Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Жизненно-повседневное и теоретическое миропонимание
Во все исторические эпохи обнаруживали себя и продолжают сохранять важное значение в наши дни мировоззренческие взгля- ды, идеи, основанные на здравом смысле, обширном и многооб- разном повседневном опыте. Их нередко называют «жизненной философией». Эта стихийно складывающаяся форма мировоззре- ния заключает в себе мироощущение, умонастроение широких слоев общества. Данный пласт сознания очень важен, поскольку
является массовым и реально «работающим» сознанием. Вот почему, кстати, так необходимо, чтобы утверждаемые сегодня в нашей стране принципы нового политического, экономического, экологического, социального, нравственного мышления коснулись не единиц, а вошли в сознание тысяч, миллионов людей, стали импульсом их жизни, действия.
Жизненно-практическое мировоззрение неоднородно, по- скольку неоднородны — по характеру образования, уровню интел- лектуальной, духовной культуры, по национальным, религиоз- ным и другим традициям — его носители. Отсюда широта диа- пазона «жизненной философии» — от самых примитивных, отсталых, обывательских форм сознания до проявления полно- ценного, просвещенного здравого смысла, трезвой, разумной жизненной ориентации в среде ученых, художников, политиков и др.
Своеобразной разновидностью жизненно-практического миро- воззрения являются взгляды, формирующиеся под влиянием зна- ний и опыта людей в различных сферах деятельности. Так, по праву говорят о мировоззрении ученых, инженеров, политических деятелей, чиновников. Обобщения жизненного опыта через де- ятельность педагогов, публицистов, писателей, представителей творческих профессий в различных видах искусства внедряются в общественное сознание, реально живут и функционируют в нем. Современная ситуация наглядно свидетельствует о том, что люди, составляющие цвет науки, культуры, глубоко и масштаб- но размышляющие о больших, жизненно важных проблемах, оказывают формирующее воздействие на общественное мировоз- зрение.
Мировоззренческие идеи, возникающие в процессе научного, художественного, политического и другого творчества, могут в определенной степени воздействовать и на мышление профес- сиональных философов. Яркий пример тому — огромное влияние творчества Л. Н. Толстого, Φ. Μ. Достоевского на отечественную и мировую философию.
Мировоззрение, выраженное в его обыденных, типовых, мас- совых, элементарных проявлениях, заключает в себе не только богатую «память веков», убедительный жизненный опыт, навыки, традиции, веру и сомнения, но и множество предрассудков. Такое миропонимание порой слабо защищено от ошибок, под- вержено влиянию нездоровых настроений (националистических и других), современных «мифов» (например, вульгарно толкуе- мого равенства) и иных не вполне зрелых проявлений обществен- ного сознания, не говоря уже о целенаправленном воздействии со стороны преследующих свои узкоэгоистические цели отдель- ных социальных групп. Не застрахованы от такого рода влияний и взгляды некоторых людей, профессионально занятых научным, литературным, инженерным и другим трудом.
Житейское миропонимание в его массовых, повседневных формах носит стихийный характер, не отличается глубокой про- думанностью, систематичностью, обоснованностью. Вот почему на этом уровне не всегда выдерживается логика, порой не «сходятся концы с концами», эмоции могут в критических ситуациях захлест- нуть разум, обнаруживая дефицит здравого смысла. И наконец, повседневное мышление пасует перед проблемами, требующими серьезных знаний, культуры мыслей и чувств, ориентации на высокие человеческие ценности. Эти черты присущи жизненно- практическому миропониманию лишь в наиболее зрелых его про- явлениях. Но и на этом уровне воззрения, формирующие мысли и действия, все же нечасто сами подвергаются специальному критическому анализу, осмыслению.
Это осуществляется уже на другом, теоретическом уровне миропонимания, к которому принадлежит и философия. Поня- тие мировоззрения охватывает более широкий круг явлений, чем понятие философии. Их соотношение схематично можно пред- ставить в виде двух концентрических кругов, где больший круг - мировоззрение, а входящий в него меньший — философия.
| В отличие от всех других форм и типов мировоззрения, философские системы взглядов претендуют на теоретическую обоснованность как содержа- ния, так и способов достижения обобщенных знаний о действи- тельности, а также принципов и идеалов, определяющих цели, средства и характер деятельно- сти людей. Философ в высоком смысле этого слова не только сам является носителем, твор- цом, реформатором определен- ного мировоззрения, но и видит свою задачу в том, чтобы сде- лать мировоззрение вообще предметом своего теоретического анализа, специального изучения, обязательно подвергнуть его критическому суду разума (характерно в этом отношении назва- ние трех важнейших философских сочинений И. Канта: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика спо- собности суждения»), воссоздать систему миропонимания в наибо- лее зрелой интеллектуальной форме.
Однако рассмотренная нами градация «обыденное — теорети- ческое» недостаточна для понимания своеобразия философ- ского мировоззрения. Необходимо также определить место фи- лософии среди других социально-исторических типов мировоз- зрения.
2.
Date: 2015-05-05; view: 2079; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|