Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Образование и наука. Спорт
Теоретики русского марксизма в 1920-е гг. утвердили в идеологии штамп, согласно которому в этот период произошла «культурная революция». Перепись населения в 1920 г. выявила в стране 54 млн неграмотных, поэтому задача ликвидации неграмотности являлась одной из основных. Были созданы тысячи школ по ликвидации неграмотности (ликбезы). Наряду с ликвидацией неграмотности решались и пропагандистские задачи закрепления большевистской идеологии. Руководил этой работой Главполит-просвет. Увеличивается сеть рабочих клубов, изб-читален, библиотек. Новой формой подготовки кадров рабочих стали школы ФЗУ. Кадры также подготавливались в техникумах, спецшколах, на краткосрочных курсах. Серьезные изменения претерпела система высшего и среднего специального образования в стране. В оды гражданской войны было сделано многое, чтобы вузы стали доступными трудящимся. Были отменены вступительные экзамены, в вузы принимались все желающие. В 1920-е гг. возникла особая форма высшего образования — рабочие факультеты (рабфаки). Принимались меры по коренному изменению программ обучения в вузах и университетах, удалению из университетов нелояльных к власти профессоров и преподавателей. В 1921 г. в Москве был создан Институт красной профессуры (ИКП) для подготовки марксистских преподавателей высшей школы. К концу 30-х гг. во всех союзных республиках имелись высшие учебные заведения, а во всех их столицах — университеты. По количеству студентов, обучавшихся в вузах и техникумах, Советский Союз вышел на одно из первых мест в мире. Большое строительство развернулось в годы первой пятилетки (1928—1933 гг.). В это время педагогические институты, училища и техникумы выпустили значительное количество специалистов. Центром научной жизни была московская Академия наук, объединявшая в своих стенах лучших ученых. Советское правительство с целью развития науки, увеличения числа научных работников инициировало создание республиканских Академий наук, а также отраслевых академий (медицинских наук и др.). Была организована целая сеть конструкторских и проектных бюро, через которые идеи внедрялись в производство. Следует отметить, что государство в пределенной степени поддерживало естественные и технические науки. Гуманитарные науки оказались в гораздо более трудном положении. В 1929 г. была основана Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им. В. И. Ленина (ВАСХНИЛ, президент — Н. И. Вавилов). До своей смерти в 1936 г. продолжал исследования известный русский физиолог И. П. Павлов. Больших успехов добился селекционер И. В. Мичурин. Видную роль в развитии мировой науки сыграли Институт генетики АН СССР, институт растениеводства (ВИР). Однако вскоре были репрессированы многие выдающиеся ученые, в их числе Н. И. Вавилов, С. П. Королев и др. Надолго прервалось развитие перспективных научных направлений (генетики и др.). Был образован и Институт истории. В 30-е гг. XX в. развертывается преподавание истории в средней и высшей школе. С 1 сентября 1934 г. были восстановлены исторические факультеты в Московском и Ленинградском университетах. Большую роль в подготовке специалистов гуманитарных наук играл Московский институт истории, философии и литературы. Руководители Советского правительства принимали меры и по развитию спорта: спортсменов награждали орденами, давали денежные премии, присваивали звания заслуженных мастеров спорта СССР. В 30-е гг. появилась целая плеяда выдающихся спортсменов, которые начали устанавливать мировые рекорды. Литература. Общественная мысль. Общественная жизнь. Кинематограф. Театр В 1934 г. состоялся первый Всесоюзный съезд советских писателей. Спустя два года был создан Союз писателей СССР под руководством М. Горького, и соцреализм был провозглашен единственным официальным течением в советской литературе. Господство соцреализма в последующие годы изолировало советское искусство от достижений мировой культуры. Массово создавались различные группы и объединения. Одна из влиятельных литературных групп «Серапионовы братья» (1921 г.) объединяла преимущественно прозаиков (К. А. Федин, В. В. Иванов, М. М. Зощенко, В. А. Каверин). Литературная группа «Перевал» была создана при журнале «Красная новь» (М. Пришвин, В. Катаев; выступали за сохранение преемственности традиций русской и мировой литературы). В 1924 г. возникла Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП). В другую литературную группу «Левый фронт искусств» (ЛЕФ; 1922 г.) входили поэты В. В. Маяковский, Н. Н. Асеев, С. М. Третьяков. Некоторые видные писатели и поэты не принадлежали ни к каким группам и объединениям. В нач. 20-х гг. XX в. в литературе лидировала поэзия. Из-за отсутствия бумаги распространилась форма «устной» поэзии: литературные вечера; концерты; диспуты. Появляются и новые повести и романы крупных мастеров прозы (А. Н. Толстой, «Хождение по мукам» (1921 г.)). Со второй половины 1920-х гг. литературные произведения стали наполняться одинаковыми штампами, круг сюжетных тем ограничивался. Наиболее приближенным к власти писателям обеспечивались высокие гонорары, просторные квартиры и дачи, высококлассное медицинское обслуживание. Так тоталитарный режим приручил многих деятелей культуры. Стала формироваться «советская художественная интеллигенция». Однако и в эти годы, как в рамках господствующего течения, так и вне его, создаются значительные произведения: «Тихий Дон» и 1-я часть «Поднятой целины» М. А. Шолохова; «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова; стихи и поэмы А. А. Ахматовой, П. Н. Васильева, Н. А. Клюева, О. Э. Мандельштама, М. И. Цветаевой; романы и повести А. М. Горького, А. Н. Толстого, Н. А. Островского, А. А. Фадеева, И. Ильфа и Е. Петрова и др. Церковь не могла примириться с подменой общечеловеческих ценностей классовыми критериями. Советская власть в 1920—1930-е гг. разворачивает борьбу с религией. Важную роль по-прежнему играет кинематограф (фильмы «Светлый путь», «Волга-Волга», «Свинарка и пастух»). Осуществлялась строгая идеологич. Цензура. На сценах многих известных театров (МХАТ, Малый театр) наряду с классикой в 1920-е гг. ставились пьесы новых драматургов на революционные темы. 57 Живопись Были различные направления. Ассоциация художников революции (АХР, 1922 г.) – самая массовая художественная организация, ставившей своей целью развитие передвижнических традиций в духе «художественного документализма». Члены АХР создали немало прекрасных картин (работы И. А. Бродского, Е. М. Чепцова, К. Ф. Юона). АХР, как и РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей), претендовала на монополию в искусстве. Другое значительное объединение — «Общество художников-станковистов» (ОСТ, 1925 г.), организованное выпускниками ВХУТЕМАСа, стремилось к созданию картин, современных не только по своему содержанию, но и по изобразительным средствам (работы А. Е. Дейнеки, Ю. Н. Пименова и др.). Общество художников «4 искусства» (1924 г.) сложилось из числа бывших членов объединений «Голубая роза», «Мир искусства». Безупречная профессиональная культура, артистизм, верность традиции и одновременно смелые поиски характеризовали членов этой группы (работы П. Г. Кузнецова, К. С. Петрова-Вод-кина, М. С. Сарьяна и др.). Плодотворно работали также основатель супрематизма К. С. Малевич и экспрессионизма В. Кандинский. Своеобразие К. С. Петрова-Водкина (1878—1939): переплетение впечатлений от древнерусских икон и полотен итальянского Возрождения, русского модерна и французского фовизма («Купание красного коня», 1912 г., «1918 год в Петрограде» («Петроградская мадонна», 1920 г.)). Творчество Марка Шагала (1887—1985), охватывающее почти все XX столетие, стало одной из интереснейших страниц как русской, так и европейской живописи; в нем - традиции разных стран, эпох и стилей, неповторимость авторского начала. Одна из основных тем - изображение родного Витебска. В. Е. Татлин (1885—1953) — художник русского авангарда, родоначальник конструктивизма, который называл процесс своего творчества: «конструирование материалов», «культура материалов», и т. п.; «Башня», проект монументального памятника из стекла и металла, посвящённого III Интернационалу (1925). Живопись жестко контролировалась. Особенно ценились картины и скульптуры историко-революционного содержания, портреты вождей и передовиков труда. Многие художники уходили в пейзажную живопись, в иные нейтральные темы, но и там они обязаны были строго соблюдать установленные формы. Уже в 1920-х гг. критики отмечали живописный «поворот к реализму». Date: 2015-06-08; view: 434; Нарушение авторских прав |