

Исследования показывают, что в фантастических религиозных
представлениях об одушевленных силах, непомерно превосходя-
щих силы человеческие, «естественные», отражено постоянное
вторжение в жизнь людей «чуждых» им природных и обществен-
ных процессов, несущих в себе черты случайности, катастрофич-
ности. Таинственные силы природы и истории (рока, судьбы)
осмысливались как «высшие силы». Религия развивалась на почве
сознания зависимости людей от таких неподконтрольных сил, как
иллюзорное восполнение слабости общества перед ними. В пред-
ставлениях о «высших силах» причудливо сплетались начала добра
и зла, демонические и божественные стороны религии долгое
время развивались параллельно. Отсюда смешанное чувство страха
и уважения верующих по отношению к высшим силам. От
кошмара злых духов верующие искали спасения в обращении
к божественным силам.

Поклонение «высшим силам» постепенно приводит к понятию
(образу) бога — высшего существа, достойного поклонения. В зре-
лых формах религий идея бога побеждает все демоническое,
освобождается от него. По аналогии с отношениями «отец —
сын» и другими бог мыслится как владыка и одновременно за-
ступник, спаситель человека. Бог мыслится и как блюститель
обычая, традиции, нравственности, связующих людей культурных
уз, почитаемых в обществе духовных ценностей. Эгоистическое же-
лание умилостивить богов, призвать их в помощники сочетается
с бескорыстным их почитанием, стремлением следовать высокому
образцу. С усилением этого момента связано развитие в рамках
религиозного сознания — на высших его ступенях — этических
представлений, идеалов, норм. Религиозно-этическое отношение


к божеству нередко придает вере светлый, радостный характер,
способствуя формированию высоких общечеловеческих ценностей.

Религия — сложное духовное образование и общественно-исто-
рическое явление, которое не укладывается в однозначные,
прямолинейные характеристики. Одной из исторических миссий
религии, приобретающих в современном мире небывалую актуаль-
ность, выступало и выступает формирование сознания единства
человеческого рода, значимости общечеловеческих нравственных
норм, непреходящих ценностей. Но в религиозном же мировоззре-
нии могут выражаться и совсем другие настроения, идеи:
фанатизм, вражда к людям другой веры, чему немало примеров
в прошлом и настоящем. Опыт наших дней дает примеры непри-
миримой вражды и между разными группами людей одной веры.
Но это, повторяем, не дает оснований однозначно оценивать
социально-политическую роль религиозных взглядов вообще.


В рамках различных религиозных вероучений формировались
единые образцы (каноны), нормирующие образ чувств, мыслей,
поведения людей. Благодаря этому религия выступала как мощное
средство социальной регламентации и регуляции, упорядочения
и сохранения нравов, традиций, обычаев. Это важная культурно-
историческая роль. Но в тех случаях, когда церковь выступала
орудием социально-политического гнета, осуществляла монополию
на духовную жизнь народов (католическая церковь в средние
века, во многом православная церковь в царской России), веро-
учения принудительно навязывались миллионам верующих в ка-
честве жесткого регулятора образа мышления и поведения, санк-
ционировали существующий общественно-политический строй.
Вместе с тем в религиозном сознании не раз складывались и
оппозиционные, «еретические» настроения. Так, выступление Лю-
тера против католицизма, преобразование им средневековой веры
в новую форму, созвучную буржуазной эпохе (Реформация)
Ф. Энгельс сравнивал с открытием Коперника '. К. Маркс, также
имея в виду Лютера, отмечал: в Германии «революция началась
в мозгу монаха...» 2. Не только опыт прошлого, но и современность
свидетельствует о способности религии вносить весомый вклад в
прогрессивные демократические движения.

Религия — явление многоплановое и многозначное. Она по-
рождена специфическими закономерностями развития общества.
Общественные процессы определят в конечном итоге и ее судьбу.
Сегодня, при всей уязвимости идей сверхъестественного мирового
начала в свете достижений науки, при всей фантастичности форм,
в которых выражается религиозное мировоззрение, влияние ре-
лигиозных идей на общественное сознание разных стран и ре-
гионов все еще очень велико.

1 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 509
2 Там же. Т. 1. С. 422.


Это в значительной мере связано с тем, что «человеческий
мир» религий по-своему отражает огромный реальный жизненный
опыт человечества, хранит систему эмоционально-образных пред-
ставлений и переживаний, ценностей, норм жизни, нравственных
идеалов, которые так нужны современному человечеству. С по-
мощью торжественной, праздничной обрядности религия культиви-
рует человеческие чувства любви, доброты, терпимости, сострада-
ния, милосердия, совести, долга, справедливости и другие, стре-
мясь придать им особую ценность, связать с переживанием воз-
вышенного, священного. Возведя на пьедестал духовно-ценност-
ную сторону жизни людей, религиозное сознание способствовало
развитию духовности человека, этого и в самом деле «сверх-
природного» в известном смысле аспекта человеческого бытия.
Он социален и потому не улавливается посредством природ-
ных, «естественных» объяснений. Кроме того, он связан с идеаль-
ной стороной культуры, с человеческой субъективностью и по-
тому не схватывается как нечто вещественное, осязаемое, слабее
поддается рационально-теоретическому толкованию, регулиро-
ванию.


Родственность, близость философии и религии состоит в том,
что обе они — общественно-исторические формы мировоззрения,
решающие сходные задачи мироуяснения и воздействия на созна-
ние, поведение людей. Но велико и их различие. Тысячелетиями
философски мыслящие люди составляли ничтожно малую часть
в общем числе глубоко религиозных людей. Для философской
мысли характерно свободомыслие. Естественно, что мыслить сво-
бодно, самостоятельно во все времена способны были только
наиболее образованные, интеллектуально развитые, сильные ду-
хом люди. Большинство же черпало свои моральные и общеми-
ровоззренческие установки из религиозно-церковных источников.
Лишь с ростом образованности, культуры, с научным прогрессом
последних двух столетий философские знания, исследования полу-
чили более широкое распространение в мире.

В отличие от религиозного мировоззрения с его преиму-
щественным вниманием к человеческим тревогам, надеждам, к по-
иску веры, философия вынесла на первый план интеллектуаль-
ные аспекты мировоззрения, отразив нараставшую в обществе
потребность в понимании мира и человека с позиций знания,
разума. Она выступила как поиск мудрости.







Date: 2015-05-05; view: 866; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию