Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Советская культура 1950—1980-х гг





Особенности культуры СССР этого периода заключались в борьбе правительства с отклонениями от «задач соцстроительства». Н. С. Хрущев; критиковал «формалистов» и авангардистов за «непонятность».

Л. И. Брежнев выступил против двух крайностей культуры: «очернительства» и «приукрашивания действительности». С целью контроля над культурой в середине 1970х гг. была введена система госзаказов, возросла цензура. Постоянно ограничивалось знакомство советских граждан с зарубежной художественной культурой. Образование и наука. В 1946 г. советское правительство значительно увеличило расходы и на науку (они в 2,5 раза превысили расходы предыдущего года); восстановлены Академии наук Украины, Белоруссии и Литвы, созданы — в Казахстане, Латвии и Эстонии. В послевоенное время была организована целая серия научноисследовательских институтов. Война и репрессии 1930х гг. нанесли тяжелый удар по интеллигенции, поэтому в 1940х — начале 50х гг. в Советском Союзе был дефицит специалистов с высшим и средним образованием. В 1940х — начале 50х гг. советская наука и техника достигли ряда успехов в области физики, химии, точной механики, но они в основном были направлены на военные нужды. В 1949 г. в СССР была испытана атомная бомба, шли исследования в области химического и бактериологического оружия. Отрасли науки, не имевшие прямого отношения к обороне, подвергались жесткому контролю ( гонения на кибернетику). В сельскохозяйственных науках – школа Т. Д. Лысенко, который обещал быстро повысить урожайность без серьезных капитальных вложений. После прихода к власти Н. С. Хрущева произошло некоторое раскрепощение исторической науки; отход от догм курса истории ВКП(б), пересмотр роли Сталина. Возрастал культ личности самого Хрущева. В годы 7летки (1959—1965 гг.) произошел значительный сдвиг в области технического прогресса (в 1956 г. в небо поднялся первый советский реактивный пассажирский самолет ТУ—104; в 1957 г. был осуществлен запуск многоступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты. 4 октября 1957 г.стартовал советский искусственный спутник Земли. СССР стал пионером освоения космического пространства. 12 апреля 1961 г. первый в истории полет в космос Ю. (А. Гагарин). В середине 1950х—начале 60х гг. развитие получили средства массовой информации (СМИ). Радиовещание охватило всю страну. Время «оттепели» - подъем советской науки и культуры. В 1957 г. в СССР был запущен самый мощный в мире ускори­тель элементарных частиц — синхрофазотрон. В 1956 г. в г. Дубне был создан крупный международный исследовательский центр — Объединенный институт ядерных исследований. Всемирную из­вестность получили работы советских физиков — академиков Л. Д. Ландау, А. Д. Сахарова и др. Началось производство оте­чественной вычислительной техники.

Кризисное состояние школьного образования вызвало по­пытки осуществить реформу школы (1983—1984 гг.). Но неподго­товленность, непонимание причин кризисных явлений в этой сфере привели к быстрому отказу от реформы. Уже в 1985—1986 гг. она была свернута.

Такие же проблемы стояли и перед высшей школой. Несмотря на то, что в стране постоянно росло количество вузов и универси­тетов, промышленность и сельское хозяйство страны испытыва­ли потребность в квалифицированных кадрах. Главными причи­нами этого были: нерациональное использование выпускников вузов; низкий уровень их подготовки; снижение престижа дипломированного специалиста. Положение в науке было немного лучше. Советская наука лишь в фундаментальных областях не отставала от науки запад­ных стран, в прикладной же области, и особенно в компьютери­зации, она была в последних рядах. Значительные успехи были достигнуты советской наукой в области физики, химии, в осво­ении космоса.

1985—1991 гг. в области образования, науки и культуры харак­теризуются неоднозначно. В области образования изменения ста­ли происходить с 1988 г. Усилился дефицит преподавателей, так как они стали уходить в коммерцию, чтобы обеспечить себе до­стойный заработок. Резко снизился интерес молодежи к получе­нию образования. Постепенно вводилось альтернативное обра­зование: создавались гимназии; лицеи и колледжи.

В течение 2-й половины 1980-х гг. в СССР практически отсутст­вовали серьезные открытия, а ведущие отрасли науки, такие как космонавтика, ядерная физика, молекулярная биология и др., с трудом удерживали достигнутый в предыдущий период уровень.

66 Литература

Кампания по борьбе с космополитизмом (цель - очернить все несоветское, несоциалистическое, поставить барьер между СССР и западными странами; кон.1940-х — нач.50-х гг.) отрицательно сказалась на развитии литературы и искусства. В 1946—1948 гг. были приняты решения ЦК партии «О журна­лах «Звезда» и «Ленинград», «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», «О кинофильме «Большая жизнь», «Об опере В. Мурадели «Великая дружба». Гонениям подверглись известные советские композиторы, писатели: С. С. Прокофьев, А. Н. Хачатурян, Н. Я. Мясковский, А. А. Ахматова, М. М. Зо­щенко и другие, чье творчество было отнесено к антисоветскому направлению.

В период «оттепели» отмечается заметный подъем в литерату­ре и искусстве, чему немало способствовала реабилитация части деятелей культуры, репрессированных при Сталине. Но проявились рецидивы сталинизма: в 1957—1962 гг. резкую оценку получили такие антиста­линские произведения, как романы «Не хлебом единым» Дудинцева, «Рычаги» А. А. Яшина, «Собственное мнение» Д. А. Гранина, а роман «Доктор Живаго», который даже не был опубликован в СССР, стал причиной гонений на Б. Л. Пастернака.

В рамках литературно-художественного процесса «оттепели» происходило формирование слоя интеллигенции, оппозицион­ного существующему режиму — диссидентов. К этому времени относилось и появление «самиздатской» и «тамиздатской» лите­ратуры.

Во многих городах резко возросло количество театральных студий. На экраны стали выходить новые фильмы (Т. Е. Абуладзе). Значительно возросло проникновение в страну продукции западной культуры, особенно видео­фильмов. Постоянно рос престиж журналов «Новый мир» (редак­тор А. Т. Твардовский в 1950-54, 1958-70), «Юность» (ред. В. П. Катаев с 1957-1962).

Настоящим потрясением для миллионов советских людей стал выход в свет небольшой по объему повести А. И. Солжени­цына «Один день Ивана Денисовича» («Новый мир» №11, 1962). Следует отметить, что Хру­щев поддержал выход в свет этой книги и даже публично одобрил ее выдвижение на присуждение Ленинской премии. Однако пре­мия А.И. Солженицыну присуждена не была, а сам Хрущев к это­му вопросу не возвращался.

Date: 2015-06-08; view: 799; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию