Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие мировоззрения





Мировоззрение — необходимая составляющая человеческого
сознания, познания. Это не просто один из его элементов в ряду
многих других, а их сложное взаимодействие. Разнородные
«блоки» знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стрем-
лений, надежд, соединяясь в мировоззрении, предстают как более
или менее целостное понимание людьми мира и самих себя.

Жизнь людей в обществе носит исторический характер. То
медленно, то ускоренно, интенсивно изменяются во времени все
составляющие общественно-исторического процесса: технические
средства и характер труда, отношения между людьми и сами люди,
их мысли, чувства, интересы. Мировоззрение человеческих сооб-
ществ, социальных групп, личностей также подвержено историче-
ским переменам. Оно активно улавливает, преломляет большие
и малые, явные и скрытые процессы общественных изменений.
Говоря о мировоззрении в большом общественно-историческом
масштабе, имеют в виду преобладающие на том или ином этапе
истории предельно общие убеждения, принципы познания, идеалы
и нормы жизнедеятельности, то есть выделяют общие черты
интеллектуального, эмоционального, духовного настроя той или
иной эпохи. Но в реальной действительности мировоззрение
формируется в сознании конкретных людей и используется лич-
ностями и социальными группами в качестве определяющих,
жизнь общих воззрений. А это значит, что, кроме типовых,
суммарных черт, мировоззрение каждой эпохи живет, действует
во множестве групповых и индивидуальных вариантов.

Строго говоря, каждый человек или социальная группа, выде-
ленная по тому или иному признаку (например, по классовой
принадлежности, социальному положению, уровню образования,
профессии и другим), имеет собственные, не во всем совпадающие
с другими, а иногда и очень сильно отличающиеся от них самые
общие представления о мире и жизненные программы. И все же
в многообразии вариантов исторически изменяющихся мировоззре-
ний можно выделить ряд укрупненных градаций, типов.

Мировоззрение — образование интегральное. В нем принци-
пиально важна связь его компонентов, их «сплав». И как в сплаве
различные сочетания элементов, их пропорции дают разные ре-
зультаты, так нечто подобное происходит и с мировоззрением.

В состав мировоззрения входят и играют в нем важную роль
обобщенные знания — повседневные, или жизненно-практические,
профессиональные, научные. Чем солиднее запас знаний в ту или
иную эпоху, у того или иного народа или отдельного человека,
тем более серьезную опору может получить соответствующее
мировоззрение. Наивное, непросвещенное сознание не распола-
гает достаточными средствами для четкого, последовательного,


рационального обоснования своих взглядов, обращаясь часто к фан-
тастическим вымыслам, поверьям, обычаям.

Степень познавательной насыщенности, обоснованности, про-
думанности, внутренней согласованности того или иного мировоз-
зрения бывает разной. Но знания никогда не заполняют собой
всего поля мировоззрения. Кроме знаний о мире (включая и мир
человека) в мировоззрении осмысливается также весь уклад
человеческой жизни, выражаются определенные системы ценно-
стей (представления о добре и зле и другие), выстраиваются
«образы» прошлого и «проекты» будущего, получают одобрение
(осуждение) те или иные способы жизни, поведения.

Программы жизни, действия, направленность поступков имеют
под собой две «опоры»: знания и ценности. Они во многом «по-
лярны», противоположны по своей сути. Познанием движет стрем-
ление к истине — объективному постижению реального мира.
Ценностное сознание иное: оно воплощает в себе особое отношение
людей ко всему происходящему в соответствии с их целями, потреб-
ностями, интересами, тем или иным пониманием смысла жизни.
В ценностном сознании формируются нравственные, эстетические
(и вообще мировоззренческие) идеалы. Важнейшими понятиями,
с которыми издавна связывалось ценностное сознание, выступали
понятия добра и зла, красоты и уродства. Через соотнесение
с нормами, идеалами осуществляется оценивание — определение
ценности происходящего. Система ценностных ориентации играет
очень важную роль в индивидуальном и групповом, общественном
мировоззрении. При всей их разнородности познавательный и
ценностный способы освоения мира в человеческом сознании,
жизни, действии должны быть как-то уравновешены, приведены
в согласие. Должно достигаться также напряженное единство
других «полярных» компонентов, аспектов, уровней мировоззре-
ния: чувств и разума, понимания и действия, веры и сомнения,
теоретического и практического опыта людей, осмысления прошло-
го и видения будущего. Их соотнесение, сочетание, синтез —
сложная и мучительная духовно-практическая работа, призванная
обеспечивать связанность и целостность человеческого опыта,
всей системы ориентации.

Мировоззрение — комплексная форма сознания, объемлющая
самые разные «пласты» человеческого опыта,— способно раздви-
гать узкие рамки повседневности, конкретного места и времени,
соотносить данного человека с другими людьми, включая и тех,
что жили раньше, будут жить потом. В мировоззрении накапли-
вается опыт уяснения смысловой основы человеческой жизни, все
новые поколения людей приобщаются к духовному миру праде-
дов, дедов, отцов, современников, что-то бережно храня, от чего-то
решительно отказываясь.

Итак, мировоззрение — это совокупность взглядов,, оценок,
принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира,


места в нем человека и вместе с тем жизненные позиции, про-
граммы поведения, действий людей. В мировоззрении в обобщен-
ном виде представлены познавательная, ценностная и поведен-
ческая
подсистемы в их взаимосвязи.

Date: 2015-05-05; view: 558; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию