Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образование и наука. Спорт





Теоретики русского марксизма в 1920-е гг. утвердили в идео­логии штамп, согласно которому в этот период произошла «куль­турная революция». Перепись населения в 1920 г. выявила в стране 54 млн неграмотных, поэтому задача ликвидации неграмотности являлась одной из основных. Были созданы тысячи школ по лик­видации неграмотности (ликбезы). Наряду с ликвидацией негра­мотности решались и пропагандистские задачи закрепления большевистской идеологии. Руководил этой работой Главполит-просвет. Увеличивается сеть рабочих клубов, изб-читален, би­блиотек. Новой формой подготовки кадров рабочих стали школы ФЗУ. Кадры также подготавливались в техникумах, спецшколах, на краткосрочных курсах.

Серьезные изменения претерпела система высшего и среднего специального образования в стране. В оды гражданской войны было сделано многое, чтобы вузы стали доступными трудящимся. Были отменены вступительные экзамены, в вузы принимались все желающие.

В 1920-е гг. возникла особая форма высшего образования — рабочие факультеты (рабфаки). Принимались меры по коренному изменению программ обучения в вузах и университетах, удале­нию из университетов нелояльных к власти профессоров и пре­подавателей. В 1921 г. в Москве был создан Институт красной профессуры (ИКП) для подготовки марксистских преподавате­лей высшей школы. К концу 30-х гг. во всех союзных республи­ках имелись высшие учебные заведения, а во всех их столицах — университеты. По количеству студентов, обучавшихся в вузах и техникумах, Советский Союз вышел на одно из первых мест в мире.

Большое строительство развернулось в годы первой пятилетки (1928—1933 гг.). В это время педагогические институты, училища и техникумы выпустили значительное количество специалистов.

Центром научной жизни была московская Академия наук, объединявшая в своих стенах лучших ученых. Советское прави­тельство с целью развития науки, увеличения числа научных ра­ботников инициировало создание республиканских Академий наук, а также отраслевых академий (медицинских наук и др.). Была организована целая сеть конструкторских и проектных бюро, через которые идеи внедрялись в производство.

Следует отметить, что государство в пределенной степени поддерживало естественные и технические науки. Гуманитарные науки оказались в гораздо более трудном положении.

В 1929 г. была основана Всесоюзная академия сельскохозяйст­венных наук им. В. И. Ленина (ВАСХНИЛ, президент — Н. И. Ва­вилов). До своей смерти в 1936 г. продолжал исследования извест­ный русский физиолог И. П. Павлов. Больших успехов добился селекционер И. В. Мичурин. Видную роль в развитии мировой науки сыграли Институт генетики АН СССР, институт растение­водства (ВИР). Однако вскоре были репрессированы многие вы­дающиеся ученые, в их числе Н. И. Вавилов, С. П. Королев и др. Надолго прервалось развитие перспективных научных направле­ний (генетики и др.).

Был образован и Институт истории. В 30-е гг. XX в. развертывает­ся преподавание истории в средней и высшей школе. С 1 сентяб­ря 1934 г. были восстановлены исторические факультеты в Москов­ском и Ленинградском университетах. Большую роль в подготовке специалистов гуманитарных наук играл Московский институт истории, философии и литературы.

Руководители Советского правительства принимали меры и по развитию спорта: спортсменов награждали орденами, давали денежные премии, присваивали звания заслуженных мастеров спорта СССР. В 30-е гг. появилась целая плеяда выдающихся спортсменов, которые начали устанавливать мировые рекорды.

Литература. Общественная мысль. Общественная жизнь. Кинематограф. Театр

В 1934 г. состоялся первый Всесоюзный съезд советских писа­телей. Спустя два года был создан Союз писателей СССР под руководством М. Горького, и соцреализм был провозглашен единственным официальным течением в советской литературе. Господство соцреализма в последующие годы изолировало совет­ское искусство от достижений мировой культуры.

Массово создавались различные группы и объединения. Одна из влиятельных литературных групп «Серапионовы братья» (1921 г.) объединяла преимущественно прозаиков (К. А. Федин, В. В. Ива­нов, М. М. Зощенко, В. А. Каверин). Литературная группа «Пере­вал» была создана при журнале «Красная новь» (М. Пришвин, В. Катаев; выступали за сохранение преемственно­сти традиций русской и мировой литературы). В 1924 г. возникла Рос­сийская ассоциация пролетарских писателей (РАПП). В другую литературную группу «Левый фронт искусств» (ЛЕФ; 1922 г.) вхо­дили поэты В. В. Маяковский, Н. Н. Асеев, С. М. Третьяков. Не­которые видные писатели и поэты не принадлежали ни к каким группам и объединениям.


В нач. 20-х гг. XX в. в литературе лидировала поэзия. Из-за отсутствия бумаги распространилась форма «устной» поэзии: литературные вечера; концерты; диспуты.

Появляются и новые повести и романы крупных мастеров про­зы (А. Н. Толстой, «Хождение по мукам» (1921 г.)).

Со второй половины 1920-х гг. литературные произведения стали наполняться одинаковыми штампами, круг сюжетных тем ограничивался. Наиболее приближенным к власти писателям обеспечивались высокие гонорары, просторные квартиры и дачи, высококлассное медицинское обслуживание. Так тоталитарный режим приручил многих деятелей культуры. Стала формировать­ся «советская художественная интеллигенция».

Однако и в эти годы, как в рамках господствующего течения, так и вне его, создаются значительные произведения: «Тихий Дон» и 1-я часть «Поднятой целины» М. А. Шоло­хова; «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова; стихи и поэмы А. А. Ахматовой, П. Н. Васильева, Н. А. Клюе­ва, О. Э. Мандельштама, М. И. Цветаевой; романы и повести А. М. Горького, А. Н. Толстого, Н. А. Ост­ровского, А. А. Фадеева, И. Ильфа и Е. Петрова и др.

Церковь не мог­ла примириться с подменой общечеловеческих ценностей классовыми критериями. Советская власть в 1920—1930-е гг. разворачивает борьбу с религией.

Важную роль по-прежнему играет кинематограф (фильмы «Светлый путь», «Волга-Волга», «Свинарка и пастух»). Осуществлялась строгая идеологич. Цензура. На сценах многих известных театров (МХАТ, Малый театр) наряду с клас­сикой в 1920-е гг. ставились пьесы новых драматургов на револю­ционные темы.

57 Живопись

Были различные направления. Ассоциация художников революции (АХР, 1922 г.) – самая массовая художественная организация, ставившей своей целью развитие передвижнических традиций в духе «ху­дожественного документализма». Члены АХР создали немало прекрасных картин (работы И. А. Бродского, Е. М. Чепцова, К. Ф. Юона). АХР, как и РАПП (Рос­сийская ассоциация пролетарских писателей), претендовала на монополию в искусстве.

Другое значительное объединение — «Общество художников-станковистов» (ОСТ, 1925 г.), организованное выпускниками ВХУТЕМАСа, стремилось к созданию картин, современных не только по своему содержанию, но и по изобразительным сред­ствам (работы А. Е. Дейнеки, Ю. Н. Пименова и др.).

Общество художников «4 искусства» (1924 г.) сложилось из числа бывших членов объединений «Голубая роза», «Мир искус­ства». Безупречная профессиональная культура, артистизм, вер­ность традиции и одновременно смелые поиски характеризовали членов этой группы (работы П. Г. Кузнецова, К. С. Петрова-Вод-кина, М. С. Сарьяна и др.).

Плодотворно работали также основатель супрематизма К. С. Ма­левич и экспрессионизма В. Кандинский.

Своеобразие К. С. Петрова-Водкина (1878—1939): переплетение впечатле­ний от древнерусских икон и полотен итальянского Возрожде­ния, русского модерна и французского фовизма («Купание красного коня», 1912 г., «1918 год в Петрограде» («Петроградская мадонна», 1920 г.)).

Творчество Марка Шагала (1887—1985), охватывающее почти все XX столетие, стало одной из интереснейших страниц как рус­ской, так и европейской живописи; в нем - тради­ции разных стран, эпох и стилей, непов­торимость авторского начала. Одна из основных тем - изображение родного Витебска.

В. Е. Татлин (1885—1953) — художник русского авангарда, ро­доначальник конструктивизма, который называл процесс своего творчества: «конструирование материалов», «культура материа­лов», и т. п.; «Башня», проект монументального памятника из стекла и металла, посвящённого III Интернационалу (1925).

Живопись жестко контролировалась. Особенно ценились кар­тины и скульптуры историко-революционного содержания, порт­реты вождей и передовиков труда. Многие художники уходили в пейзажную живопись, в иные нейтральные темы, но и там они обязаны были строго соблюдать установленные формы. Уже в 1920-х гг. критики отмечали живописный «поворот к реализму».







Date: 2015-06-08; view: 434; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию